Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение составных частей электролита при различной плотности




Удельный вес электролита при + 15°C (плотность) Необходимое количество (безводной) серной кислоты при +15° С на 10 см3 воды
г см3
1.12 214,3 116.4
1.23 454,7 246,5
1.26 534,2 290,0
1.28 598,0 324,7
1.30 670,0 363,8

 

Зарядное устройство. Для зарядки новой аккумуляторной батареи, а также для поддержания в порядке эксплуатируемой аккумуляторной батареи необходимо иметь зарядное устройство, которое можно приобрести в магазине. Тот, кто имеет, хотя бы небольшой опыт онтажа электросхем, может изготовить самостоятельно простое надежно работающее зарядное устройство. Принципиальная схема такого зарядного устройства приведена на рис, 9.

Для изготовления зарядного устройства необходимо иметь следующие основные детали.


Рис. 9. Принципиальная схема зарядного устройства:
1 - трансформатор; 2 - предохранитель; 3 - выпрямитель: 4 - амперметр; 5 - регулировочное сопротивление; 6 - аккумуляторная батарея

1. Понижающий трансформатор со 127 или 220в на 10-12 и мощностью 20-25 вт. Для этого можно использовать силовой трансформатор от старого радиоприемника, имеющий: обмотки питания накала кенотрона и ламп. При использовании его в схеме зарядного устройс ва эти обмотки нужно соединить последовательно.

2. Выпрямительное устройство может быть изготовлено из четырех германиевых диодов марок Д 303, Д 304, Д 305, соединенных по мостовой схеме, или селеновых шайб 0,80,84,100 мм, также соединенных мостиком.

3. Амперметр постоянного тока с пределами измерения от 0 до 3-5 а.

4. Переменное проволочное сопротивление 5-10 ом, рассчитанное на 3-5 д.

Кроме перечисленных основных деталей потребуются также выключатель, штепсельные разъемы и изолированный соединительный провод.

Зарядка. При работе с аккумулятором необходимо помнить, что электролит и концентрированная серная кислота очень активны (едки), поэтому нельзя допускать их попадания на поверхность тела, одежду или детали мотоцикла. Место, на которое попала кислота, еобходимо как можно скорее протереть нашатырным спиртом или раствором соды, а затем тщательно промыть водой. Если кислота пли электролит попали на руки, то их нужно ополоснуть содовым раствором, а затем тщательно вымыть теплой водой с мылом. При попа ании электролита или кислоты на лицо пли в глаза пораженное место следует немедленно промыть струёй чистой воды, слабым содовым раствором, а затем без промедления обратиться к врачу.

Нельзя заряжать батарею вблизи от мест хранения пищевых продуктов.

Производить зарядку батареи можно только постоянным током. Плюс зарядного устройства подключается к плюсу аккумулятора. На корпусе аккумуляторной батареи имеются знаки (+) и (-). Если на батарее аккумуляторов знаков нет, то полюса можно определить та : в разрезанную плоскость сырой картофелины на расстоянии двух сантиметров друг от друга воткнуть провода, присоединенные к полюсам аккумуляторной батареи. Картофелина быстро окрасится в синий цвет вокруг проводника, присоединенного к клемме "плюс" ( ).



Новую аккумуляторную батарею типа ЗМ14 следует заряжать в течение 50 ч током 0,7-0,8а при напряжении порядка 8в. Зарядка считается оконченной, когда во всех элементах наблюдается бурное кипение электролита, а напряжение на клеммах батареи достигнет 7 9-8,1 в (т. е. на каждом из элементов 2,0-2,7 в) и не изменяется в течение 2 ч при продолжающейся зарядке.

В только что заряженной батарее газовыделенне продолжается в течение 3-4 ч и пока оно не закончилось не следует завинчивать пробки. Как только газовыделенне прекратится, новую батарею следует разрядить током 0,7а до получения напряжения 5,30-5,25 в ( ,75в в каждом элементе), а затем произвести вторую зарядку током 1,4 л до появления вышеописанных признаков полной зарядки. После зарядки необходимо проконтролировать уровень электролита и довести его до нормального добавлением дистиллированной воды. Ни в коем случае не следует заменять дистиллированную воду обычной питьевой, так как в ней, хотя н в незначительном количестве, растворен ряд солей, которые могут пагубно воздействовать на элементы. Сразу на работе батареи это не отразится, но значит льно сократит срок ее службы.



После зарядки батарею, особенно верхнюю часть и клеммы, следует протереть тряпкой, смоченной в растворе соды или нашатырного спирта. Затем клеммы (выводы) очистить от налета солей и смазать техническим вазелином или солидолом. После этого батарея гот ва к эксплуатации.

Профилактическое обслуживание. Профилактическое обслуживание аккумуляторной батареи сводится к следующему.

1. Минимум два раза в месяц нужно проверить уровень электролита во всех элементах. Он должен быть вровень с нижним контрольным отверстием. При понижении уровня электролита в аккумулятор следует долить дистиллированную воду, так как при работе аккумул тора она испаряется. Если же в результате аварии или при небрежном обращении электролит из аккумулятора пролит, доливать нужно электролит нормальной плотности.

