Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Путь к региональной модернизации Китая






1. Статус региональной модернизации Китая

Основными чертами процесса региональной модернизации Китая являются асинхронность, ощутимый межрегиональный разрыв в уровнях модернизации, общая стабильность структур и изменяемость регионального статуса. Таким образом, региональная модернизация в Китае удовлетворяет четырем базовым принципам региональной модернизации — принципу асин- хронности процесса модернизации, принципу пространственной неравномерности, принципу структуральной стабильности и принципу возможности изменения статуса.

Уровень региональной модернизации в Китае крайне неравномерен. В дельте Янцзы, дельте Жемчужной реки (Чжуцзян) и на побережье Бохайского залива этот уровень достаточно высок, однако в целом модернизированные регионы расположены неравномерно.

Во-первых, уровень региональной модернизации неравномерен среди северных, южных и западных областей. Если включить в южные области Гонконг, Макао и Тайвань, то уровень модернизации в них будет выше, чем в северных — но и в первых, и во вторых он будет выше, чем на западе. Если же в этом сравнении не учитывать Гонконг, Макао и Тайвань, то получается, что в северных областях уровень региональной модернизации выше, чем в южных.

Во-вторых, уровень модернизации неравномерен среди восьми основных регионов Китая. В северном и восточном прибрежных регионах он наиболее высок, в северо-восточном, южном прибрежном, в средних течениях рек Хуанхэ и Янцзы он также является сравнительно высоким, а в северо- и юго-западных регионах он уже существенно ниже.

В-третьих, уровень модернизации неравномерен, при делении Китая на три больших «пояса». В восточном «поясе» этот уровень выше, чем в центральном, а в центральном — выше, чем в западном. Если графически отобразить эту разницу, то в результате получится нечто вроде лестницы с запада на восток.

2. Стратегические варианты региональной модернизации Китая

Стратегические варианты региональной модернизации Китая в целом состоят из четырех эле­ментов: общей теории для формулирования стратегии, стратегической цели, стратегического пути и стратегической модели (инструмента). Для теоретического базиса подходит концепция региональной модернизации, в то время как теории регионального развития можно исполь­зовать как справочный материал. Все это вместе может помочь в создании единой стратегии региональной модернизации.

(1) Выбор цели. На национальном уровне региональная модернизация Китая в первой поло­вине XXI века имеет две цели.

Первая цель региональной модернизации — осуществление первичной модернизации. Страна в целом должна завершить первичную модернизацию к 2020 г. Если же рассматривать регионы, полный переход к вторичной модернизации во всех административных единицах произойдет не раньше 2040 г. Если не учитывать региональные политическую и культурную модернизации, и судить только по социальной, экономической и модернизации в области знаний, то число регионов, полностью завершивших первичную модернизацию, составит 8 в 2010 г., 18 — в 2020 г., 28 — в 2030 г. и 34 — в 2040 г. К этому же году страна завершит урбани­зацию и индустриализацию.

Второй целью региональной модернизации является достижение среднего уровня миро­вого развития и дальнейшее его поддержание. Согласно трехшаговой стратегии Дэн Сяо­пина, страна достигнет среднеразвитого уровня к 2050 г. Число регионов Китая, которые достигнут уровня развитых или среднеразвитых стран, будет составлять 8 в 2010 г., 10 — в 2020 г., 12 — в 2030 г., 14 — в 2040 г. и 17 — в 2050 г. Соответственно, число регионов, которым этого уровня достичь не удастся, будет равно 26 в 2010 г., 24 в 2020 г., 22 в 2030 г., 20 в 2040 г. и 17 в 2050 г.

(2) Выбор пути. В настоящем докладе утверждается, что на национальном уровне для регио­нальной модернизации Китая может быть выбран путь новой интегрированной модернизации. Хотя развитые регионы, завершившие первичную модернизацию, могут направить свои силы на осуществление вторичной, среднеразвитые, предварительно развитые и отстающие регионы могут избрать путь новой интегрированной модернизации.

С точки зрения прошлого опыта, региональную модернизацию Китая надо направить по тропе интегрированной модернизации по трем основным причинам.

Во-первых, третья стратегическая цель осуществления национальной модернизации тре­бует выбора именно интегрированного подхода. Только при нем и при выборе пути новой интегрированной модернизации, а также внедрении «магистральной» стратегии достижения индустриализации, страна сможет удержаться на высоком общемировом уровне развития и в целом осуществить первичную модернизацию.

