Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандарта нового поколения






Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

Методические рекомендации

 

 

Челябинск

 

 

УДК 371.3 Печатается по решению Учебно-методической

ББК 74.202.5 комиссии ГОУ ДПО ЧИППКРО

П79

П 79 Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы: методические рекомендации /Под ред. М. И. Солодковой, Л.Н. Чипышевой - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2011. - 39 с.

ISBN 9785983144255 УДК 371.3

ББК 74.202.5

В методические рекомендации включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

В Приложении представлены конспекты уроков, составленные в логике системно-деятельностного подхода, разработанные учителями начальной школы МОУ СОШ № 104 с углубленным изучением отдельных предметов г. Челябинска. Структура конспекта позволяет проследить виды деятельности учащихся и метапредметные результаты, на достижение которых направлено то или иное задание. Такой подход к проектированию урока в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО. Практические материалы сборника могут быть использованы для организации практических занятий по освоению способов достижения новых образовательных результатов, а также для самообразования.

В подготовке методических рекомендации приняли участие О.В. Петрова, Т.П. Савушкина, А.В.Ильина, Ю.Ю.Баранова, Л.Н. Чипышева, В.А. Балдина, Л.И. Копотева, СВ. Расчектаева, Т.А. Шатилова.

Методические рекомендации предназначены для руководи! елей, заместителей руководителей, учителей общеобразовательных учреждении, осуществляющих введение федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования.

Рецензенты:

Коптелов А.В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой управления, экономики и права (ГОУ ДПО ЧИППКРО);

Титаренко Н.Н., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий заочным отделением РИПОДО (ГОУ ВПО ЧГПУ).

ISBN 9785983144255

ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011

 

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандарта нового поколения

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократичного гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Работая над методической темой «Формирование и развитие профессиональной компетенции учителей в период экспериментального внедрения ФГОС», педагоги знакомились с инновационными процессами в образовании в целом и начального образования в частности. Перед педагогами были поставлены задачи:

• изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;

• изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;

• освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».

На первом этапе работы была проанализирована исихолого-педагогическая литература по проблеме, выявлены ключевые моменты, способствующие пониманию системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А.Н. Леонтьев (1903-1979). Вначале он следовал линии намеченной Л.С. Выготским. Но затем, высоко оценив идеи М.Я. Басова о «морфологии» (строении деятельности), он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека - «Проблемы развития психики» (1959).

А.Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельность — особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие — той целью, которая им достигается (вспугиван6ие дичи) ради реализации мотива.

Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать внутреннюю психологическую подоплеку.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основ психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Системно-деятельностный подход выбран в качестве ведущего неслучайно — условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай — повтори — выполни — получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю — не знаю, могу действовать — не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности. Ответ на вопрос, как перевести субъект-объектные отношения учителя и ученика в субъект-субъектные и дает системно-деятельностный подход.

Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируются на следующих основополагающих тезисах (Сухов В.П. - доктор педагогических наук, автор концепции системно-деятельностного подхода в развивающем обучении школьников).

Окружающий мир — объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основной и системных исследований.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат». Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.

Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»; действие целеполагания («что я должен сделать...»: выбор средств и методов); планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»); решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).

Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы. В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания — общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило - «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе - «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье - «соедини изученные части, рассмотри как они взаимодействуют»). В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания — единство анализа и синтеза.

Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей — общего абстрактного, к нижним — конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ.

Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания — учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся.

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становиться источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Все вышеперечисленные положения и стали методологической основой ФГОС НОО. Итак, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

• ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

• учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общ9ения для определения целей образования и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

• разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

• гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Что важно знать, уметь учителю начальной школы?

• знать принципы деятельностного подхода;

• уметь реализовывать его на практике;

• освоить новую систему оценивания — критериальную;

• освоить принципы организации диалога на уроке.

Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

• придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

• более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

• возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

• существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

• от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;

• от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

• от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

• от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

На этапе введения ФГОС НОО особое внимание должно быть уделено не только изучению теоретических материалов, но и их принятию. Если учитель не принимает новую образовательную парадигму, введение ФГОС НОО будет формальным. Будут своевременно внесены правки в локальные акты образовательного учреждения, скомпилирована основная образовательная программа начального общего образования, но в практике работы образовательного учреждения и каждого конкретного учителя изменений не произойдет. А это в свою очередь сделает практически невозможным достижение метапредметных результатов. Принятие системно-деятельностного подхода возможно только при ряде условий:

• учитель должен иметь гуманистическую центрацию (его интересует не столько преподаваемый материал, сколько процесс познания этого материала ребенком);

• демократический стиль руководства (при котором достаточно жесткая и последовательная система требований сочетается с диалогом, в котором рассматриваются различные точки зрения, мнение каждого становится интересным, ошибки не пугают);

• положительную общую самооценку (предполагающую веру в свои силы, способность проанализировать свои действия, признать и исправить ошибку, не считать сегодняшнюю неудачу трагедией, способность находить путь к успеху).

Рассмотрим, какие изменения должны быть внесены в процесс проектирования урока.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.