Категорически запрещается освещать открытым пламенем (спичкой) горловину аккумулятора во время проверки уровня электролита, так как выделяющийся из элементов водород легко взрывается.

2. Периодически очищать батарею от пыли и грязи.

3. Следить за надежностью контактных соединений.

В цепи электрооборудования нельзя употреблять самодельных и фирменных предохранителей на ток более 15а. Если мотоцикл поставлен на длительную стоянку или законсервирован, батарею нужно снять с мотоцикла и хранить в сухом прохладном помещении подальше от источников тепла; наилучшая температура хранения около 0° С. Один раз в три месяца батарею нужно разрядить лампочкой 5 вт до напряжения 5,3 в (па элементах 1,8 б) и снова зарядить ее током 0,7 п. Периодически проверять чистоту вентиляционных отвер тий в пробках и при необходимости прочищать их.

Генератор. Устройство. На мотоциклах "Ява" описываемых моделей установлены генераторы постоянного тока напряжением бей мощностью 45 вт. Доступ к генератору открывается после снятия правой крышки картера силового агрегата.

Генератор (рис. 10) состоит из ротора 4, закрепленного на правой цапфе коленчатого вала вместе с кулачком 3 прерывателя болтом М6 и статора (корпуса) 2, крепящегося к картеру двумя болтами М6. На статоре смонтированы щеткодержатели, в которых помещен угольные щетки. Щетки поджимаются к коллектору стальными пружинами, укрепленными на защелках-фиксаторах пли рычажками с пружинами. Отрицательная щетка изолирована от корпуса мотоцикла.


Рис. 10. Генератор мотоцикла Ява-350:
3 - винты крепления статора; 2 - статор; 3 - кулачок прерывателя; 4 -ротор; 8 - винт крепления ротора

Снаружи на корпусе генератора смонтированы: реле-регулятор, клеммная колодка, механизм прерывателя, конденсаторы.

При профилактическом обслуживании генератора необходимо соблюдать следующее.

1. Содержать генератор в чистоте и регулярно - не реже одного раза в месяц (при ежедневной эксплуатации) проверять затяжку винтов и крепление проводов в племенной колодке.

2. Через каждые 3000 км:

а) проверять состояние щеток и коллектора. Пластины коллектора должны быть гладкими и блестящими; не должны иметь забоин и заусенцев. Щетки должны иметь ровную, без сколов, сопрягающуюся с формой коллектора поверхность; сильно изношенные щетки, длина которых менее 8 мм, нужно заменять новыми;

б) удалять образовавшуюся в результате работы щеток угольную пыль из генератора с помощью кисточки;

в) контролировать состояние щеткодержателей, пружин и защелок.

Щеткодержатели не должны быть забиты спрессовавшейся угольной пылью, а также не должны иметь ржавчины. Пружины, поджимающие щетки к коллектору, и их защелки должны быть в исправности и не иметь следов ржавчины.

3. После длительного перерыва в эксплуатации и после длительной стоянки в сыром помещении (и тем более на улице в сырое время года) на пластинах коллектора возможно появление окисной пленки, которая может нарушить электрический контакт между щеткой и коллектором. В этом случае необходимо снять статор генератора и очистить коллектор от пленки.

Реле-регулятор. Устройство. На мотоциклах "Ява" установлены регулятор напряжения и реле обратного тока, объединенные в один узел, называемый реле-регулятором (рис. 11). Реле-регулятор укрепляется винтами непосредственно на статоре генератора.


Рис. 11. Реле-регулятор:
1,3 - контакты реле обратного тока; 3 - упор с регулировочным пиитом; 4 - верхний контакт регулятора напряжения; 5 - нижний контакт регулятора напряжения; 6 - подвижный контакт регулятора напряжения; 7 - якорь; 8 - обмотка тока; 9 - обмотка напряжени ; 10 - изоляции; 11 - сердечник; 12 - ярмо; 13 - клемма 61; 14 - пружина подвижного контакта; 15 - клемма обмотки возбуждения; 16 - клемма 51; 17 - регулировочный винт

Реле-регулятор состоит из пластмассового основания и смонтированного на нем электромагнита с двумя обмотками (тока и напряжения), Г-образного якоря, ярма и двух контактных групп регулятора напряжения и реле обратного тока).

Двухступенчатый регулятор напряжения обеспечивает нормальную работу генератора на средних и высоких оборотах двигателя, не допуская перегрузку потребителей и генератора.

В зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя и напряжения на щетках генератора реле обратного тока переключает питание потребителей электроэнергии с аккумулятора на генератор и наоборот.


Рис. 12 Схема включения амперметра в цепь электрооборудования мотоцикла для проверки тока зарядки аккумуляторной батареи:
I - патрон предохранителя

Проверка работы и регулировка реле-регулятора. Реле-регулятор является достаточно надежным элементом электрической схемы мотоцикла, но в результате небрежного с ним обращения или после длительной эксплуатации нормальная работа реле-регулятора может б ть нарушена. В этом случае нужно проверить его и при необходимости отрегулировать.

