Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТОРМОЗА




Устройство. Мотоциклы "Ява" снабжены колодочными тормозами с механическим приводом. Детали и узлы тормозных устройств обоих колес мотоцикла и колеса коляски одинаковы (рис. 67).


Рис. 67. Тормозной диск и его детали:
1 - гайка; 2 - пружинная шайба; 3 - рычаг; 4 - резиновая прокладка; 5 - дополнительная возвратная пружина; 6 - тормозной диск; 7 - шайба; 8 - кулачок; 9 - тормозные колодки; 10 - возвратная пружина; 11 - стопор; 12 - тормозной диск в сборе

Диаметр тормозного барабана 160 мм, ширина фрикционных накладок 35 мм. Тормоз переднего колеса приводится в действие рычагом, расположенным на правой стороне руля, а тормоз заднего колеса - педалью, расположенной около правой подножки водителя.

Тормозные колодки 9 (рис. 67) поворачиваются на осях, укрепленных на тормозном диске 6. К тормозным колодкам приклепаны алюминиевыми заклепками фрикционные накладки. Колодки приводятся в действие кулачком 8, ось которого проходит через отверстие в то мозном диске. После торможения тормозные колодки возвращаются в нормальное положение цилиндрической пружиной 10, работающей на растяжение.

На оси кулачка с наружной стороны тормозного диска на шлицах установлен рычаг 3. С внутренней стороны на оси кулачка между кулачком и тормозным диском находится стальная шайба 7, а с наружной стороны между диском и рычагом установлена резиновая уплот яющая прокладка 4. Рычаг приводится в действие тросом, оболочка которого имеет упор на тормозном диске. Рычаг тормоза заднего колеса имеет дополнительную возвратную пружину 5, установленную снаружи тормозного диска.

Если работа основной возвратной пружины неудовлетворительна (колодки не очень четко возвращаются в нормальное положение), то на рычаг тормоза переднего колеса можно установить дополнительную возвратную пружину.

Регулировка. Регулировку тормозов можно условно подразделить на предварительную и окончательную: сначала тормоза регулируют на месте, а затем необходимые поправки в регулировку вносятся после опробования действия тормозов в движении.

Для предварительной регулировки тормозов заднего колеса и колеса коляски мотоцикл необходимо установить на подставку так, чтобы заднее колесо свободно вращалось, а колесо коляски вывесить, подложив под раму коляски какой-нибудь упор. Вращая колесо ру ой, одновременно нужно заворачивать гайку-барашек на конце троса до тех пор, пока накладки тормозных колодок не будут слегка задевать за барабан. Момент начала касания фрикционных накладок за барабан легко определяется по сопротивлению при вращении к леса и по появляющемуся в этот момент шуму от трения накладок в тормозном барабане.



Определив момент начала затормаживания, нужно отвинтить гайку-барашек троса на полоборота или оборот, после чего колесо должно вращаться, но касаясь поверхностью фрикционных накладок тормозного барабана.

Предварительная регулировка тормоза переднего колеса производится таким образом, чтобы обеспечить максимальный свободный ход рычага без ущерба для эффективности действия тормоза переднего колеса. Свободный ход рычага выбирается вращением гайки-барашк , при этом упор оболочки троса на руле должен находиться примерно в среднем положении.

Окончательная регулировка тормозов производится после опробования мотоцикла в движении и оценки эффективности действия тормоза каждого колеса в отдельности. После этого каждое колесо мотоцикла вновь вывешивается для проверки отсутствия касания тормоз ых колодок о рабочую поверхность тормозного барабана.

Касание фрикционных накладок в тормозных барабанах переднего колеса и колеса коляски определяется легко. Проверку тормоза заднего колеса указанным выше способом производить трудно. Чтобы проверить, не трутся ли тормозные колодки о барабан заднего кол са, нужно, проехав несколько километров без торможения, сбросить газ и замедлить движение до 30-35 км/ч, а затем остановить мотоцикл, пользуясь одним тормозом переднего колеса. Сразу же после остановки нужно проверить (рукой) температуру ступицы задн го колеса. Ступица должна быть холодная или чуть теплая из-за нагрева звездочек. Если нагрев ступицы заднего колеса довольно ощутим, нужно увеличить свободный ход привода тормоза.

При регулировках особое внимание следует уделить тормозу переднего колеса.



При регулировке тормозов заднего колеса и колеса коляски нужно добиться одновременного начала торможения обоих колес. Одновременно с регулировкой тормоза заднего колеса нужно проверить момент включения лампочки стоп-сигнала и при необходимости отрегу ировать его.

Профилактическое обслуживание. Профилактическое обслуживание тормозов заключается в систематической ежедневной проверке их действия. Делать это следует сразу же после выезда (на первых метрах движения), пока еще не поздно вернуться, например, из-за л пнувшего троса, а не тогда, когда эта неисправность обнаружится вдали от гаража.

