Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Глава 6.






1. Св. Павел, зная тоже по слуху, что Коринфские христиане, преимущественно из язычников, ходят судиться, имея спорные дела, из-за житейских предметов, к языческим судьям, по старой ли привычке, или потому, что было стыдно явиться с тяжебным делом в собрание христиан, приходит в негодование и говорит: как смеет кто решаться на это? На что это похоже? Ища правды, идут судиться у неправедных! Если уже необходима правда судебная, то должны и искать ее у людей праведных – святых христиан.

2. Ведь, Коринфянам сказано было устно Св. Павлом, что христиане – святые, своим примером веры и жизни, будут на суде Христовом обвинителями нечестивого мира (ср. Матф. 19, 28; 12, 41-42), то ужели они недостойны теперь разобрать свои маловажные дела?

3. Коринфяне также знают от Апостола, что христиане, святые, в своем примере спасения во плоти, на суде Христовом будут обвинителями злых духов (бывших ангелов), в бестелесном естестве возлюбивших лукавство (Феод.). Ужели же они не могут рассудить наши житейские – пустые дела?

4. Если христиане мир и ангелов будут судить, то ни с чем несообразно в своих житейских делах вам (Коринфянам) судиться у людей, ничего незначащих пред церковью и ее членами, как неверных.

5. Коринфяне могли в свое оправдание сказать, что между христианами не у кого судиться; Св. Павел с укором говорит им: если так, то должно быть стыдно вам же самим, что нет между вами никого разумного, расположенного к своим, родственного (духовно), чтобы братски рассудить спор между братьями своими (духовными).

6. Весьма стыдно, если братья ссорятся и не найдется между ними разумного примирителя в Церкви Христовой, и поэтому они принуждены бывают обращаться к суду неверных. Но лучше было бы не ссориться совсем.

Б) 7-8. Св. Павел считает унизительным для христиан тяжбы, - достойнее христианина было бы снести обиду, потерпеть лишения чего-либо, чем заводить из-за этого тяжбы, и, тем более, между братьями во Христе. – Требование, чтобы между христианами не было тяжб, не представляет ничего чрезмерного. Христианское общество есть общество святых. Таким изображает его Св. Павел повсюду. Грешников всех велел он изгонять вон, лишая и имени христианского, если не покаются. Изгнал он блудников, лихоимцев и хищников, досадителей и пьяниц. Но если не будет в обществе таких людей, то и обижать будет некому, не будет и тяжб. А если и случится какое-либо неприятное недоразумение, то оно легко может быть улажено с помощью какого-либо посредника, или даже и без него, когда между братьями есть любовь.

4) Обличение грешной и страстной жизни вообще (VI, 9-11) и в частности жизни плотоугодливой, выражающейся в чревоугодии (12-13а) и блуде (13б-19), с общим заключением – о прославлении Бога в душах и телесах (20).

Установивши внутренний суд – в самой церкви – для явных – нераскаянных грешников, повелевая изгонять таких из общества христиан, к этому же суду привлекая и тяжущихся, Св. Павел далее направляет слово свое к самим грешникам, особенно же плотоугодников, угрожая им лишением Царства Божия.

9-10. В первых словах 9-го стиха Св. Павел как бы заключает предыдущую речь о тяжбах: ужели вы не знаете, что обидчики, как неправые пред законом совести и Божиим, Царствия Божия не наследуют; ибо туда не войдет ничего нечистого. Кончив это, Апостол обращается к обличению греховной и страстной жизни вообще. Не обманывайте себя, говорит, пустыми надеждами, будто грех – ничего, Бог-де человеколюбив и благ, Он не мстит за преступления, Он не накажет ни за какой грех (Злат.). Как ни нелепы такие мысли, однако же все грешники всегда ими обольщают себя по научению врага людей – дьявола. Бог благ беспредельно, но и праведен не меньше. Св. Павел перечисляет, каким грешникам закрыт вход в Царствие Божие: блудникам – безженным, предающихся греху с безмужними; идолослужителям – позволяющим вкушать идоложертвенное и впадающим там и в другие непозволительные дела, соединенные с этим; прелюбодеям – нарушителям супружеского ложа; малакиям – оскверняющим самих себя блудными страстями; мужеложникам – оскверняющим себя блудными похотьми с мужчинами, вместо женщин; лихоимцам – приобретающим богатства неправдами, обманом в торговле, ростовщичеством и под.; скупцам – не делящимся своими избытками с нуждающимися; ворам – всякого рода и всякими способами похищающим чужую собственность; пьяницам – добровольно одуряющим себя вином до безобразных поступков; - злоречивым (досадителям) – бранчливым, драчливым, наругателям и насмешникам, от которых никому нет житья и проходу; хищникам – разбойникам, тайно и явно грабящих других. Все такие нетерпимы даже в добром обществе людей, тем более в пресветлом и пречистом Царстве Божием. Страхом лишиться Царствия Божия Св. Павел предостерегает Коринфских христиан впадать в перечисленные грехи, в которых они жили в язычестве.

