Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкловский Виктор Борисович






(24.01.1893 – 5.12.1984)

Российский и советский литературовед,

писатель,

критик,

киновед,

киносценарист,

Лауреат Государственной премии СССР (1979),

автор термина «остранение»

 

Родился в Санкт-Петербурге в семье преподавателя математики еврейского происхождения, впоследствии профессора Высших артиллерийских курсов Бориса Владимировича Шкловского и его жены Варвары Карловны, урождённой Бундель, русско-немецкого происхождения.

Родной брат отца — Исаак Владимирович Шкловский (1864—1935) был известным публицистом, критиком и этнографом, который публиковался под псевдонимом Дионео. Старший брат Виктора Шкловского — Владимир Шкловский — стал филологом, преподавателем французского языка в Санкт-Петербургской духовной академии, в 1919—1922 годах входил в Совет православных братств Петрограда, неоднократно арестовывался, был расстрелян в 1937 году.

Другой брат, Николай Борисович (1890—1918), был расстрелян в 1918 году как правый эсер.

Сестра — Евгения Борисовна (1891—1919) умерла в Петрограде в 1919 году.

Юность Виктор Шкловский провел в Петербурге. Хотя много читал, был исключён из школы за плохую успеваемость, впоследствии успешно закончил «снисходительную» гимназию. Ещё гимназистом стал печататься в журнале «Весна».

Учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, посещал лекции таких известных учёных, как академики Крачковский и Бодуэн де Куртенэ.

1914 - после начала Первой мировой войны осенью ушел добровольцем в армию. Сменил несколько военных специальностей.

1915 - вернулся в Петроград, где служил в школе броневых офицеров-инструкторов. В этот период с группой единомышленников (Л. П. Якубинский, Е. Д. Поливанов, О. М. Брик и др.) он готовил первый и второй выпуски Сборников по теории поэтического языка (1916, 1917), куда вошли и ставшие впоследствии хрестоматийными работы самого Шкловского «О поэзии и заумном языке» и «Искусство как прием».

1916 - Шкловский стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка» (ОПОЯЗ), объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении; ввел термин «остранение».

Принял активное участие в Февральской революции, был избран членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве его представителя участвовал в работе Петроградского совета. Как помощник комиссара Временного правительства был направлен на Юго-Западный фронт.

3 июля 1917 - лично возглавил атаку одного из полков, был ранен в живот навылет и получил Георгиевский крест 4-й степени из рук Л. Г. Корнилова. После выздоровления в качестве помощника комиссара Временного правительства был направлен в Отдельный Кавказский кавалерийский корпус в Персию, где организовывал эвакуацию российских войск.

1918 – в начале года вернулся с ними в Петроград. Там Шкловский работал в Художественно-исторической комиссии Зимнего дворца и активно участвовал в антибольшевистском заговоре эсеров. Когда заговор был раскрыт, Шкловский был вынужден покинуть Петроград и уехал в Саратов, некоторое время скрывался в психиатрической больнице, одновременно работая над созданием теории прозы. Затем он уехал в Киев, где служил в 4-м автопанцирном дивизионе и участвовал в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского.

Выполняя просьбу знакомой, уговорившей его доставить крупную сумму денег в Петроград, добрался почти до самой Москвы, но был узнан агентом ЧК и, спасаясь от ареста, на ходу выпрыгнул с поезда. После этого, добравшись до столицы, он встретился с А. М. Горьким, который ходатайствовал за него перед Я. М. Свердловым. По некоторым источникам, Свердлов выдал Шкловскому документ на бланке ВЦИК с требованием прекратить его дело. В конце 1918 года Шкловский решил больше не участвовать в политической деятельности.

1919 – в начале года вернулся в Петроград, где преподавал в Студии художественного перевода при петроградском издательстве «Всемирная литература» теорию литературы.