Прежде чем приступить к проверке работы реле-регулятора, а тем более к его регулировке, необходимо тщательно очистить его от пыли и грязи, а также проверить надежность крепления выводов реле-регулятора на клеммной колодке. Очистку реле-регулятора сле ует производить осторожными движениями мягкой кисточки. Контактные группы реле обратного тока н регулятора напряжения промываются спиртом или чистым бензином и осторожно протираются полоской чистой ткани. По окончании протирки контактные группы внима ельно осматриваются и замеченные между контактами нитки или ворсинки ткани удаляются, После очистки реле-регулятора следует завести двигатель и по показаниям контрольной лампы проверить, как работает реле-регулятор.

Если чистка не дала положительного результата, следует проверить работу реле-регулятора по электрическим параметрам, не снимал его с мотоцикла. Для этого необходимо иметь следующие измерительные приборы.

1. Ампервольтметр или другой комбинированный прибор с подходящими пределами измерения (постоянное напряжение до 10 в и постоянный ток до 10 а); можно пользоваться самостоятельными амперметром и вольтметром с указанными пределами измерений.

2. Тахометр. Если тахометра нет, при проверке и регулировке можно ориентироваться по показаниям спидометра. В этом случае надо, установив мотоцикл на подставку, включить четвертую передачу.

Запустив и прогрев двигатель, винтом упора дросселя карбюратора установить обороты двигателя 1200-1500 об/мин, что соответствует показанию спидометра 30-35 км/час (на прямой передаче). Затем не останавливая двигатель, отсоединить от системы электрооб рудования аккумуляторную батарею, вынув предохранитель из держателя. При этом необходимо следить за тем, чтобы минусовой провод аккумуляторной батареи не касался металлических частей мотоцикла, соединенных с плюсовым выводом аккумулятора.

Для проверки тока зарядки аккумуляторной батареи к держателю предохранителя (при вынутом предохранителе) подключается амперметр (рис. 12). При работе двигателя на средних оборотах (первая ступень регулировки регулятора напряжения) ток зарядки должен ыть равен 1-2 а, при большем числе оборотов, вплоть до максимальных (вторая ступень регулировки), зарядный ток аккумуляторной батареи должен быть не менее 2-3 а. При включенной фаре (лампа 6в 25Х25 вт) и заднем фонаре (лампа 6в, 5 вт) на больших обор тах двигателя, вплоть до максимальных, ток зарядки не должен быть меньше 1-2 а.

После этого можно приступить непосредственно к проверке работы регулятора напряжения. Отрицательную клемму вольтметра соединяют с клеммой 51 генератора, предварительно отключив от нее провод, а положительную с корпусом мотоцикла.

Показания прибора при нормальной работе регулятора напряжения должны быть в пределах 6,5-7,2 в. Величина этого напряжения регулируется при помощи винта 17 (рис. 11), при его завинчивании величина напряжения увеличивается и наоборот.

При увеличении числа оборотов двигателя до максимальных показания прибора должны находиться в пределах 7,5-8,1 в, т.е. переход с первой ступени регулировки на вторую должен быть положительным (напряжение, регулируемое регулятором напряжения на второй ступени, должно быть больше, чем напряжение, регулируемое на первой ступени регулировки). Если напряженно, показываемое прибором, не достигает этого значения или, наоборот, превышает его, то при помощи винта 17 необходимо довести его до оптимального начения, т. е. до 7,5-8,1 в. Если этого сделать не удалось, реле-регулятор с мотоцикла следует снять. Осторожно с помощью мелкого надфиля или мелкой наждачной шкурки очистить контакты реле-регулятора от неровностей и следов нагара, а затем отрегулиро ать зазоры между контактами в соответствии со значениями, указанными на рис. 13. Величины зазоров контролируются с помощью щупов.


Рис. 13. Величины зазоров контактных групп реле-регулятора

Сила давления пружин на контакты, как правило, меняется в результате усталостных деформаций пружин после весьма длительной эксплуатации мотоцикла (пробег 70-100 тыс. км). Регулировать силу давления пружин самостоятельно не рекомендуется, так как при едостатке опыта и соответствующих измерительных приборов это может привести к полному выходу из строя реле-регулятора. В случае усталости пружины, нарушившей нормальную работу, реле-регулятор следует заменить новым.

Профилактическое обслуживание реле-регулятора. Оно сводится к содержанию его и чистоте. Для этого один раз в месяц, а при езде по пыльным дорогам чаще, реле-регулятор необходимо очищать от пыли кисточкой. Недопустимо попадание на контакты реле-регуля ора масла, так как масляная пленка может нарушить их работу.

Реле-регулятор не требует каких-либо периодических регулировок. Напротив, всякое неквалифицированное вмешательство в его регулировку может вывести реле-регулятор из строя или нарушить нормальную работу электрооборудования. Генератор и особенно реле-р гулятор - приборы, весьма чувствительные к ударам. При обращении с ними необходимо соблюдать осторожность, а при снятии их с мотоцикла не применять грубой силы. При снятии статора генератора с мотоцикла нельзя стучать по нему так как это может привес и к его безвозвратной порче.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.165 сек.)Пожаловаться на материал