Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анкеты.






Анкеты и опросники в широком смысле представляют собой систему вопросов, объединенных общими темой, исследовательским замыслом и направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта анализа (в маркетинге — конкретно группы потребителей). Разрабатываются они индивидуально каждой фирмой исходя из специфики своей деятельности.

Основа любой анкеты или вопросника — вопросы, которые можно классифицировать:

û По содержанию (о реакции потребителя на данный продукт, его отдельные параметры, на уровень и форму обслуживания, на имидж фирмы и т.п.);

û По форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

û По функции (основные, вспомогательные).

Закрытый вопрос — тот, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Потребитель должен подчеркнуть/отметить иным образом один из предложенных вариантов, совпавший или наиболее близко соответствующий его мнению. Сюда же относятся варианты ответов " да" и " нет".

Открытый вопрос не навязывает потребителю конкретный вариант ответа. После вопроса обычно оставляется несколько пустых строк, в которых, как предполагается, потребитель изложит свою точку зрения (но при этом нужно быть готовым к тому, что на часть вопросов вы получите формальный ответ или не получите его вовсе). Принципиальной разницы между анкетой и вопросником нет. В первом случае вопросы сформулированы в более закрытой форме (или есть комбинация обоих типов вопросов), в последнем — в открытой форме,

Основные вопросы — это те, которые направлены на сбор информации о содержании объекта исследования. Вспомогательные (не основные) — на проверку искренности ответов (это так называемые вопросы-фильтры).

Есть определенные правила составления анкет, прежде всего это касается порядка размещения блоков вопросов в них, в самом начале анкеты идут наиболее простые и нейтральные по смыслу вопросы. Например, анкета потребителя может содержать следующие начальные примерные блоки вопросов:

• место (страна, регион) приобретения продукта;

• место (страна/регион) проживания потребителя.

Затем идут более сложные вопросы, касающиеся уже непосредственно содержания анализа:

• место (вид торговой точки) приобретения продукта;

• опыт приобретения данного продукта (первый раз, для замены старого);

• источники информации (рекламы), которые повлияли на решение потребителя приобрести данный продукт;

• какие конкурирующие (заменяющие) продукты и каких фирм при этом рассматривались еще;

• главные причины (2—3), по которым предпочтение было отдано данному продукту (марка фирмы, качество, внешний вид, цена и т.п.);

• для каких целей приобретен продукт (для семьи, работы, отдыха, собственных нужд, в подарок и т.п.);

• где (в каком помещении, месте) предполагается использовать продукт;

• какие другие продукты предполагается использовать вместе с данным продуктом;

В конце анкеты помещаются вопросы о личности опрашиваемого:

û возраст и социальный статус покупателя;

û профессия и квалификационный уровень;

û уровень семейного дохода;

û реквизиты и контактные данные.


Таблица 4.1. Достоинства и недостатки анкетирования по телефону, почте и при личной встрече с интервьюируемым.

Критерий Телефон Почта Личная встреча
Точность информации ** * ***
Фактор времени *** * **
Организационная сложность ** * *
Затраты ** *** *
Возможный объём вопросника * ** ***
Гибкость ** * ***
Приспособляемость к личности респондента ** * ***
Прочие требования - Планируя проведение интервью, учитывайте затраты времени на набор номера телефона. - Рассмотрите возможность использования домашних телефонов интервьюирующих - Простая форма вопроса. - Детальные печатные инструкции. - Отсутствие открытых вопросов. - Поощрение респондента сувениром, вложенным в письмо. - Как правило, требует от интервьюера детального знания обсуждаемой проблематики. - Удобная возможность использовать различные визуальные средства.

*** явное преимущество

** преимущество и недостаток сбалансированы

* явный недостаток

Следует помнить, что общее число вопросов в анкете не должно превышать 45. Это максимум, после которого внимание опрашиваемого снижается. Всегда учитывайте и то обстоятельство, может ли опрашиваемый быстро ответить на поставленный вопрос. Не задавайте вопросов, при ответе на которые потребители могут испытывать неудобства или затруднения. Примеры анкет приведены в Приложениях данного методического пособия.Результаты обработки такого рода анкет могут дать предприятию-производителю много информации для понимания того, что же действительно скрыто в " черном ящике" потребителя, а значит, для развития производства и продвижения продукции на рынке.

Тесты предназначаются для проверки реакций потребителя как на конкретный продукт, так и на способ его реализации. Положительная реакция потребителя определяется на основе суммарных балльных оценок. По существу, тестирование — основа пробного маркетинга.

Главное — с помощью теста определить по реакции потребителей степень готовности объекта (например, нового продукта, новой торговой точки), какие недостатки еще имеются, чтобы впоследствии их устранить. Тест, как и анкета, представляет собой определенную систему вопросов, направленных на выявление особенностей поведения потребителя на рынке. Основные отличия теста в сравнении с анкетой следующие:

1. Вопросы в закрытой форме (как и в анкете) могут содержать не варианты ответов, которые являются правильными и примерно равноценными, а часть заведомо неправильных или разноценных вариантов ответов.

2. Варианты ответов в тестах имеют определенные балльные оценки — шкалы ранжирования. Варианты ответов могут располагаться в строгом порядке (от наиболее и наименее значимого или наоборот) или иметь другие системы балльной оценки (например, каждый последующий вариант может включать или подразумевать некоторые из предшествующих вариантов ответов и поэтому иметь более высокую балльную оценку или ранг).

При анализе результатов тестирования балльные оценки (ранги) суммируются и сопоставляются с заранее определенной суммой баллов, характеризующих достижение того или иного результата.

Обычно максимальная сумма баллов (идеальный вариант) считается редко достижимым случаем. И уровень, при котором ожидаемый результат может считаться приемлемым (хорошим), обычно составляет 75—90% идеального (максимума). Удовлетворительным — результат в диапазоне 50—75%. Неприемлемым — менее 50%. Использование одних и тех же тестов в маркетинге нежелательно. Необходимо постоянно разрабатывать новые как по тематике исследования, так и по форме вопросов.

Исторический метод — это разновидность ситуационного подхода в маркетинге, анализ и сопоставление данных по аналогии к ситуациям, имевшим место в прошлом. Сравнение данных и фактов, характерных для текущей ситуации, с историческими аналогами в прошлом позволяет построить модель вероятностных изменений в системе потребительских предпочтений.


Рис.4.1. Типы искажений в результатах опроса


Отсутствие ответа по одному их пунктов
Полное отсутствие ответов
Искажение проводящим опрос
Искажение респондентом
  Отсутствие ответа
  Искажение ответа
Неправильное определение рамки выборки
Непредставительная выборка

Не правильно определена целевая группа

Не соблюдён принцип случайности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.