Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модернизация и ее оценка (Доклад за 2001 г.)






Раздел I. Обзор доклада

Великая нация должна открыто смотреть на мир, а цивилизованная страна — открыть ему свое сердце. Все великие нации и цивилизованные страны придают большое значение истории и культуре. За последние 6000 лет человеческая цивилизация продвигалась вперед очень быстро. В последние 200 лет нахлынула и с головой захлестнула мир волна глобальной модернизации. В последние же три десятка лет настоящее восхищение и потрясение устоев вызывает инфор­мационная революция и революция в области знаний. Заглядывая вперед, можно увидеть свет грядущей вторичной модернизации, освещающий весь наш мир.

2001 г. стал первым в третьем тысячелетии. Из него берет начало трехступенчатая стратегия модернизации Китая. С этого года мы будем пристально следить за мировыми тенденциями и стремиться идти в ногу со временем, анализируя процесс и стратегию модернизации и соби­рая полученные данные в ежегодных докладах о модернизации. Поскольку данный доклад явля­ется первым в серии, его основной задачей становится объяснение концепции модернизации, анализ всемирной тенденции модернизации и оценка ее уровня по всему миру.

I. Что такое модернизация?

Модернизация была целью многих поколений китайского народа. Проблема модернизации начала обсуждаться китайскими учеными в 1930-х гг. прошлого века [1]. В 1950-х американцы развили классическую теорию модернизации [2]. В 1970-х западные ученые создали теорию пост­модернизации [3, 4]. В 1980-х начинается полномасштабное исследование классической теории модернизации китайскими учеными, развивающими собственные взгляды на этот вопрос [1], и в 1990-х гг. ими же создается теория вторичной модернизации [5—7]. Таким образом, до сих пор не было дано единого определения модернизации. В целом, этот термин можно толковать тремя способами: в контексте его основного значения, теоретических выводов и выводов для политики (таблица IV.1).

 

Таблица IV.1. Определение модернизации

  Значение модернизации
Основное значение Основное значение слова «модернизация» связано с определением, данным этому термину в словарях. В целом, есть два значения: подразумевается процесс максимального приближения к современности, удо­влетворения ее условиям или адаптации к повседневным потребностям, либо - модернизированная версия чего-либо, обладающая современными характеристиками, и пригодная для удовлетворения современных потребностей.
Теоретическое определение Бендикс полагал, что модернизация является видом социальных изменений, связанных с промышленной ре­волюцией в Великобритании и политической революцией во Франции. В передовых обществах она является частью экономического и политического прогресса, в отстающих - частью процесса изменений [8].
Айзенштадт уверен [9], что модернизация является процессом перехода от традиционных к современным ти­пам общества, экономики и политической системы. В Западной Европе и Северной Америке она протекала с XVII по XIX век, затем распространилась на другие страны Европы, Южную Америку, Азию и Африку в XIX и XX веках.

Таблица IV.1. (продолжение)

  Значение модернизации
Теоретическое определение Ло считал [5], что в широком смысле модернизация является мировым историческим процессом, быстрым изменением человеческого общества с момента Промышленной революции, связанным с динамикой ин­дустриализации и ведущим к глобальному переходу от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, что выражается в приобретении экономикой, политикой, культурой и мыслью индустри­альных черт, а также в некоторых более глубоких изменениях. В узком смысле модернизация является про­цессом развития отсталых стран, быстро достигающих уровня более развитых и адаптирующихся к современ­ной обстановке в мире.
Хэ уверен [7], что модернизация означает значительные изменения в человеческой цивилизации со времен Промышленной революции XVIII века, происходящие в политике, экономике, обществе, культуре, окружаю­щей среде и индивидуальном поведении, затрагивающие как процесс развития передовых стран, так и по­пытки догнать их в развитии странами отстающими. Процесс всемирной модернизации с XVIII по XXI век следует разделить на две стадии: первичную модернизацию (классическую). Она является переходом к со­временной индустриальной цивилизации. Вторичная модернизация является переходом от индустриальной к цивилизации знаний и экологической цивилизации.
Политические выводы Политические выводы относительно модернизации являются практическим прикладным использованием теорий модернизации при разработке политической стратегии ее развития. «Политика модернизации», про­водимая разными странами, может быть достаточно разнообразной и изменчивой в зависимости от геогра­фического положения стран или регионов.

 

1. Основное значение и повседневное использование термина «модернизация»

Под основным значением термина «модернизация» понимается определение, даваемое ему в словарях. Повседневным использованием можно назвать то, как этот термин употребляется сообразно словарному определению. В Китае слово «модернизация» появилось приблизительно в начале XX века. Однако на Западе его появление датируется еще XVIII веком.

(1) Существуют два основных значения термина «модернизация».

Процесс (акт модернизирования): процесс создания или приведения в состояние современ­ности, в соответствие с современными требованиями и рамками, а также приведение в соответ­ствие с потребностями настоящего времени.

