Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)






На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Все эти направления отражены в содержании «Технологических карт».

Представленная технология близка к системно-деятельностному подходу, но при ее реализации следует помнить, что представленные этапы открыты учителю, но вполне могут быть скрыты от ученика. Если ребенок заранее знает о том, что сейчас он будет выполнять пробное действие, умение видеть границу своего знания и незнания и как следствие — самостоятельность в целеполагании у ученика не появится. Более эффективны задания - «ловушки», о которых не предупреждают, которые предлагают для групповой и парной работы, на основе которых выявляется невозможность выполнить действие.

На этапах выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода затруднения, реализация построенного проекта на первом плане должна быть деятельность в рамках предмета и свободная речь детей, связанная с ходом решения учебной задачи. При этом ученики могут не называть этапы учебной деятельности, для младшего школьника важней освоение этой деятельности на предметном материале. Сравните две ситуации:

• дети самостоятельно решают пример на деление столбиком (правильный ответ 304), при проверке выясняется, что получилось два ответ — 34 и 304. В свободном режиме идет обсуждение, кто прав, и делается вывод, что при делении столбиком важным шагом является определение первого неполного делимого;

• ученики проговаривают, что сейчас они будут выполнять пробное действие, выполняют (задание аналогично первому), затем озвучивают затруднения, в том числе, и те, кто решил пример правильно. Затем обсуждаются способы выхода из затруднения, хотя дети выполняют действия в рамках известного способа, не внося в него изменения, но при подведении итогов речь идет о новом способе и не делается акцент на том, что главное не пропустить этап определения первого неполного делимого.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что на первом плане должна быть собственно учебная деятельность в рамках предмета, а обсуждение этапов учебной деятельности может стать формальным.

В связи с этим, не отказавшись от использования технологических карт, мы изменили их структуру, с учетом требований ФГОС НОО.

Технологическая карта урока включает в себя:

• название темы;

• планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);

• тип урока (учебного занятия), определяющий технологию изучения указанной темы;

• описание по каждому этапу урока содержания, деятельности учащихся, деятельности учителя и метапредметные результаты, на достижение которых направлено то или иное задание.

В практической части приведены конспекты уроков составленных на основе технологических карт.

 

Литература

1. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: книга для учителя. / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Томачева, З.И. Шилкунова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Петерсон, Л.Г. Интегративная технология развивающего обучения. / Л.Г. Петерсон. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

3. Петерсон, Л.Г. Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности». / Л.Г. Петерсон. - М.: Просвещение, 2010.

4. Планируемые результаты начального общего образования. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.

5. Примерные программы начального общего образования: учебное издание. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010. Ч.1. - 400 с.

6. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива»: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2010.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) / Под ред. В.В. Козлов, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 142 с.

 

 

Тема: Системно — деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.