Весной 1920 -Шкловский стрелялся на дуэли, покинул Петроград и отправился на поиски жены, которая выехала на Украину, спасаясь от голода. В рядах Красной армии Шкловский принял участие в боях при Александровске, Херсоне и Каховке. Затем Шкловский вновь вернулся в Петроград.

9 октября 1920 - был избран профессором Российского института истории искусств.

1921-начало 1922 – Шкловский активно печатался в журналах «Петербург», «Дом искусств», «Книжный угол», отдельными оттисками издал ряд статей по литературоведению, опубликовал мемуарную книгу «Революция и фронт», участвовал в собраниях группы «Серапионовы братья».

1922 - начались аресты эсеров.

4 марта 1922 - Шкловский, спасаясь от ареста, бежал в Финляндию. Его жена, арестованная в качестве заложницы, находилась некоторое время в заключении.

Апрель 1922 - июнь 1923 - Шкловский жил в Берлине, где издал мемуарную книгу «Сентиментальное путешествие» (1923), название которой позаимствовано у книги Лоренса Стерна «Сентементальное путешествие по Франции и Италии» (1768).

С конца 1922 года - Шкловский начал просить о возвращении в СССР.

Сентябрь 1923 - вернулся, жил в Москве. Был близок к футуристам — В. Хлебникову, А. Кручёных, В. Маяковскому. Со свойственным ему темпераментом активно участвовал в литературных дискуссиях 1920-х, проходивших во Дворце искусств и Большой аудитории Политехнического музея. Один из лидеров группы «ЛЕФ». Его идейные и эстетические позиции подвергались нападкам со стороны идеологов РАПП.

1930 - Шкловский выступил с покаянной статьёй «Об одной научной ошибке».

С 1930-х годов - вынужденный перейти к принципам более широкого социально-исторического исследования, выступал как критик современной литературы. С московскими впечатлениями связаны книги Шкловского «О Маяковском», «Встречи», мемуары «Жили-были» и другие, дающие яркую картину жизни московской творческой интеллигенции 1920-х годов.

Осенью 1932 - Шкловский отправился в поездку на строительство Беломоро-Балтийского канала. Главной целью его поездки является не сбор материала, а встреча с братом, находившимся в заключении, и, по возможности, облегчение его участи. На вопрос сопровождавшего его чекиста, как он себя здесь чувствует, Шкловский ответил: «Как живая лиса в меховом магазине».

Интерес к отечественной, и в частности к московской, истории отразился в повестях Шкловского «Матвей Комаров, житель города Москвы» (1929), «Минин и Пожарский» (1939) и др. Большое место в творчестве Шкловского занимают работы о Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, С. М. Эйзенштейне. Сын Шкловского погиб на фронте Великой Отечественной войны в 1944 году.

В 1960-х на Западе возник интерес к работам Шкловского 1920-х годов.

В. Б. Шкловский скончался 5 декабря 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награды и премии:

  • Государственная премия СССР (1979) — за 2-е издание книги «Эйзенштейн»
  • три ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Дружбы народов
  • Георгиевский крест IV степени

Основные работы по теории искусства:

 

· " Воскрешение слова" (1914),

· " О Маяковском" (1940),

· " За и против. Заметки о Достоевском" (1957),

· " Лев Толстой" (1963),

· " Эйзенштейн" (1973),

· " Энергия заблуждения" (1981)

· " О теории прозы" (1925)

 

Телепередачи:

 

Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:

  • «Жили-были» (1972)
  • «Слово о Льве Толстом» (1978)

 

Известные фильмы (немые и звуковые):

 

· По закону (1926)

· Третья Мещанская (1927)

· Евреи и земля (1927)

· Дом на Трубной (1928)

· Турксиб (1929)

· Горизонт (1932)

· Мертвый дом (1932)

· Минин и Пожарский (1939)

· Чук и Гек (1953)

· Казаки (1961)

· Три толстяка (1963) – мультфильм

· Сказка о золотом петушке (1967) – мультфильм

· Баллада о Беринге и его друзьях (1970)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.