Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Временная перспектива и природа опыта времени






Под опытом времени мы подразумеваем все относящиеся к времени аспекты жизни человека, которые в определенный период в настоящем обращаются к будущему и возвращают в прошлое (L. К. Frank, 1939; Lewin, 1951). Относящийся к достижению опыт структурирует время едва ли не более всякого другого. Прежде всего он направлен на будущее, охватывает достаточно большой промежуток времени, связывает события во времени, устанавливает последовательность промежутков времени. Также он обращается к прошедшим событиям, как, например, в случае с аффективными состояниями, причиной которых является успех или поражение и которые обычно характерны для промежутков времени, следующих после окончания деятельности. Последовательность действий сама по себе представляет перспективу будущего времени (см. гл. 6). Постановка цели, пока она является ориентированной на реальность, основывается на соотнесении перспектив будущего и прошлого времени (Lewin, 1951; Heckhausen & Roelofsen, 1962; см. главу 8). Повышение социоэкономического статуса приводит к увеличению длины учитываемой временной перспективы, особенно в отношении будущего, что характерно для определенных социальных классов (Leshan, 1952; Rosen, 1956; Douvan & Adelson, 1958).

Мотивационную характеристику оценочных диспозиций феноменологически следовало бы отнести к ожиданиям с точки зрения проблемы временной перспективы. Под этим подразумеваются ожидания того, что субъект осуществит - или не осуществит - переход из настоящего (актуального) состояния в более удовлетворительное конечное состояние, измеренное в соответствии с определенными критериями успешности (нормативным состоянием). Переживание разницы во времени между существующей в настоящем и предполагаемой в будущем ситуациями является реальной мотивирующей силой, с точки зрения феноменологии она направляет и стимулирует как восприятие, так и деятельность. Поскольку предвидение ситуации будущего как поражения или успеха являет собой ожидание, сопряженное с позитивными и негативными эмоциями, и переживание подобных ожиданий является либо приятным, либо неприятным, побуждающим или удерживающим, то выливается это либо в достигающее, либо в избегающее поведение (см.: Heckhausen, 1963b; Fuchs, 1963). Из-за сложности взаимосвязи между переживанием перспективы времени и мотивацией, эмоциональным ожиданиям следует отдать главенствующую роль в диагностике мотивации среди всех прочих параметров опыта человека. Эти ожидания представляют собой важную категорию во всех измерительных ключах, к настоящему времени разработанных для оценки мотивации (например, предвидение цели). Относительно n Ach не только уровень мотивации должен быть связан с такими параметрами, как рассматриваемый промежуток времени и структура временной перспективы, но и ее направление.

Это было подтверждено рядом экспериментальных исследований, включавших в себя совершенно разные переменные. Испытуемые с высокой n Ach чаще использовали будущее время и сложноподчиненные предложения, что указывает на вероятную связь настоящего и будущего времен (McClelland et al., 1953). Они обладают большими возможностями в области отсрочки удовольствия: когда предоставляется выбор между немедленным, но малым вознаграждением и большим, но по прошествии некоторого времени, чаще всего они выбирают последнее (Mischel, 1961; Cameron & Storm, 1965; ср.: Fisher, 1961, равно как и концепция «дуги ожидания» (Spannungsbogen) Kiinkel, 1928). Низкая склонность к достижению (предполагаемая в данном случае в связи с низкой школьной успеваемостью), по данным Davids & Sidman (1962) и Strauss (1962), сопровождается большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Высокомотивированные испытуемые[8] относят опыт человека, изображенного на стимульном материале ТАТ, к более отдаленному будущему и охватывают большую по продолжительности временную перспективу в целом, чем низкомотивированные испытуемые (Heckhausen, 1963b). Тот же эффект наблюдается в отношении временной структуры деятельности (Ricks & Epley, цит. по: McClelland, 1961). Успевающие ученики демонстрируют большее предвосхищение и оптимистический настрой в оценках будущего, чем отстающие, что проявляется как в беседах, так и в историях, которые они придумывают, однако более частое обращение к будущему времени не коррелирует с уровнем интеллекта (Teahan, 1958). Возможный предугадываемый риск при вождении, который мог бы привести к дорожным происшествиям и авариям, лучше рассчитывается водителями с более высокой мотивацией достижения (Hoyos, 1965).

