Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активная фаза «культурной революции» и Кан Шэн 1 страница






Как излагал сам Мао Цзэдун вьетнамскому лидеру Хо Ши Мину 10 июня 1966 г., замысел новой кампании — «культурная революция» (явилась детищем, которое созревало много лет. «Яд нечисти распространялся долгое время, главным образом в 1959—1962 гг.», — говорил он.

На рубеже 1965—1966 гг. Мао Цзэдун требовал активизации кампании критики У Ханя. Статья Яо Вэньюаня казалась ему слишком мягкой, ее направленность — слишком узкой, обращенной только против одного У Ханя. Это попытался использовать Дэн То, заявив 2 декабря 1965 г. на собрании в редакции «Бэйцзин жибао», что в статье Яо Вэньюаня, как и в статьях У Ханя, «есть ошибки», что «еще не установлено, что драма... является большим ядовитым сорняком».

В это время Цзян Цин и Чжан Чунцяо готовили новое наступление. Они обрабатывали Ци Бэньюя и Гуань Фэна, которые тайно приезжали в Шанхай, жили в хорошей гостинице, встречались с Яо Вэньюанем. «Визитеры» считали статью Яо «хорошей», и решили против тех, «кто атакует Яо предпринять контратаку». Ци Бэньюй и Гуань Фэн, вернувшись в Пекин, докладывали обстановку Кан Шэну. Именно с помощью Кан Шэна Ци Бэньюю удалось опубликовать свою статью 8 декабря 1965 г. в тринадцатом номере «Хунци» под названием «Изучать историю ради революции». В ней он без указания имени резко критиковал за «внеклассовый исторический подход» проректора Пекинского университета, декана исторического факультета университета, профессора и историка Цзян Боцзаня, а также У Ханя.

Такой поворот событий не устраивал Мао Цзэдуна, который вызвал к себе в Ханчжоу Пэн Чжэня, Кан Шэна, Чэнь Бода, Ай Сыци, Гуань Фэна, где 21—23 декабря в беседах с ними настаивал на расширении кампании критики.

Он положительно оценил опубликованные статьи Яо Вэньюаня и Ци Бэньюя, отметив Чэнь Бода, что ошибкой Ци Бэньюя является то, что он не называет имен. 22 декабря Мао Цзэдун об этом же беседовал с Кан Шэном и Пэн Чжэнем. В этой беседе Пэн Чжэнь подверг сомнению связи, якобы имевшиеся между У Ханем и Пэн Дэхуаем.

После бесед с Мао Цзэдуном Пэн Чжэнь в Пекинском горкоме провел несколько совещаний, на которых попытался дать свою оценку статье Яо Вэньюаня и выработать тактику действий. Видимо, в результате этих совещаний 27 декабря «Бэйцзин жибао» опубликовала статью с «самокритикой У Ханя», в которой автор доказывал, что его пьеса не имеет отношения к «поветрию труда в одиночку» и «поветрию пересмотра дел». У Хань писал, что критические высказывания, особенно Сян Яншэна, «воодушевили его» и «помогли понять его ошибки», что критика последнего была «научной». В то же время он отрицал свои связи с «правыми оппортунистами». Свои «ошибки» в пьесе он объяснял «грузом мировоззрения прошлого», заявляя, что он был «сторонником теории преемственности морали», подчеркивая, что он уже давно сделал выбор в пользу социализма и что он во всем обязан КПК. В заключение он «благодарил всех товарищей и ожидал дальнейшей критики». Причем, напечатав «самокритику» У Ханя, газета не опубликовала никаких комментариев к ней и «слова от редакции». 30 декабря ее перепечатала «Жэньминь жибао».

Однако ни Мао Цзэдун, ни Цзян Цин не были удовлетворены «самокритикой» У Ханя. Они, используя статьи, подготовленные специально подобранной группой «Ло Сыдин»(«Винтик») во главе с Яо Вэньюанем, утверждали, что У Хань, «ругая императора», «ругает» Мао Цзэдуна.