Состояние (что-либо является модернизированным): модернизированная версия, приведен­ная в соответствие с требованиями современности, и пригодная для удовлетворения потребно­стей настоящего времени.

Проще говоря, под словом «модернизация» можно понимать как процесс развития с при­внесением «современных черт», так и состояние, служащее конечным результатом этого про­цесса. «Современные черты» — относительно новые характеристики или последние изменения, появившиеся в рассматриваемой области в ближайшие исторические периоды времени, при­мерно после 1500 г. н. э. Чаще всего под этим определением понимаются самые новые, наиболее развитые или прогрессивные характеристики определенного объекта.

Термин «модернизация» имеет нижнюю границу времени возникновения (около 1500 г. н. э.), но в настоящем или будущем не существует момента времени, к которому можно привязать рамки использования данного понятия. Его использование также не ограниченно простран­ственно или по предметной сфере.

(2) Повседневное использование термина. Слово «модернизация» имеет широкий спектр значе­ний, но все они сосредоточены вокруг двух основных.

Как существительное, «модернизация» является определением процесса достижения высо­кого уровня развития в масштабах мира или же описанием состояния в контексте общемиро­вого уровня развития. Это слово может служить составной частью сложных понятий, таких как «аграрная модернизация» или «модернизация образовательного процесса».

Как прилагательное, «модернизированный» является характеристикой объекта, находяще­гося на высоком уровне мирового развития, или удовлетворяющего требованиям современно­сти. Данное слово также может служить составной частью сложных понятий, таких как «модер­низированный город» или «модернизированная школа».

В целом, то, что является наиболее современным, развитым, последним по времени появле­ния или наилучшим образом отвечает требованиям современности, попадает под определение модернизированного.

(3) Происхождение термина. Слово «модернизация» родственно словам «модернизировать» и «современный» (modern). Согласно словарю Вебстера, основное значение термина «модерни­зация» также сводится к этим двум словам (таблица IV.2).

Таблица IV.2. Происхождение термина «модернизация»
Слово Толкование в словаре Вебстера
Modern (современный) (прилагательное, 1 585 г) 1. Связанный с настоящим моментом или недавним прошлым или характеризующий его. 2. Относящийся к периоду с 1500 г. по наше время.
Modernize (модернизировать) (глагол, 1748 г) 1. Делать или становиться современным, в особенности изменяться согласно современным вкусам или менять оснащение на более новое. 2. Делать подходящим для повседневных потребностей.
Modernization (модернизация) (существительное, 1770 г.) 1. Акт модернизирования, состояние, в котором последнее осуществляется. 2. Нечто модернизированное: новая версия.

 

2. Теоретические выводы по проблеме модернизации

Под теоретическими выводами, связанными с модернизацией, следует понимать выработанные учеными систематические описания характеристик модернизации и закономерностей ее про­текания. Поскольку разные ученые рассматривают модернизацию с различных точек зрения, существует несколько разных научных школ, исследующих ее, и различных теорий, связанных с ней. Отчасти этот феномен напоминает известную притчу о слепцах, пытающихся описать слона. Хотя разные ученые предлагают различные интерпретации этого процесса, теоретиче­ская сущность этих толкований одинакова. В число относительно влиятельных теорий входят: классическая теория модернизации, теория постмодернизации, теория экологической модерни­зации, теория рефлексивной модернизации, теория множественных современностей и теория вторичной модернизации.

Согласно классической теории модернизации, данный термин описывает существенные изменения, произошедшие в обществе со времени Промышленной революции XVIII века. Он включает в себя исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному — процесс, в ходе которого отстающие в своем развитии страны стремятся достичь высокого уровня развития, соответствующего мировым меркам, и осуществить индустриализацию, а также провести глобальные изменения в пяти сферах: интеллектуальной, политической, экономической, социальной и психологической. По мнению некоторых ученых, началом модернизации является научная революция XVI века [10]. Классиче­ская модернизация в большинстве передовых стран продолжалась примерно 200 лет, в период с 1760 по 1960 г. Развивающиеся и отстающие страны вступили в этот процесс в разные периоды времени, и большинство из них еще не завершили его к концу XX века.