Направленность мотивации достижения - не менее важный фактор, чем ее сила. Рассказы ТАТ мотивированных на успех испытуемых содержат более длинную последовательность разворачивающихся во времени событий (временную перспективу), чем мотивированные на неудачу (Heckhausen, 1963b). При извлечении из памяти материала, соотнесенного с некоторым временем (как, например, половину материала, заучиваемого вчера, необходимо будет воспроизвести завтра, а другую половину - 4 недели спустя, см.: Ferdinand, 1959), было получено, что мотивированные на успех испытуемые помнят больше информации, которую необходимо воспроизвести позже, чем той, которую необходимо было докладывать раньше. Таким образом, они более способны к объединению успешных этапов во временной перспективе в один блок (Gotzl, 1960; цит. по: Heckhausen, 1963b). Согласно данным опросника (Vukovich et al., 1964), мотивированные на успех испытуемые склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать.

Успешные бизнесмены характеризуются сходными способностями: распознать будущие возможности и приспособиться к ним (McClelland, 1961). Риск, неизбежный при принятии решения, заблаговременно может быть рассчитан более точно при условии учета достаточно большего временного отрезка в перспективе будущего времени. И чем больше этот отрезок, тем точнее деятельность с реально рассчитанным риском, как показывает пример с умеренной постановкой целей, демонстрируемой высокомотивированными и мотивированными на успех испытуемыми (Heckhausen, 1963b). Все эти результаты подтверждают описанную К. Левиным (1953) взаимосвязь между доверием к себе, надеждой, упорством, настойчивостью, волей (как «моральным состоянием») и планированием лучшего будущего. Тесная взаимосвязь между временной перспективой и различными уровнями реальности будет более подробно обсуждаться в следующем параграфе.

Характерные отличия также проявляются в качестве восприятия времени (согласно исследованиям Кпарр & Garbutt, 1958, 1965), исследование проводилось на материалах относящихся к времени поэтических метафор, сгруппированных по методу факторного анализа. Высокомотивированные испытуемые обнаружили, что их ощущение времени лучше всего передается метафорами, отражающими направленное быстрое движение, такими, как «летящий космический корабль», в то время как слабомотивированные испытуемые выражали его более статичными образами, такими как «тихий безбрежный океан». Хекхаузен (Heckhausen, 1963) обнаружил подобные кластеры факторов на немецких испытуемых и подтвердил их связь с силой мотивации достижения. Анализ «динамичных, быстродвижущихся» образов, предпочитаемых высокомотивированными испытуемыми, оказался очень продуктивен с точки зрения преобладающей мотивации ожидания успеха или неудачи. Мотивированные на успех испытуемые рассматривали время как целенаправленное, быстрое движение, в то время как ориентированные на неудачу видели в нем бесцельный, непрерывный поток. Первые уверенно позволяли себе быть увлекаемыми временем и торопили его движение вперед, используя его для планирования, для движения прямо к цели; в то время как вторые, казалось, видели себя роковым образом ввергнутыми в пучину тащащего их водоворота времени.

Кnарр в серии своих экспериментов обнаружил еще ряд различий в восприятии времени. В качестве процедуры измерения мотивации им использовался выбор высокомотивированными испытуемыми неяркой цветовой гаммы (предпочтение сине-зеленой шотландки красно-желтой, 1958). Временные промежутки, равно распространяющиеся в прошлое и будущее, воспринимались высоко мотивированными испытуемыми ближе к настоящему времени, таким образом, общая шкала времени у них была более сжата. Для них событие недавнего прошлого не воспринималось как давно произошедшее, а окончание текущего события ожидалось раньше, чем происходило реально (Green & Кnарр, 1959). Также характерные отличия наблюдаются в установках по отношению ко времени в повседневной жизни. Высокомотивированные люди агрессивно реагируют на неточный ход часов, они беспокоятся, если не знают, который час, их терзают угрызения совести, если они поздно встают утром или иначе теряют время (Кпарр, 1962; Argyle & Robinson, 1962). Высокомотивированные люди более точно могут оценить время прослушивания музыкального отрывка, который недооценивается испытуемыми с низкой n Ach. Возможно, это происходит в результате того, что последние больше поглощены музыкой, которую они слушают (Кпарр & Green, 1961). Высокомотивированные испытуемые воспроизводят представленные на слух отрезки времени более быстрым движением руки (du Preez, 1964).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.