1 января 1966 г. армейская газета «Цзэфанцзюнь бао» вышла со статьей, написанной специально по указанию Линь Бяо и называвшейся «Еще выше поднимем великое знамя идей Мао Цзэдуна, будем бороться за продолжение выдвижения политики на первое место, за решительное осуществление пяти принципов». Очевидно, она должна была показать Мао Цзэдуну, что газета после снятия Ло Жуйцина обновила свой облик и убедить его в преданности Линь Бяо.

2 января 1966 г. Пэн Чжэнь провел в Пекине совещание работников культуры и просвещения, издательств и редакций газет и журналов, а также представителей воинских частей. Руководители Пекинского горкома КПК во главе с Пэн Чжэнем на совещании неизменно подчеркивали, что начавшаяся кампания должна проходить в «русле научной дискуссии», «а о политических проблемах, подчеркивал Пэн Чжэнь, поговорим пару месяцев спустя». Лу Дини также выступил в том же русле, предложив не спешить с политическими выводами, он в то же время признал, что статья Яо Вэньюаня была бы неплохой, если бы не было четвертой (где была политическая критика) части. Таким образом, уже четко были определены два подхода к начавшейся критике У Ханя: первый — политический (рассматривать критику как сугубо политическую кампанию); второй — научный.

8 января заведующий отделом пропаганды Пекинского горкома КПК Ли Ци опубликовал в «Бэйцзин жибао» статью «О взглядах товарища У Ханя на историю» в духе статей Дэн То и самокритики У Ханя. В конце января 1966 г. с санкции Лю Шаоци были распространены тезисы доклада парткома министерства культуры «Некоторые вопросы нынешней работы на культурном фронте».

21 января 1966 г. Цзян Цин из Шанхая направилась в Сучжоу для встречи с Линь Бяо и Е Цюнь. Там она предложила маршалу провести собеседование по вопросам литературы и искусства в армии с целью нанести более мощный контрудар по представителям литературных кругов и искусства. Линь Бяо в свою очередь также выдвинул ей свои политические требования. На том они и договорились.

В последней декаде января Е Цюнь по указанию Линь Бяо позвонила заместителю начальника Главпура НОАК Лю Чжицзяню, в то время ответственного за работу по пропаганде и культуре в армии, и сказала, что Цзян Цин хочет найти нескольких товарищей, отвечающих за работу в сфере литературы и искусства в НОАК, и побеседовать с ними по этим проблемам. Что людей участвующих в беседах, не должно быть слишком много, достаточно четырех—пяти человек. О том, сколько и каких людей посылать, он должен был посоветоваться с Сяо Хуа, а список затем прислать в «канцелярию Линь Бяо», лучше всего, если бы его привез сам Сяо Хуа.

Как вспоминал Лю Чжицзянь, далее Е Цюнь сказала, что, возможно, будет изучаться творчество «трех больших сражений»*, чтобы он немного подготовился. Лю Чжицзянь обо всем этом доложил Сяо Хуа. Занялись поиском двух человек, определили, что это будут заведующий отделом культуры в тот период Се Танчжун и заместитель заведующего отделом Чэнь Ядин, а также решили, что будет участвовать и заведующий отделом пропаганды Ли Маньцунь. Думали, кому возглавить группу? Лю Чжицзянь просил это сделать Сяо Хуа, так как это предлагала Е Цюнь, как лучшую кандидатуру. Сяо Хуа отказался, настаивая, чтобы поехал Лю Чжицзянь, говоря при этом: «У меня дел очень много и здоровье не слишком хорошее, а также я не очень хорошо знаком с обстановкой в области литературы и искусства. Ты у нас ответственный за пропаганду культуры и хорошо знаешь обстановку, так что ты уж и поезжай». В конце концов Лю согласился. Когда утвердили кандидатуры в Главпуре НОАК, он позвонил Е Цюнь. Она поинтересовалась, возможно ли прислать список кандидатур для того, чтобы доложить Цзян Цин.

