Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Caracteristica generală a filosofiei clasice germane. Immanuel Kant – fondatorul filosofiei clasice germane.






Первая особенность учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, — сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Философии. они вверяли высочайшую духовную миссию — быть критической совестью культуры. Философия, впитывая живые соки культуры, цивилизации, широко понятого гуманизма, призвана осуществить по отношению к человеческой жизнедеятельности широкую и глубокую критическую рефлексию. Это была очень смелая претензия. Но немецкие философы XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении несомненного успеха. Гегель сказал: " Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой философской классики действительно удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени — периода глубоких социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности. Конечно, для этого потребовалось разработать философию весьма широкого проблемного диапазона — охватить мыслью существенные особенности развития мира природы и человеческого бытия. При этом через все проблемные разделы красной нитью была проведена единая идея высочайшей культурно-цивилизующей, гуманистической миссии философии. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель еще и потому так высоко возносят философию, что мыслят ее как строгую и систематическую науку, правда, науку специфическую по сравнению и с естествознанием, и с дисциплинами, более или менее конкретно изучающими человека. И все-таки философия питается живительными истоками научности, ориентируется на научные образцы и стремится (да и должна) строить себя как науку. Однако философия не просто опирается на науку, подчиняясь критериям научности, но и сама дает науке и научности широкие гуманистические и методологические ориентации.

Вместе с тем, было бы неверно представлять дело так, будто другие области человеческой жизнедеятельности и культуры только от философии обретают саморефлексию. Критическое самосознание — дело всей культуры.

Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Но вот в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональная, крайне абстрактная, трудная для понимания философия смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальную практику, в частности на сферу политики.

Итак, немецкая классическая философия представляет единство также и в том отношении, что ее представители Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель строят свои очень сложные и разветвленные учения, системы, включающие философскую проблематику весьма высокой обобщенности. Они прежде всего философски рассуждают о мире—о мире в целом, о закономерностях его развития. Это так называемый онтологический аспект философии — учение о бытии. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т.е. теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т.е. философская антропология. Вместе с тем, классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии — таковы были в эпоху Канта различные области и Дисциплины философии. Итак, философия каждого из представителей немецкой классики — разветвленная система идей, принципов, концепций, связанных с предшествующей философией и новаторски преобразующих философское наследие. Всех их объединяет еще и то, что проблемы философии решаются ими на базе весьма широких и фундаментальных мировоззренческих размышлений, всеобъемлющего философского взгляда на мир, человека, на все бытие.

Еще задолго до Канта такое широкое и фундаментальное размышление охватывалось понятием " метафизика". Немецкая классическая философия критикует и в то же время преобразует метафизику, давая образцы " метафизической", т.е. общемировоззренческой культуры, образцы концептуальной целостности, " сплачиваемой" метафизическим подходом. Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода, но отнюдь не в смысле отличного от диалектики метафизического (или механического) метода.

Напротив, третья особенность немецкой классической философии как раз и заключается в том, что благодаря ей господство метафизического — недиалектического — метода было поколеблено. Именно немецкая классическая философия проложила путь новому по отношению к метафизике методу мышления и познания — методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, нравственности. Тем самым открылись поистине грандиозные возможности применения диалектического метода.

Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому. Хотя самую, пожалуй, развитую форму диалектическому методу, идеям диалектики придал Гегель, у истоков диалектической мысли — в форме порой и более интересной, чем гегелевская, — лежали размышления именно Канта.

Четвертый момент, который нельзя обойти, характеризуя немецкую классическую философию как относительно единое образование, — это некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического развития. Несмотря на довольно существенные различия в трактовке развития истории общества Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, главное состоит в том, что к истории и ее пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Законы истории понимались как принципы исторической " разумности". Вместе с тем, немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, " духа" ', мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия четко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. При этом она не просто прокламирует гуманистические принципы (что само по себе было несомненной заслугой мыслителей в те времена, когда только началось освобождение народов Западной и Центральной Европы от крепостного права), но и пыталась проанализировать противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов.

Немецкая классическая философия остается непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества после немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, сходное со значимостью искусства и науки, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодня. То был временем, эпохой обусловленный ответ, но ответ, который выходит за пределы эпохи. Он обращен и к нам, людям сегодняшнего дня. В немецкой классике есть очень много проблем, которые весьма актуальны. Есть много вопросов, которые не могут не проникнуть в сердце современного человека, в наше сердце, потому что они — общечеловеческие вопросы. И немецкие классики по большей части предлагают на них общечеловеческий тип ответов.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия — созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд — Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный, постепенный, основательный, систематический, поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей современной жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, хотя и сложный мир кантовских идей. С каждым существенным шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит свое понимание вечных для человечества проблем.

Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма.

 

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в " Науке логики" Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь " абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в " Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - " Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю " абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.

 

Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.

 

В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.

 

Таким образом, историческая роль философских учений немецких философов конца XVIII - начала XIX вв., в особенности Гегеля, состояла в развитии этими выдающимися мыслителями диалектического метода.

 

Иммануил Кант. Сын небогатых людей, окончил Кембриджский университет, естественный факультет. Работал в школе. Будучи учителем пытался написать книгу, которая не вышла, но при ее написании Кант явно повысил свой уровень, что дало ему возможность поступить на работу в Кембриджский университет.

Обсуждая эти проблемы он написал 3 основные работы (критики): " Критика практического разума", " Критика чистого разума (рассудок)", " Критика способности суждений".