Периодически, в зависимости от условий эксплуатация, тормозные диски необходимо вынимать из колес и очищать фрикционные накладки и тормозные барабаны от пыли жесткой кистью, При езде по пыльным дорогам эту операцию необходимо производить чаще, чем пр езде по дорогам с усовершенствованным покрытием.

Смазку тормозного механизма достаточно производить один раз в середине сезона. Для этого можно применять солидол или консистентную смазку 1-13. Смазку нужно производить после полной разборки и очистки деталей тормозного механизма.

Оси и кулачок в тормозном механизме нужно смазывать тонким слоем, с тем чтобы во время работы тормозов (при нагревании) излишки смазки но попали на фрикционные накладки тормозных колодок.

Неисправности тормозов. Прежде чем остановиться на возможных неполадках в работе тормозных механизмов, следует напомнить, что езда с неисправными механизмами управления и с заеданием в органах управления (рычаги, педали) запрещена "Правилами движения транспорта". Заедание рычагов и неисправности в работе тормозных механизмов нужно ликвидировать немедленно и по возможности на месте обнаружения, где бы это ни случилось. Поэтому в любой поездке необходимо возить с собой запасные тросы тормозов.

Несмотря на то, что мотоциклы "Ява" снабжены достаточно эффективными и надежно работающими тормозными механизмами, при эксплуатации могут возникнуть неполадки в их работе.

К основным неисправностям тормозных механизмов мотоциклов "Ява" следует отнести: слабое действие тормозов (тормоза "не держат"); заедание тормозов (нерастормаживание).

Разберем, отчего это происходит.

Слабое действие тормозов наблюдается из-за следующих причин.

1. У необкатанного мотоцикла фрикционные накладки еще не успели притереться к барабану и поэтому тормозной путь нового мотоцикла всегда длиннее, чем у обкатанного мотоцикла. То же самое будет после замены старых фрикционных накладок новыми.

Во время обкатки мотоцикла фрикционные накладки прирабатываются к барабану и тормозной путь уменьшается.

2. При переезде через брод или после мытья мотоцикла в тормозные барабаны может попасть вода. Тормозной путь при торможении мокрыми тормозами значительно увеличивается. Практически можно сказать, что мокрые тормоза совеем "не держат".

3. Тормоза плохо "держат", если произойдет замасливание накладок смазкой, вытекающей из подшипников колеса из-за изношенного сальника.

Тормоза плохо "держат" не только тогда, когда накладки замаслены смазкой из ступицы колеса, но и тогда, когда они запачканы маслеными руками или тряпками. Поэтому нельзя браться маслеными руками за фрикционные накладки при монтаже колес.

4. Тормозной путь мотоцикла увеличивается, если фрикционные накладки стерлись до заклепок. В этом случае при торможении слышен характерный металлический визг. Изношенные до заклепок накладки заменяют новыми или временно реставрируют.

5. Нарушение действия тормозов (увеличение тормозного пути) происходит после длительной эксплуатации по пыльным дорогам. Попадающая в тормоза пыль, смешиваясь со сдираемым с тормозного барабана металлом, спрессовывается на поверхности накладок, образ я слой, имеющий намного меньший коэффициент трения, чем материал фрикционных накладок. Устраняется этот слой шлифовкой накладок.

Заедание тормозов (нерастормаживание) происходит чаще всего из-за неполадок в приводе тормозов. В механизме привода тормозов могут наблюдаться следующие неисправности.

1. Плохое движение троса из-за недостатка смазки или в случае попадания в оболочку грязи. Происходит попадание грязи в оболочку в месте касания оболочки троса тормоза заднего колеса сливной пробки картера двигателя, деталей рамы или облицовки мотоцик а. Сначала происходит перетирание наружной защитной оболочки, затем металлической оболочки. Образовавшееся отверстие нарушает нормальную работу троса, так как в него попадает грязь, вызывающая заедание троса или его перетирание.

2. Заедание рычага ручного тормоза при чрезмерной затяжке его оси пли при недостатке смазки, а также при наличии песка и грязи, попавших между рычагом и кронштейном, например, при падении мотоцикла.

3. Грязь и ржавчина, скопившиеся на оси рычага тормоза заднего колеса, могут вызнать тугое движение рычага.

4. Ржавчина на оси кулачка тормозного диска.

5. Если лопнет (перержавев) пружина, стягивающая тормозные колодки, будет происходить нерастормаживание.

В заключение следует отметить, что исправная работа тормозов-первое и необходимое условие безаварийной эксплуатации мотоцикла. Тормоза всегда должны находиться в безупречном порядке. Все обнаруженные неисправности в работе тормозов следует немедленно устранять. В практике автора было много случаев, когда только хорошо действующие и правильно отрегулированные тормоза спасали от столкновения с внезапно появившимися на шоссе препятствиями (повозками, животными).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.015 сек.)Пожаловаться на материал