 

##* «Три больших сражения» — имеются в виду решающие сражения «третьей гражданской революционной войны», начавшиеся 12 сентября 1948 г. и продолжавшиеся более 140 дней — до 31 января 1949 г., когда мирно был освобожден Бэйпин (Пекин). В ходе трех операций были ликвидированы главные силы гоминьдановской армии, насчитывающие 1 млн 540 тыс. человек. НОА одержала решающую победу в войне.

12 сентября северо-восточная (в дальнейшем — 4-я полевая) армия под командованием Линь Бяо начала 52-дневное Ляоси-Мукденское сражение, направленное на ликвидацию гоминьдановских войск на Северо-Востоке. 2 ноября 1948 г. НОА завершила ликвидацию северо-восточной группы гоминьдановских войск и освободила Мукдэн. В Ляоси-Мукденском сражении были ликвидированы 427 тыс. человек гоминьдановских войск.

7 ноября 1948 г. 2-я и 3-я полевые армии начали грандиозное Хуайхайское сражение. Хуайхайская операция НОА имела целью окружить и уничтожить 500-тысячную гоминьдановскую группировку под командованием Ду Юймина, сосредоточенную в районе Сюйчжоу и прикрывающую Нанкин и Шанхай. За 15 дней боев НОА разгромила в районе восточное и южнее Сюйчжоу 18 гоминьдановских дивизий (178 тыс. человек). К 10 января 1949 г. уничтожение сюйчжоуской группировки гоминьдановских войск было закончено. За 65 дней Хуайхайского сражения НОА разгромила 55 гоминьдановских дивизий общей численностью 555 тыс. человек.

Третье, решающее сражение произошло в Северном Китае. 5 декабря 1948 г. 4-я полевая армия и две армейские группы Северного Китая развернули наступление на 400-километровом фронте от Тангу до Чжанцзякоу. К 21 декабря северокитайская группа Фу Цзои была расчленена и заперта в Тяньцзине, Бэйпине, Синьбаоане и Чжанцзякоу. Только при освобождении последних двух городов были уничтожены девять гоминьдановских дивизий (около 60 тыс. солдат и офицеров). 14 января 1949 г. начался штурм Тяньцзиня. Через 29 часов, 15 января 1949 г. Тяньцзинь был взят. Из 130-тысячного гарнизона, защищавшего город, никто не вырвался из окружения. В результате 56-дневных боев за Бэйпин, Тяньцзинь, Чжанцзякоу была уничтожена отборная северокитайская гоминьдановская группировка в составе 52 дивизий численностью 521 тыс. человек.

 

В это время Се Танчжун, недавно переведенный Главпуром на должность начальника отдела культуры, еще как бывший начальник отдела массовой работы Главпура находился в госхозе Дунбэя, разбираясь с делами. Лю Чжицзянь приказал ему немедленно прибыть в Пекин на новую должность. Одновременно Ли Маньцунь также хотел, чтобы главный редактор серии «Из искры разгорится пожар» Ли Мин подготовил материалы о «трех больших сражениях», чтобы быть готовым использовать исследования о них в художественных произведениях. Прошло несколько дней (в эти дни Лю Чжицзянь, заболевший гриппом, находился в больнице), Е Цюнь вновь позвонила, заявив, что Цзян Цин согласна со списком лиц, которые должны поехать на совещание, однако время совещания и место будут определены Цзян Цин, Лю Чжицзянь должен был дождаться звонка секретаря Цзян Цин, который даст инструкции. До этого момента в Главпуре не знали, какого рода совещание хочет созвать Цзян Цин и в какой форме, какие вопросы будут на нем обсуждаться. Лю Чжицзянь предложил Сяо Хуа, не лучше ли вначале посоветоваться и согласовать единую позицию по работе в области литературы и искусства в армии. Сяо Хуа согласился и просил, чтобы он вместе с Ли Маньсунем, Се Танчжуном и Чэнь Ядином приехал в больницу к Лю обсудить то, о чем в дальнейшем они будут беседовать в Шанхае и как это лучше сделать. Большинство сошлось на том, что необходимо созвать третий всеармейский смотр по литературе и искусству и показать несколько хороших произведений типа «Танца богатого урожая», «Танца минбинов», «Песни о стирке одежды», уже просмотренны и одобренны Председателем Мао и премьером Чжоу. Это будет свидетельствовать, что направление в армейской работе в области литературы и искусства правильное, успехи — главное. Две резолюции по работе в области литературы и искусства, наложенные Председателем Мао, свидетельствуют не о том, что в армии работа не ведется, а о том, что надо искать современный армейский материал. По вопросу, в какой форме собирать совещание, мнение Цзян Цин не запрашивали. После обсуждения все согласились, что если Цзян Цин будет подвергать какой-либо критике работу в области литературы и искусства в армии, не следует вступать в полемику, все внимательно выслушать и поменьше высказывать свое мнение. Учитывая, что Цзян Цин большая интриганка и очень своенравна, следует больше слушать то, что она говорит, и меньше говорить самим. А те вопросы, которые появятся, лучше по приезде в Пекин обсудить еще раз. В отношении обстановки по армейской работе в области литературы и искусства на местах в связи с неосведомленностью Цзян Цин не следует выявлять свою позицию, в крайнем случае, можно сделать доклад о том, что есть.