В критике чистого разума Кант определил влияние воспитания и образования на познание. " Критика практического разума" – осмысление основания интуиции и соотношение практического разума с чистым. «чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение. По Канту:

Практический разум - основа интуиции. Дается человеку богом.

Рассудок. Присутствует у всех. Формируется воспитанием и образованием.

Чувственное. Присутствует у всех.

" Критика способности суждений" – в этой работе он рассматривает проблему эстетического сознания (эстетического отношения человека к миру и

выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного). Кант подчеркнул, что практический разум фактически командует чистым разумом. По Канту практический разум ставит перед рассудком проблемы которые надо решить. Иногда рассудок просто не в состоянии решать некоторые проблемы, которые ставит практический разум. У Канта одной из таких проблем стала проблема ноуменов и феноменов – именно в этом соотношении сложилась тематика по которой Кант известен многим – вещь в себе.

Ноумен – объект, который человек хочет понять. Этому ноумену в духовном горизонте должен соответствовать феномен. Если он есть, то человек хоть что-то может сказать про объект, иначе – нет.

Идеи о феноменах и ноуменах перешли с феноменологией Гусерля. По нему – феномен составляем основу духовного горизонта. А феномены в каждом духовном горизонте формируются жизненным опытом.

Проблема феноменов в духовном горизонте людей, а так же их содержание является одной из наиболее актуальных в современной философии - антропологии.

По Канту в духовном горизонте человека лишь некоторые участки освещены " постоянным светом разума".

Это та же проблематика, которую в свое время поставил Фрейд и неофрейдисты, говоря о сознании, бессознательности и подсознании.

Из сказанного следует, что Кант, более чем за 100 лет, стал обсуждать проблемы современной философской антропологии. Такие как структура духовного горизонта в виде феноменов и содержания этих феноменов; единство в духовном горизонте разума и других составляющих в виде бессознательного и подсознания.

Кант считал, что в ходе познания человек может понять объект только на уровне явления и то только если в духовном горизонте есть соответствующий феномен. Разум человека слишком слаб, что бы понять сущность явления, поэтому для человека все объекты выступают как объекты, хранящие свою сущность. Но Кант при этом считал, что некоторые люди могут понять сущности, но делают это не рассудком, а практическим разумом с помощью интеллектуальной интуиции. Выше уже неоднократно указывалось, что основа интуиции – ситуативное мышление, глубина памяти и личный жизненный опыт.

Названные компоненты являются важными элементами бытия человека. Кант считал, что сущность и явление – плохо связанные вещи. На самом деле явление – верхняя часть сущности и человек, глядя на вещь, сразу видит сущность, но только ее верхнюю часть.

В первой половине творчества Кант был материалистом. В 1755 г. Кант написал работу " Всеобщая естественная история и теория неба", в которой он выдвинул гипотезу о возникновении солнечной системы из газопылевой туманности. После того как Кант сформулировал проблемы познания и попытался увидеть их основания в соотношении реального мира и духовного мира людей Кант увидел много вопросов, на которые он не смог найти ответа. Развитие научного знания очень часто приводит подобным проблемам.

Религиозная философия фактически исходит из следующих позиций: мир устроен гармонично, основа этой гармонии – разум бога. С этих позиций (всеобщей гармонии) можно найти ответы на многие вопросы. Выход бывшего материалиста за пределы научной системы того времени по всеобщей гармонии религиозной философии фактически явился прообразом философствования Гегеля. Он сразу же стал строить свою философию на всеобщей гармонии мирового разума. Кант блестяще опроверг доказательства существования бога, выдвинутые Ф. Аквинским, эти доказательства фактически повторил Лейбниц.

Очень интересная позиция Канта о проблеме пространства и времени. Кант считал, что люди с самого начала раскладывают все по пространственно-временным параметрам, таким образом, пространство и время являются априорными формами чувственного познания. Это на самом деле серьезная проблема соотношения объективного пространства и времени и их отражения в духовном горизонте людей и различных теориях. В критике способности суждения Кант говорит об эстетике ее основания. По Канту получается, что человек – житель двух миров: мира необходимости и мира свободы. Кант фактически определил проблему, как человек в ходе своей жизни должен найти гармонию между этими двумя мирами. Эта проблема и сейчас очень актуальна. Гармония внешнего мира находит либо правильное, либо неправильное отражение духовного горизонта.

Эстетика – это отражение духовного мира, духовного горизонта. Одной из существенных проблем является этика. Кант заметил, что крупные хищники, имеющие орудия убийства не могут убить себе подобного. Сейчас это рассматривают как запрет у крупных хищников. Но человек создал орудие убийства (оружие), следовательно, он не имеет генетических запретов на убийство себе подобного. Но с точки зрения Канта Бог эту проблему предвидел и дал человеку этику. Руководит, с точки зрения Канта, этикой категорический императив: " Поступай с людьми так, что бы максима твоей воли могла выступить в качестве всеобщего закона" (или поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой). Когда Кант говорит о воле и ее максиме он фактически говорит о состояниях духовного горизонта как целостной системе, а это современное понимание воли как таковой. Кант один из самых оригинальных мыслителей XVIII в., представитель классической философии. В рамках классицизма, особенно в новое время фактически поставлены все проблемы современной неклассической и постнеклассической философии, но есть отличия в обсуждении этих проблем. Обсуждение очень многих проблем в рамках классицизма имеет синкретический вид (синкретизм – нерасчлененность проблемы). Синкретизм – это не совсем четкая постановка проблемы, ядро которой многие люди того времени не видели или не понимали и только на уровне современной философии удается четко сформулировать обсуждаемую в рамках классицизма проблему. Это герменевтические возможности современного философствования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.