С 1970-х годов индустриальная экономика в развитых странах постепенно угасала, а инфор­мационная — стремительно развивалась. Постепенно формировалось информационное обще­ство. Эти перемены уже не укладывались в классическую теорию модернизации. В 1998 г. китайский ученый Хэ Чуаньци предложил теорию вторичной модернизации [5—7]. Согласно ей, модернизация являет собой новый этап процесса человеческой цивилизации, начиная с XVIII века (таблица IV.3), а весь этот процесс, от момента возникновения человека до 2100 года, можно разделить на четыре эры и 16 фаз. В частности, процесс перехода от аграрных к инду­стриальным эпохе, культуре, экономике, обществу и цивилизации является первичной модер­низацией (классической). Процесс же перехода от индустриальной к эпохе знаний, культуре, экономике, обществу и цивилизации является вторичной модернизацией. Эпоха, основанная на знаниях, не является конечной точкой цивилизационного процесса, и за ней последуют дру­гие модернизации. Типичными характеристиками первичной модернизации являются урбани­зация, индустриализация, демократизация и рационализация. Типичными характеристиками вторичной модернизации являются информатизация, глобализация, экологизация и деинду­стриализация.

Таблица IV.3. Теоретические выводы по проблеме модернизации [7]
Значение Теоретические выводы
Изменения Модернизация - существенные изменения человеческой цивилизации со времен промышленной революции XVIII века, включающие в себя формирование, развитие, трансформации и международное взаимодействие современных цивилизаций, а также инновации, отбор, передачу и рецессии их элементов и т. п.
Процесс Модернизация - длительный исторический процесс, который можно разделить на два периода: первичную и вторичную модернизации, шедшие на протяжении 400 лет, с XVIII по XXI века. Первичная модернизация яв­ляется процессом перехода от аграрного к индустриальному обществу, экономике, культуре, цивилизации и эре, вторичная - процессом перехода от индустриального к основанному на знаниях и экологии обществу, экономике, культуре, цивилизации и эре.
Конкуренция Модернизация - форма международной конкуренции, в ходе которой различные страны стремятся достичь высоких уровней мирового развития, удержать и развить их.
Две точки зрения Модернизацию можно рассматривать в абсолютном и относительном смысле. Изменения и прогресс в рам­ках страны являются абсолютной модернизацией, международное сравнение и смена международного статуса страны - относительной.
Формула Модернизация = развитие цивилизации х изменения цивилизации х международная конкуренция и смена статуса.

Примечание: Модернизация является необратимой тенденцией в развитии человечества и одной из разновидностей рационального выбора индивидов.

 

3. Выводы в области политики развития, связанные с проблемой модернизации

В данном случае, выводы в области стратегии (политики) развития — это практическое при­менение теорий модернизации, в особенности те стратегические меры, которые можно пред­принять для продвижения в ее направлении. Правительственные организации используют элементы теорий модернизации в свете своих нужд в области развития с целью создания и кор­ректировки политик и стратегий обновления, понимая последние как «модернизационные». Эти стратегии, оказываются следствиями «модернизации» в области концепций развития. В разных странах и регионах, на разных стадиях развития последних используются различные политики модернизации. Если общие выводы из теорий модернизации для сферы развития относительно неизменны, то политика правительств в данном отношении разнообразна и может со временем изменяться.

Есть несколько теоретических школ модернизации, и каждая предлагает свои выводы в об­ласти политики развития. Классическая теория модернизации, разработанная в 1950 — 1960-е годы XX века, сильно повлияла на политики развития, а также на международные стратегии развивающихся стран. Теория вторичной модернизации была представлена в 1990-х годах, она предлагала стратегии развития как для развитых, так и для развивающихся стран в XXI веке. Обе этих теории существенно повлияли на стратегии в области развития.

Проще говоря, классическая модернизация означает переход от традиционного земледель­ческого (аграрного) общества к индустриальному, и представляет собой процесс, в ходе которого отстающие страны осуществляют индустриализацию, достигая высоких общемировых уров­ней развития. Выводы из классической модернизации в области стратегии развития касаются индустриализации, урбанизации, демократизации, распространения начального образования и т. п. Вторичная модернизация касается в первую очередь информатизации, глобализации, экологизации, субурбанизации, баланса между городом и деревней, распространения высшего образования и улучшения качества жизни.

Теории модернизации предлагают разные следствия в области политики развития для раз­ных стран и разных сферах жизни. Например, выводы классической модернизации в эконо­мической сфере затрагивают индустриализацию, стандартизацию, аграрную модернизацию, макроэкономику и техническую модернизацию. В социальной сфере речь идет об урбанизации, специализации, мобильности, социальной безопасности и модернизации в области обороны. Все выводы теории классической модернизации применимы к развивающимся странам.

«Модернизация» — очень популярный термин, широко употребляемый в разных контек­стах и наделяемый различными смыслами. Например, для жителей развитых стран с модерни­зацией ассоциируются инновации и лидерство, а для жителей развивающихся стран — стремле­ние достичь мирового уровня развития. Для простых граждан модернизация — это достижения, развитие, «последнее слово в науке и технике», а для официальных лиц страны — это урбани­зация, информатизация и даже национальная цель. Ученые же понимают под ней различные явления, глобальные тенденции, темы для исследований и теоретических размышлений. Нам необходимо убедиться в наличии общей теоретической основы или контекста для дискуссии по проблеме модернизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.