В конце января секретарь Цзян Цин позвонил Лю Чжицзяню и сообщил, что она наметила провести совещание в Шанхае и все должны приехать туда 2 февраля. За день до выезда в Шанхай (1 февраля) Е Цюнь позвонила Лю и передала несколько фраз, сказанных Линь Бяо о Цзян Цин, которые очевидно должны были ему и самой Цзян Цин показать отношение Линь Бяо к их деятельности следующего содержания: «Вчера со мной беседовала приехавшая в Сучжоу товарищ Цзян Цин. В вопросе о литературе и искусстве она сильна в политическом отношении, а также сведуща в художественном отношении. У нее много ценных замечаний и предложений, к которым вы должны подходить со всей серьезностью. Кроме того, вы должны идейно и организационно обеспечить их претворение в жизнь. В дальнейшем надо посылать ей все документы, связанные с работой в области литературы и искусства в армии, и своевременно сообщать ей все соответствующие обстоятельства, чтобы она была в курсе армейской работы в этой области и выдвигала свои мнения, что позволило бы улучшать эту работу в армии. Как с идейной, так и с художественной стороны в армейской работе в области литературы и искусства нельзя довольствоваться достигнутым. Надо добиваться дальнейшего повышения уровня».

Лю фразу за фразой записал весь текст, затем Е Цюнь попросила повторить его и сверила текст со своим. Когда Лю встретился с Цзян Цин, он первым делом передал данное указание Линь Бяо.

2 февраля до обеда шесть человек (включая секретаря Лю Цзинтао, главного редактора Ли Мин) самолетом прибыли в Шанхай, для удобства все были одеты в штатское. Там они все остановились в гостинице Яньань. В тот же день после обеда Цзян Цин прислала к приехавшим человека, который принес для ознакомления три документа: «Письмо Председателя Мао 1944 г. Яньаньскому театру Пекинской оперы, написанное после просмотра спектакля «Вынужденный уход в горы Ляншань». Затем в пять часов вечера появился Чжан Чуньцяо с информацией о месте, где живет Цзян Цин, в «сиреневом саду». Когда позже Лю докладывал Цзян Цин о словах Линь Бяо, переданных Е Цюнь, она, усмехаясь, сказала, что пригласила их не на какие-то совещания, а главное, посмотреть фильмы и при их просмотре высказать определенное мнение. После обеда Цзян Цин вновь вызвала Лю, Ли Маньцуня, Се Танчжуна, Чжэнь Ядина в гостиницу «Циньцзян» для беседы в маленькой гостиной (там присутствовал Чжан Чуньцяо). Как только началась беседа, Цзян Цин заявила, что то, о чем здесь будет говориться «запрещается записывать и выносить за пределы этой комнаты». Особо подчеркивалось, что «категорически запрещается, чтобы (об этом) знал Пекин». Присутствующие были проверены на предмет отсутствия записывающих устройств. Только после этого она заговорила о проблемах в области литературы и искусства, заявив, что «наши круги литературы и искусства недостаточно хороши, они разрешили захватить сцену только императорам и князьям, генералам и сановникам, молодым красавицам в паре с талантливыми кавалерами, иностранцам и мертвецам», «имеется диктатура черной антипартийной, антисоциалистической линии, выступающей против идей Председателя Мао, против нас», «сейчас настало время установить против них нашу диктатуру». «Сегодняшняя полемика — это только авангардные бои, а время генерального сражения еще не наступило». Смысл данного выступления Цзян Цин был затем повторен на совещании и вошел в «протокол». После того как Цзян Цин закончила, секретарь Шанхайского горкома КПК Чэнь Писянь попросил всех участвующих в этом совещании пойти поужинать. Вечером вместе с Цзян Цин смотрели фильм «Нифэн цяньли», с этого просмотра, можно считать, началось «совещание», то есть со второй половины дня 2 февраля, которое закончилось 20 февраля.

