Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые показатели (время появления, мес) психомоторного развития недоношенных детей первого года жизни в зависимости от массы тела при рождении






Показатели Время появления (мес) при массе при рождении (г)
До 1 000 1 001-1 500 1 501- 2000 2 001-2 500
Зрительно-слуховое сосредоточение 2-3 2-2, 5 1, 5-2 1-1, 5
Удерживает голову в вертикальном положении 3-4 3-4   1, 5-2
Поворачивается со спины на живот 6, 5-7, 5 6-7 5-6 5-5, 5
Поворачивается с живота на спину 7, 5-8, 5 7-8 6-7 6-7
Самостоятельно садится 9-12 8-10 7-8 6-7
стоит 11-12 11-12 9-10  
ходит 14-15 14-15 11-13 11-12
Начинает произносить слова 12-14   11-12 11-12

 

Существуют особые критические периоды развития, характеризующиеся выраженным снижением показателей (3-4 и 6-7 мес. скорректированного возраста). С возрастом уровень психического развития недоношенного ребенка меняется и приближается к нормальному, в результате чего сохранение начальной поправки утрачивает смысл, и для оценки уровня развития в возрасте 12- 14 месяцев оптимальной становится ориентация на нормативы для постнатального возраста.

Заслуживают внимания также шкалы психического развития ребенка первого года жизни, разработанные О.В. Баженовой. Индексы развития, получаемые в ходе оценки, представляют собой проценты от нормального уровня зрелости двигательных, сенсорных, речевых, эмоциональных и других функций для каждого из контрольных возрастов. Существенным достоинством методики является компактность и достаточная полнота описания психомоторного статуса ребенка. На сегодняшний день данная методика получает все большее распространение в исследованиях психического развития недоношенных, и, в особенности, маловесных детей.

М.Л. Дунайкин с помощью этой системы проб и данных ЭЭГ, составил нейро-психологическую классификацию нарушений психического развития младенцев I и II степени недоношенности. Нарушения при первой форме характерны для психического развития недоношенных с истощаемостью, лабильностью психических реакций и снижением эмоциональной живости. По данным ЭЭГ такие дети имеют преимущественную недостаточность левого полушарий, неврологические нарушения тонуса правых конечностей; некоторым детям к годовалому возрасту был поставлен диагноз ДЦП.

Сенсомоторные функции развития характеризуются отставанием таких реакций, как опора на руки и на ноги, стояние с поддержкой, прислушивание к звуку и дифференциация ритма и топа. При выполнении действий с предметами эти дети обнаруживают неустойчивость внимания. Соответствующие темповые задержки наблюдаются и в других сферах развития.

Для диагностики нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста используются показатели, разработанные проф. Н.М.Щеловановым и его сотрудниками, уточненные и дополненные на кафедре физиологии развития и воспитания ЦОЛИУВ, а также методические рекомендации МЗ СССР, 1984 г. (Н.М. Аксарина с соавт., 1979) (Табл. 6).

Таблица № 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.