11. Были некоторые таковы, а теперь, верно, ни они, ни другие – не таковы: иначе Апостол не пощадил бы их. Они приняли веру Христову и чрез нее омылись в Св. Крещении, как в бане пакибытия, от первородного и всех произвольных грехов; освятились – благодатью Св. Духа, давшей им силу жить свято, и тем оправдались – стали непорочными пред лицом Бога, по вере в Господа Иисуса Христа и с помощью Божией благодати.

5. Далее Св. Павел отклоняет Коринфян от сочувствия к таким делам, в которых наиболее проявляется плотоугодие – к чревоугодию (12-13а) и блуду (13б-19).

а) 12. Коринфяне, может быть, на основании учения Св. Павла о свободе духовной от уз закона Моисеева, составили себе правило для руководства относительно пищи (ср. 13 ст.): все мне позволительно вкушать. Бог дал тело, вложил в него потребности для поддержания его жизни, а в природе рассеял блага, которыми удовлетворяются эти потребности. Пользуйся всем свободно, - на то Божие благословение, что все это создано Богом и для тебя. Св. Павел не отрицает прямо этой свободы, но полагает ей два ограничения; пользу и свободу духа – ничем не быть обладаему. Свободно пользуйся всякой пищей, но, чтобы она была действительно полезна не для одного только тела, но и для всего тебя, т.е. и души, и тела. В таком случае необходимо ограничить свободу в пище и количеством и качеством ее. Но еще более стесняет свободу другое ограничение: ничто не должно обладать мною. В теле нашем лежит какой-то закон навыка, по которому удовольствие, ныне испытанное, завтра в тот же час снова потребуется телом. Если удовлетворить его завтра, то на третий день тоже требование повторится с большею силою, и чем чаще будет удовлетворяться потребность известного рода предметами, тем сильнее и настойчивее будет требование их и, наконец, обратится в привычку, - удовлетворять потребности тела известным образом и в известной мере; так что это будет уже как бы естественная потребность тела, которую не удовлетворить нельзя. Эта привычка вяжет нашу свободу, назначая нам и предмет, и время, и меру в отличие от естественной потребности, которая только требует удовлетворения, а не вяжет. Таких привычек, как искусственных потребностей, у нас множество. Против этого рабства своей чувственности Св. Павел и предостерегает свободу воли. Пользуйся всем, но не связывай себя чувственными привычками от удовольствия, а это значит – ограничивай свои потребности только существенно необходимым, ища в пище только довольства, а не удовольствия.

13а. Побуждение воздерживаться от чревоугодия указывается Св. Павлом и в том, что в будущей жизни Бог упразднит – сделает ненужным, как чрево с его потребностями пищи, так и пищу. Разумно ли поэтому увлекаться пристрастием к пище и образовать в душе стесняющие ее свободу привычки. Ведь, душевные привычки здесь и в будущей жизни будут томить и требовать удовлетворения и, за невозможностью удовлетворить их, будут мучить душу.

Б) 13б. Научив воздержной жизни, Св. Павел начинает теперь учить целомудрию, а побуждения к сохранению целомудрия берет от существа христианской веры.