С 10 по 15 февраля заседаний не было, так как 9 февраля после обеда Цзян Цин сказала, что у нее есть дело и «совещание» должно прерваться на несколько дней. Лю Чжицзянь тогда позвонил в канцелярию Линь Бяо, сообщил о содержании четырех бесед Цзян Цин с участниками и попросил дальнейших указаний. 10 февраля Лю вместе с Ли Манем на самолете вылетели в Пекин, а 16 февраля они вернулись в Шанхай для участия в совещании.

«Совещание» не имело определенной программы и повестки дня, ежедневные выступления планировались Цзян Цин, она говорила, что «будем беседовать» и беседовали, говорила «не будем» (и все расходились.

Всю деятельность «совещания» можно разделить на четыре этапа:

1. Просмотр кинофильмов, театральных постановок — как важнейшая и основная деятельность совещания (было просмотрено более 30 кинофильмов и 3 пьесы). Какой фильм смотреть и в какое время, все решала Цзян Цин. Она сама 13 раз приходила смотреть фильмы, указала 21 фильм, которые нужно показать. Во время просмотра фильма либо пьесы она что хотела, то и говорила, не позволяя другим прерывать ее речь. Четверка приезжих только слушала ее речи и иногда, когда она спрашивала, отвечали, обычно же не прерывали ее выступлений. Чжан Чуньцяо и Чэнь Бода иногда тоже приходили посмотреть фильм, вставляя несколько фраз в разговор Цзян Цин.

2. Обмен мнениями и коллективные беседы имели место восемь раз. Каждый раз от получаса до часа. Обычно после обеда секретарь Цзян Цин звонил и просил прийти Лю. Постоянно при беседах у Цзян Цин не было программы беседы и она о чем думала, о том и говорила. Часто повторялась, иногда не закончив одного вопроса, переходила к другому. Каждый раз, как только Лю приходил, она начинала говорить, ничего не спрашивая и не разрешая вклиниваться в свою речь, когда она заканчивала, все расходились. В связи с тем, что Цзян Цин запретила записывать ее речи и содержание бесед, Лю ничего не оставалось, как вернувшись от Цзян Цин опираясь на то, что запомнили из беседы Ли Маньцунь, Се Танчжун и Чэнь Ядин, просить последнего фиксировать сказанное на бумаге, чтобы это можно было использовать в дальнейшем для доклада.

На основе таких дневниковых записей и воспоминаний можно выделить основное содержание восьми бесед Цзян Цин. Первая беседа состоялась сразу же по приезде группы в Шанхай, когда они сообщили об этом Цзян Цин. Основным в этой беседе были слова Линь Бяо о Цзян Цин переданные ей.

Вторая — 3 февраля после обеда, тогда главным в этой беседе был рассказ Цзян Цин, как она стала секретарем Председателя Мао, «часовым литературы и искусства», как она сама покупала билеты и ходила смотреть пьесы и обнаружила, что в Пекинской опере существует множество вопросов, все плохо — и содержание, и манера исполнения, и мелодии, инструкции Председателя Мао не реализуются. Поэтому она вынуждена была заняться революционизацией Пекинской оперы.

