Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Работа над спектаклем






Создание спектакля с детьми начальной школы - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.

Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы с детьми над спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание эскизов декораций и костюмов совместно с детьми.

5. Переход к тексту пьесы в работе над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях закрепления отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.

9. Премьера спектакля. Обсуждение выступления со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

ПЕРВЫЙ ЭТАП работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским сказкам и по авторским сказкам русских писателей, педагог может провести беседы о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Инсценировки по сказкам зарубежных авторов также требуют предварительной работы. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений. Знакомые фильмы помогают почувствовать атмосферу сказочных событий в разных странах. Эта работа расширяет кругозор ребенка, активизирует его познавательный интерес.

Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами.

Так, в работе над спектаклем «Аленький цветочек» вопросы были сформулированы следующим образом. Что случилось с женой купца? При каких обстоятельствах (почему) царевич был обращен в Чудище? В каких странах и чем торговал купец?

 

ВТОРОЙ ЭТАП предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод; дополняя друг друга, и придумывают им название.

 

На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ начинается работа с эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами в группе импровизировать поступки и диалоги героев. Им мешает сравнительно небольшой словарный запас и затруднение в свободном ведении диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а речь становится разнообразнее и выразительнее.

 

На ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ дети знакомятся с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках, будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движение под музыку, самостоятельно отмечают наиболее интересные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

 

На ПЯТОМ ЭТАПЕ происходит постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

А педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, уже может наметить по 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

 

На ШЕСТОМ ЭТАПЕ начинается собственно работа над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет сам себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на чувства героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действий другого человека или свои конкретные образы поведения.

Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» - или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на цене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умение слышать и слушать друг друга и, соответственно, менять свое поведение.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты и некоторые, наиболее удачные мизансцены, целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова; другой – очень быстро; эмоционально, третий - медленно, уверенно; четвертый – сварливо; пятый - сердито и т.д.

 

На СЕДЬМОМ ЭТАПЕ репетируются отдельные картины в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не старались повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты: размещаться по сцене, не сбиваться, не загораживать друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают зрители, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.

 

На ВОСЬМОМ ЭТАПЕ, самом непродолжительном во времени, проводятся репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория, костюмы, головные уборы. Эти элементы требуют умелого обращения и помогают в создании образа.

Репетиция идет с музыкальные сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.

 

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого времени дети ни разу не действовали в костюмах и гриме. Первыми зрителями становятся педагоги, которые в отличие от родителей очень строгие и объективные.

Премьера – это всегда волнение, суета, приподнятое праздничное настроение.

Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

Обсуждение с детьми не имеет смысле проводить сразу после выступления. Они слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе с детьми можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ДЕСЯТЫЙ) ЭТАП – это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно, дольше и чаще.

Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретает новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (фотографии, видеозапись, выставки детских рисунков). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.