Господь Иисус Христос, принявши природу человеческую, стал Спасителем верующих и Главою их, а они – членами Его; поэтому и должны служить всецело, не душою только, но и телом, Господу, Который входит таинственно в общение со всем человеком в его целости – душою и телом, как Господь души и тела. Если тело – для служения Господу и для общения с Ним, то оно тем самым не должно быть для блуда, как злоупотребления естественною потребностью, законно удовлетворяемою в браке.

14. Как возможно тело наше омрачать и осквернять блудом, когда Бог, воскресивши тело Господа Иисуса, как Главу христиан, воскресит и наше тело силою Своею? Как же омраченное блудом здесь воскреснет светлым? Поэтому представление светлости будущего тела у всех подвижников служило сильным побуждением к тому, чтобы, сколько можно, утончать его, и особенно, не допускать страстных возбуждений. Когда кто из них по благодати Божией достигал того, что в нем погасала и замирала похоть, то об нем говорили, что он прежде всеобщего воскресения вкусил силы его. Некоторые из них, при возбуждении благодатных движений, во время молитвы иногда становились все светлыми, - у иных просветлялось лицо, у иных руки, воздетые к небу, это и было вкушение силы будущего воскресения.

15. Христиане, принявши веру Христову, отрекаются от служения сатане, умирают для прежней порочной жизни, возрождаясь в новую – благодатную, и в ней сочетаваются таинственно со Христом всем существом своим. Истину эту Св. Павел раскрывает во всех посланиях. Если же тела христиан – члены тела Христова, то какая же дерзость, какое безумие – члены Христа омрачать и осквернять блудом, делать их членами блудницы? Но каким же образом они становятся членами блудницы?

16. Долженствующий быть одно со Христом, отторгается от Христа и делается одно с блудницею, и это – по закону первоначального учреждения брака. Брак есть учреждение Божественное, благословляется Богом, и в нем прилепляющиеся в браке друг к другу становятся одним телом во Христе; но блудница служит сатане, а поэтому и прилепляющийся ей становится одним с ней телом в сатане. Что блужение есть служение сатане – это видно и из того, что оно омрачает не только тело, но и душу блудника, отгоняет от него Ангела его Хранителя и отторгает от Господа, ибо мрачному и смрадному нельзя быть едино с Господом.

17. Соединяющийся с блудницей объединяется с ней и оба служат сатане, соединяющийся же с Господом верою, таинствами и благодатью Св. Духа, живет по Духу Его и как бы становится одним духом с Ним, не делая ничего в угоду плоти противного Духу Христову. Вот плоды того и другого.

18. В заключение своих увещаний Св. Павел учит не только остерегаться, но всячески избегать блуда и приводить еще побуждение для более слабых, - именно, что блуд сквернит все тело. Другие грехи совершаются хотя тоже при посредстве тела, но самый грех вне тела, в блуде же самый грех в теле, которое само все истощается блудом, а часть его отторгается и несмысленно бросается. Преданный этой страсти скоро истощается силой тела и души и преждевременно сходит в гроб. Разве для того Господь искупил и спас нас?

19. Разве вы не знаете, говорит он, что Св. Дух, дарованный вам, обитает с вашим духом, управляющим телом вашим? Таким образом, тело ваше есть храм – жилище и Св. Духа, Которого вы получили от Бога. Как же храм Св. Духа отдать сатане чрез блудницу? Вы даже и права не имеете этого сделать, ибо вы выкуплены из рабства греху и сатане дорогою кровью пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа, - мы стали Его рабами, и должны служить Ему и исполнять Его волю, а не своевольничать. Итак, что же делать?

В) 20. Как не свои, а рабы Господа, будьте, говорит, трезвы, целомудренны, воздержны, трудолюбивы и готовы телесно исполнять заповеди Господа Своего, и тем вы прославите Его телесно. Всегда помните Бога, прославляйте Его за великое Его благодеяние в искуплении вас и в даровании благодати Св. Духа, духовно проводите свою жизнь в исполнении Его заповедей и во всех подвигах Богоугождения, и тем прославите Его в душах ваших (ср. Мф. V, 16).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.