В третьей беседе, которая состоялась 5 февраля после обеда, говорилось о преобразованиях Пекинской оперы, в первую очередь об изменении мелодий, танцевальных движений. Говорилось, что трудностей очень много.

Четвертая беседа, проходившая вечером 8 февраля, отмечала проблемы зарубежного кино.

В пятой беседе (после обеда 9 февраля) говорилось о трудностях, с которыми столкнулась Цзян Цин при преобразованиях Пекинской оперы. Пекинский горком отказывался поддерживать (это начинание).

В шестой беседе (после обеда 16 февраля) говорилось о работе в области литературы и искусства, а также о некоторых кинокартинах, к примеру, была высказана точка зрения на фильм «Рекрутский набор».

В седьмой (после обеда 17 февраля) говорилось о необходимости пере-делки фильма «Наньхай чаньчэн» (Великая стена вдоль южного побережья).

В восьмой беседе, которая состоялась 17 февраля вечером, говорилось о необходимости усиления поиска людей участвовавших в «трех больших сражениях», о потребности поручить представителю армии написать историю «трех больших сражений». Несколько раз в ходе бесед также говорилось о проблемах литературы и искусства 30-х годов.

После совещания Цян Цин вместе с Чэнь Бода, Яо Вэньюанем и Чжан Чуньцяо составили «Протокол» этого совещания, который просмотрел Мао и сделал 11 исправлений по тексту. К примеру, там, где было записано, что «совещание созвано Цзян Цин», он написал «товарищем Цзян Цин по поручению товарища Линь Бяо», там, где говорилось, что необходимо «полностью ликвидировать эту черную линию» (на культурном фронте. — В. У.), он добавил: «после ликвидации этой черной линии могут появиться новые черные линии, и снова нужно будет вести борьбу». Далее он вписал, что «опыт прошедших десяти с лишним лет учит, что мы поздно взялись за это дело. При этом, как говорит Председатель Мао, решали лишь некоторые отдельные вопросы, вместо того, чтобы взяться за дело систематически и всесторонне. А когда мы не беремся за это дело, то остается лишь сдавать множество своих позиций во власть черной линии. Это суровый урок».

В середине марта Цзян Цин по указанию Мао вновь обратилась к Чэнь Бода и Чжан Чуньцяо для повторной редакции документа. Далее Мао его вновь посмотрел и 17 марта написал: «Этот документ смотрел дважды, считаю приемлемым. Я его вновь немного подредактировал… Предлагаю этот документ от имени Военного совета разослать некоторым ответственным товарищам из ЦК для выяснения их мнения, попросить их указать на ошибки, и вновь его отредактировать, конечно, вначале следует запросить мнение товарищей из Военного совета». 19 марта Цзян Цин попросила Чэнь Ядина составить ей проект ее письма Линь Бяо, в котором просила того утвердить «Протокол». 22 марта Линь Бяо направил вместе с «Протоколом» письмо руководителям Военного совета ЦК КПК Хэ Луну, Не Жунчжэню, Чэнь И, Лю Бочэну, Е Цзяниню, Сюй Сянцяню, в котором утверждал, что «это замечательный документ», дающий «ответ на многие важнейшие вопросы культурной революции периода социализма», что «Протокол имеет не только огромное актуальное, но и далеко идущее историческое значение». 30 марта «Протокол» вместе с письмом Линь Бяо был направлен в ЦК КПК, а 10 апреля он был от имени ЦК распространен в партийных организациях страны.

