Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы стандартизации






Правовые основы стандартизации в России установлены Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, определившим участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами. С 1 июля 2003 г. закон вступил в действие и отменил ФЗ «О стандартизации» и ФЗ «О сертификации продукции и услуг».

Действующая система технического законодательства России является итогом реформы технического регулирования и опирается на положения Конституции РФ «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст. 8, п.1). Незаконное воспрепятствование экономической деятельности преследуется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Любые ограничения прав граждан на экономическую деятельность, в том числе технические ограничения, в соответствии с Конституцией РФ могут осуществляться только на законодательном уровне.

В соответствии с базовой идеологией реформы технического регулирования такого рода требования должны быть исчерпывающим образом представлены в технических регламентах, принимаемых федеральными законами, указами Президента РФ, международными договорами, ратифицированными РФ, постановлениями Правительства РФ.

На сегодняшний день на территории РФ действуют федеральные законы и кодексы, которые относят к документам национального законодательства: ФЗ «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. с изм. от 21.07.2011 г. № 255-ФЗ), ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 30.12.2006 № 266-ФЗ), ФЗ «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 г. № 2300-I с Изм. от 28.07.2012 № 133-ФЗ), Гражданский Кодекс и Кодекс административных правонарушений. Во исполнение требований законов разработаны и действуют специальные технические регламенты на продукцию и товары, в частности на пищевую продукцию. Для молочной продукции – это ФЗ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и изменение к нему № 163-ФЗ «Федеральный закон о внесении изменений в «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», а также технические регламенты в пищевой промышленности РФ – Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» и Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».

Для реализации требований специальных технических регламентов действует доказательная база основополагающие стандарты системы стандартизации в Российской Федерации серии ГОСТ Р 1. (серия 1 с точкой), межгосударственные и национальные стандарты на продукты, и стандарты содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения ТР и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. В целях оценки соответствия в промышленности широко применяется и техническая документация, содержащая описание, технические требования и идентификационные характеристики продукции, а также параметры технологических операций и режимов. Требования и нормы, изложенные в этих документах, напрямую или косвенно включают сведения, которые должны быть использованы при проектировании текста маркировки.

Иерархическая система документов РФ применительно к объектам пищевой промышленности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Система документов технического регулирования РФ
1.4 Техническое регулирование. Основные принципы

 

В мире, особенно в странах Европы, вопросам технического регулирования, уделяется должное внимание. За последние 25 лет в странах Европы сформировалась так называемая надлежащая практика технического регулирования. Эта практика заключается в согласованном разделении функций государства и бизнеса. Использование бизнесом гармонизированных стандартов является ключевым знаком в данной практике и позволяет обеспечить, с одной стороны, безопасность и здоровье граждан, а с другой – обеспечивать конкурентоспособность продукции и услуг на международном рынке при снижении барьеров, возникающих при торговле между странами. Повышение интереса к техническому регулированию вызвано глобализацией торговли продукцией и услугами, делокализацией инвестиций, дерегулированием в различных странах, желанием общества защитить окружающую среду, необходимости международной солидарности по противостоянию терроризму и эпидемиям.

Стандартизация является неотъемлемой частью технического регулирования правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Опыт зарубежных кампаний показывает, что вложения в стандарты дают на 1 единицу затрат от 20 до 40 единиц прибыли. По подсчетам экспертов, эффективное применение технического регулирования позволяет увеличивать долю прибыли в среднем на 0, 26 % от ВВП.

Организа́ ция экономи́ ческого сотру́ дничества и разви́ тия (ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) недавно был проведен анализ действующей практики технического регулирования в разных странах. Были выявлены концептуальные принципы регулирования, которые должны учитываться в национальных законодательствах разных стран. К данным принципам относят: прозрачность; отсутствие дискриминации; предотвращение неоправданных барьеров в торговле; использование интернационально согласованных мер регулирования; упрощение процедур оценки соответствия; интеграция конкурентных принципов.

Согласование и соблюдение основных положений реформы технического регулирования с международной практикой позволит улучшить качество продукции и услуг, создать необходимые условия для внедрения технологических и технических инноваций. А ведь только инновации способны совершить прорыв в условиях конкурентного рынка. Государство и бизнес должны быть напрямую заинтересованы в эффективном применении методов технического регулирования для обеспечения конкурентоспособности нашей продукции и услуг.

Представляет интерес, насколько реформирование технического регулирования в стране может повлиять на инновационную деятельность в части внедрения технологических и технических инноваций. Хотя в законе «О техническом регулировании» формально нет положений, направленных на реализацию нововведений, на создание новой техники, косвенно этот закон должен содействовать развитию инноваций, появлению конкурентоспособной продукции.

Одной из основных идей ФЗ «О техническом регулировании» является необходимость введения нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике подхода к вопросам внедрения новой техники. Важнейшими целями реформирования национальной системы стандартизации при этом являются:

· повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;

· обеспечение научно-технического прогресса;

· обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научной технической и технологической безопасности Российской Федерации.

Реформа сферы технического регулирования была необходимой в силу следующих недостатков старой системы:

- громоздкость, противоречивость и непрозрачность привела к тому, что обязательные требования к продукции, процессам производства и т.п. устанавливались многочисленными нормативными актами;

- избыточный охват – основным способом подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям является сертификация, и хотя постепенно сокращалась номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации, этот список оставался чрезмерно большим и охватывал более 60 % товарной номенклатуры;

- низкое качество стандартов, которые значительно устарели и перестали соответствовать современным требованиям науки, технологии и международным стандартам;

- неэффективность системы контроля из-за слишком широкого охвата системой обязательной сертификации приводил к тому, что система явно не справлялась с возложенными на нее задачами. В результате, к моменту принятия закона «О техническом регулировании», количество официальных документов превышало 60 тысяч, а, например, плата за сертификацию без учета транзакционных издержек импортеров и экспортеров «перекачивает» из промышленности и торговли суммы, эквивалентные 150 млн. долларов ежегодно.

Одной из важнейших задач закона было приведение в соответствие с ним действующих в этой сфере федеральных законов, а таких законодательных актов, которые надо было привести в соответствие, насчитывалось около 90. Число согласующих органов исполнительной власти, участвующих в этом процессе – более 30 министерств и ведомств. Кроме того, должно было быть пересмотрено около 800 постановлений Правительства Российской Федерации.

В РФ техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, предусмотренных № 184-ФЗ.

Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены № 184-ФЗ, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.