Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регистр систем качества






В мировой практике большинство успешных фирм, крупных, среднего размера и небольших уже давно перешли к взаимоотношениям со своими поставщиками и потребителями на основе систем качества. То есть, при подтверждении соответствия своей продукции предъявляемым требованиям, или при предъявлении требований к поставщикам продукции в качестве основного свидетельства соответствия предъявляется (или запрашивается от поставщика) сертификат соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям. Что такое менеджмент качества? В соответствии с определениями, данными в стандарте ИСО 9000: 2000:

- «система менеджмента» – система для установления политики и целей и для достижения этих целей;

- «менеджмент качества» – согласованные действия, направляющие и управляющие организацией в отношении качества»;

и, соответственно

- «система менеджмента качества» – система менеджмента, направляющая и управляющая организацией в отношении качества.

Таким образом, система менеджмента качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством на всех этапах его формирования.

Внутренние причины, побуждающие предприятия внедрять системы менеджмента качества и сертифицировать их – это необходимость улучшения качества продукции (услуг) и уменьшение издержек производства для выживания в жесткой конкурентной борьбе. Внешние причины – это требования заказчиков, необходимость повышения конкурентоспособности продукции. Разработка и внедрение на предприятии полноценной и эффективной системы менеджмента качества является лучшей гарантией соответствия продукции (услуги) предъявляемым требованиям.

Наиболее широко при создании и подтверждении соответствия систем менеджмента качества предприятий предъявляемым требованиям используются международные стандарты серии ИСО 9000, а именно, ИСО 9000: 2000 «Система менеджмента качества. Основные положения. Словарь», ИСО 9001: 2000 «Система менеджмента качества. Требования» и «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности». Для достижения целей в области качества были определены 8 принципов:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководства;

- вовлеченность людей;

- процессный подход;

- системный подход в руководстве;

- непрерывное улучшение;

- принятие решений исходя из фактов;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Внедрение рыночных отношений в России, развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости развития сертификации систем менеджмента качества в РФ. Еще в 1995 году Госстандартом России была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая получила название «Регистр систем качества». Это система добровольной сертификации, однако она является составной частью системы сертификации ГОСТ Р. Регистр организован в соответствии с действующим законодательством, правилами сертификации, нормативными документами РФ, а также европейскими и международными правилами и нормами в области сертификации систем качества. Для обеспечения организационно-практической деятельности в рамках Регистра были приняты:

- ГОСТ Р 40.001-95 Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации;

- ГОСТ Р 40.002-2000 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения;

- ГОСТ Р 40.003-2008 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001- 2008 (ИСО 9001: 2008);

- ГОСТ Р 40.004-96 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств;

- ГОСТ Р 40.005-2000 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производств.

В качестве нормативного документа, на соответствие которому проводится сертификация систем качества, в Регистре используется государственный стандарт России, представляющий собой аутентичный перевод международного стандарта ИСО 9001: 2008 (ГОСТ Р ИСО 9008).

Основными принципами организации работ по сертификации систем менеджмента качества являются:

- добровольность (только по инициативе заявителя);

- бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;

- объективность оценок (обеспечивается независимостью органа по сертификации, полнотой состава комиссии экспертов, компетентностью экспертов;

- воспроизводимость оценок (обеспечивается применением единых требований, правил и процедур проверок, документальным оформлением результатов оценки и сертификации, проведением оценки на основе фактических данных, четкой организацией системы учета и хранения документации органом по сертификации);

- конфиденциальность;

- информативность (ежегодная публикация официальной информации о сертифицированных системах качества, текущей информации о сертификации, информации об аннулированных сертификатах);

- специализация органов по сертификации систем качества (производств) (по областям аккредитации);

- достоверность доказательств со стороны заявителя (объективные свидетельства).

Функции Агентства по техническому регулированию: принятие решений по дальнейшему развитию регистра, разработка правил и принципов функционирования Регистра, контроль за его деятельностью, участие в комиссии по апелляциям (при необходимости). Технический центр Регистра организует, проводит и контролирует сертификацию систем качества и производств, ведет реестр сертифицированных систем качества и производств, приостанавливает и аннулирует действие сертификатов соответствия, поддерживает связь с зарубежными организациями (информационное обеспечение).

Совет по сертификации систем качества и производств имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложения по организации работ Регистра. Состоит из специалистов заинтересованных организаций.

Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникновения необходимости.

Научно-методический комитет Регистра разрабатывает нормативные и методические документы, участвует в работе Совета по сертификации систем качества и производств, в работе комиссии по апелляциям, формирует банк данных и банк нормативных документов.

Органы по сертификации систем качества и производств проводят собственно сертификацию, оформляют ее результаты и осуществляют инспекционный контроль, ведут методическую работу.

Организации, сертифицировавшие систему качества или производство, обеспечивают стабильность функционирования системы качества (производства), проводят корректирующие действия по результатам проверок, информируют органы по сертификации об изменениях в системе, в производственном процессе и т.д.

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 40.003 сертификация систем качества осуществляется в три этапа:

- предварительная оценка системы качества;

- проверка и оценка системы качества в организации;

- инспекционный контроль сертифицированной системы качества.

Кроме того, существует предсертификационный этап – оформление предстоящих работ и их организация. В сжатом виде содержание этапов представлено на рисунке 16.

Предсертификационный этап
Заявка на сертификацию в орган по сертификации. Подготовка заявителем исходных документов по образцам органа по сертификации. Анализ исходных документов в органе по сертификации. Решение по заявке. Оформление договора на предварительную оценку системы качества. Формирование комиссии по сертификации (команда аудиторов)  

Предварительная оценка системы менеджмента качества
Анализ системы по исходным документам (настольный аудит). Составление заключения. Принятие решения о продолжении работ по сертификации системы. Оформление договора на оценку системы менеджмента качества на предприятии заказчика.

Проверка и оценка системы качества на предприятии
Разработка программы проверки. Проведение проверки. Составление Акта проверки. Заключительное совещание по результатам проверки. Принятие решение о рекомендации системы качества к сертификации. Окончательное решение о сертификации в Техническом центре Регистра. Выдача сертификата соответствия. Заключение договора на проведение инспекционного контроля.

Инспекционный контроль
Проведение ежегодного (или раз в полгода) инспекционного контроля сертифицированных систем качества. Составление актов проверок. Принятие решения о подтверждении, приостановке действия или отмене действия сертификата соответствия на систему качества.

 

Рисунок 16 – Этапы сертификации систем качества

 

На основе представленных документов Технический центр Регистра регистрирует сертификат соответствия на систему качества и направляет уведомление о принятом решении в орган по сертификации для передачи заявителю.

Инспекционный контроль устанавливают на весь срок действия сертификата соответствия, но не более чем на 3 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.