3 февраля 1966 г. (на день позже, чем созвала совещание Цзян Цин в Шанхае) в Пекине Пэн Чжэнь в качестве руководителя Группы по делам «культурной революции», созданной в 1964 г., куда входил и Кан Шэн созвал ее расширенное совещание для разработки «Тезисов к докладу о текущей научной дискуссии» (которые впоследствии стали именоваться «Февральскими тезисами»). Они были нацелены на то, чтобы соответствующим образом ограничить уже достаточно четко проявившуюся ультралевацкую тенденцию в отношении характера, направления, требований и других аспектов этой научно-критической кампании, вернуть ее в русло партийного руководства и вести в рамках научной дискуссии, избегая соблазна превратить ее в кампанию серьезной политической критики. В совещании кроме Чжоу Яна, который находился в больнице, приняли участие 11 человек: Пэн Чжэнь, Лу Дини, Кан Шэн, У Лэнси, Сюй Лицюнь, Ху Шэн, заместитель заведующего Отделом пропаганды ЦК КПК Яо Жэнь, ответственный работник аппарата ЦК КПК, заместитель главного редактора «Хунци» Ван Ли, заместитель директора ВПШ при ЦК КПК Фань Жоюй, секретарь Северокитайского бюро ЦК КПК, кандидат в члены ЦК КПК, второй секретарь Пекинского горкома Лю Жэнь и Чжэн Тяньсян.

На совещании столкнулись две противоположные точки зрения: Кан Шэн заявил, что Мао Цзэдун требует развернуть борьбу с «уханевщиной» и что острие борьбы надо направить против У Ханя и ему подобных, оберегая при этом левых. Кан Шэн потребовал в ходе борьбы ставить политические вопросы, обсудить «подоплеку» Лушаньского пленума (1959 г. — В. У.) и выяснить связи критикуемых с Пэн Дэхуаем и другими правыми оппортунистами, против которых развернулась борьба на этом пленуме.

Выступление Кан Шэна о развертывании борьбы с «уханевщиной» практически призывало начать новую кампанию против «правых». И это ясно понимало большинство присутствующих на совещании. Именно поэтому Пэн Чжэнь вновь выступил в защиту У Ханя, напомнив, что «расследование на основе тщательной проверки ясно установило полное отсутствие связи между У Ханем и Пэн Дэхуаем, поэтому не следует поднимать вопросы Лушаньского пленума, не следует говорить, что к пьесе «Разжалование Хай Жуя» есть политические вопросы». У Хань, откликнувшись на призыв Мао учиться духу Хай Жуя, написал и опубликовал свои материалы о Хай Жуе еще тогда, когда Лушаньское совещание и пленум еще не начались. Затем известно, что Мао Цзэдун смотрел пьесу о Хай Жуе и пригласил актера, игравшего главного героя, к себе домой и дал положительную характеристику как пьесе, так и его игре. Пэн Чжэнь пригласил участвовать в обсуждении и молчаливо сидящего на диване Кан Шэна. Тот заявил, что ему нечего сказать. Тогда Пэн Чжэнь предложил двум участникам совещания (Сюй Лицюню и Яо Жэню составить на основе его доклада и текстов других выступающих проект «Сводных тезисов».

Пэн Чжэнь взял под защиту и секретаря столичного горкома партии Дэн То, попросив Лю Жэня и Чжэн Тяньсяна засвидетельствовать, что Дэн То «поддерживает три красных знамени». «Дэн То — марксист-ленинец, (сказал Лю Жэнь. (Он немало сделал для партии! Имея такого деятеля в Пекине, мы значительно усилим фронт культуры и просвещения». Лу Дини же заострил вопрос на исторических уроках сталинской эпохи, подчеркнув, что «научная критика не должна перехлестывать через край, если она будет чрезмерной, то возникнут рецидивы».