Во-вторых, в Китае есть условия для выбора пути интегрированной модернизации. В насто­ящий момент региональная модернизация Китая характеризуется совместным проведением двух модернизаций — и развитые прибрежные, а также столичные регионы имеют потребность и возможность осуществления вторичной.

В-третьих, общая стратегия «догоняющей» модернизации не подходит для развитых и сред­неразвитых регионов Китая. В 2000 г. в Китае было шесть развитых и среднеразвитых регионов, осуществивших или завершивших первичную модернизацию. Этим регионам необходимо как можно активнее осуществлять вторичную модернизацию и участвовать в международной гонке за ней.

С точки зрения распределения и структуры, региональная модернизация Китая должна протекать по умеренно сбалансированному сценарию развития по трем причинам.

Во-первых, в Китае нет условий для чисто сбалансированного развития. Такой путь под­ходит странам с очень высоким уровнем модернизации или небольшим странам. Китай — крупная развивающаяся страна, с самым большим числом жителей и третья по размеру в мире. В таком случае неравномерность уровней модернизации естественна. Это неравенство невоз­можно преодолеть изнутри силами самой страны.

Во-вторых, Китаю не подходит путь неравномерного развития. Это многонациональное государство. Расширение межрегионального разрыва создаст политические риски и замедлит здоровое и планомерное развитие национальной экономики. Пропасть между регионами явля­ется объективной реальностью. Если страна изберет путь неравномерного развития, эта про­пасть будет только расширяться.

В-третьих, у Китая есть потребности и условия для выбора умеренно сбалансированного пути развития. Для осуществления национальной модернизации потребуется, чтобы все реги­оны достигли определенного уровня. Китайское правительство достаточно сильно, а экономика достаточно крепка, чтобы обеспечить умеренно сбалансированное развитие.

3. Стратегическое распределение региональной модернизации Китая

Если региональная модернизация в развитых странах является естественной эволюцией, то в развивающихся — это полностью контролируемый процесс, что требует систематической раз­работки и осторожного использования. Поскольку Китай — крупная развивающаяся страна, его региональная модернизация также должна быть контролируемым процессом.

(1) Распределение региональной модернизации на национальном уровне. В настоящем докладе утверждается, что стратегическое распределение региональной модернизации Китая может быть проведено согласно разделению на «три основные области и восемь основных регионов» (рису­нок VII.4). Три основные области — северная, южная и западная. Ключевые регионы — северо­восточный, северо-восточный прибрежный, восточный прибрежный, южный прибрежный, среднее течение Хуанхэ, среднее течение Янцзы, юго-западный и северо-западный регионы. Если в западной части модернизация пройдет успешно, будет сформирован стратегический треуголь­ник региональной модернизации. «Южные и северные области будут идти рука об руку, восточ­ные и западные регионы будут взаимодействовать, восемь регионов начнут конкурировать друг с другом, и будет наблюдаться умеренное неравенство». Городское и сельское распределение региональной модернизации должно рассматриваться в связи с тремя главными областями, восе­мью основными регионами и уровнями региональной модернизации. Распределение должно быть ориентировано на человека и нацелено на удержание высокого уровня мирового развития.

Рисунок VII.4. Три области и восемь основных регионов регионального развития в Китае [1]


 

(2) Распределение региональной модернизации на региональном уровне. Распределение модерниза­ции по 34 регионам Китая требует отдельного изучения. Это распределение должно учитывать четыре принципа: в регионах с разным уровнем модернизации требуются разные режимы рас­пределения; последнее должно отвечать сильным сторонам и условиям конкретных регионов; распределение должно быть сопоставимым с общим распределением национальной модерни­зации; также необходимо, чтобы учитывалось влияние как внутренней обстановки в стране, так и международной.

4. Стратегические меры осуществления региональной модернизации

В настоящем докладе перечислены шесть мер, способных помочь при осуществлении регио­нальной модернизации Китая: три национальные и три, связанные с провинциями.

(1) Должно быть создано национальное управление по делам регионального развития.

(2) Необходимо прилагать активные усилия для изучения и прокладывания пути новой интегрированной модернизации и стратегии.

(3) Необходимо прилагать активные усилия для изучения и продвижения ориентирован­ной на людей стратегии умеренно сбалансированного развития.

(4) Регионы должны изучать и формулировать собственные стратегии собственной модер­низации.

(5) В регионах следует создавать научно-исследовательские центры по региональной модер­низации.

(6) Регионы должны подготавливать и публиковать регулярные доклады о модерниза-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.