3—4 февраля Сюй Лицюнь и Яо Чжэнь, основываясь на указаниях Пэн Чжэня и материалах совещания, составили «Проект сводных Тезисов «Группы пяти» о ведущейся ныне научной дискуссии» из шести пунктов. 5 февраля под руководством Лю Шаоци началось заседание Постоянного комитета политбюро ЦК КПК, которому Пэн Чжэнь и передал «Тезисы». Члены Постоянного комитета, находящиеся в Пекине, обсудили этот документ и приняли его. С «содержанием «Тезисов» были согласны как Лю Шаоци, так и Дэн Сяопин, было решено содержание документа доложить Мао Цзэдуну. Любопытно, что до рассылки документа, датированного 7 февраля, его исправленный Пэн Чжэнем проект просмотрел и завизировал Кан Шэн, не высказав никаких замечаний. Уже 7 февраля текст «Тезисов» по телеграфу передали Мао Цзэдуну, который находился в Ухане, а 8 февраля Пэн Чжэнь, Сюй Лицюнь и Лу Дини выехали в Ухань для доклада. Мао Цзэдун выслушал доклад, не сделав никаких возражений в отношении «Тезисов». Он только дважды спросил, является ли У Хань человеком, «выступающим против партии и социализма», затем сказал, что У Хань после критики может по-прежнему оставаться заместителем мэра Пекина, и что утверждение «соль драмы — это разжалование» якобы принадлежит Кан Шэну.

Пэн Чжэнь уже после доклада Мао поручил Сюй Лицюню и Ху Шэну составить окончательный текст документа и проект «Решения ЦК КПК о рассылке Тезисов доклада «Группы пяти» по делам культурной революции о ведущейся ныне научной дискуссии». К 11 февраля документы были готовы. 12 февраля 1966 г. ранним утром Пэн Чжэнь из Уханя телеграфом направил проект «Решения» в Пекин для принятия на Постоянном комитете Политбюро ЦК. И в тот же день после его утверждения эти материалы были разосланы по всей стране как официальные партийные документы. Тезисы одобряли, хотя и довольно сдержанно, критику У Ханя (в которых он назывался «товарищем»). В них говорилось: «По своему характеру эти грандиозные прения представляют собой ожесточенную борьбу марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна с буржуазными воззрениями в области идеологии, борьбу за искоренение буржуазных и реакционных или ошибочных взглядов в сфере науки и искусства». Авторы тезисов утверждали, что подобного рода «массовые прения непременно охватят и все другие области науки и искусства», что «необходимо встать во главе этой борьбы», «в больших масштабах двинуть кадровых работников, рабочих и крестьян на изучение марксизма-ленинизма, на изучение идей Мао Цзэдуна, что в огромной степени повысит уровень их политической сознательности».

Авторы Тезисов отмечали «продолжительность, сложность и трудность предстоящей борьбы» и призывали не спешить с политическими выводами в отношении лиц, подвергнувшихся критике.

Намечая линию критики и дискуссий, авторы Тезисов указывали на необходимость отстаивать объективный подход, «принцип равенства всех перед лицом истины», отмечали, что «следует правдой склонять людей на свою сторону». Они подчеркивали, что «нельзя подобно «ученым-сатрапам» проявлять своеволие и подавлять других силой своей власти, необходимо проявлять осторожность при открытом упоминании имен в печати и перенесении центра тяжести на осуждение тех или иных людей». Рекомендовалось «позволить людям зарезервировать свою точку зрения, а после этого продолжать дискуссию». Авторы предупреждали, что «не следует сводить дело к взаимным склокам» при выявлении и исправлении ошибок. В Тезисах хотя формально и признавался лозунг Мао Цзэдуна о «необходимости разрушения и созидания», делалась оговорка, что «если не будет созидания, то нельзя достичь правильного и окончательного разрушения».

В соответствии с Тезисами был утвержден штаб из шести человек по контролю за ходом критических обсуждений в сфере науки и искусства, который возглавил Сюй Лицюнь, а в его состав вошел один из членов Группы пяти — У Лэнси.

В Тезисах было зафиксировано, что «Группа пяти» и парткомы различных провинций, взяв в свои руки, должны контролировать всю работу по ведущейся на основе Тезисов научной дискуссии. Видимо, под их влиянием, исходя из изложенных в Тезисах принципов, Отдел пропаганды ЦК не дал согласия на публикацию критической статьи Гуань Фэна и Ци Бэньюя по поводу драмы «Разжалование Хай Жуя».

Таким образом, в феврале 1966 г. сложились две определенные точки зрения на формы и методы проведения кампании, которые были отражены в соответствующих документах: «Протоколе» и «Февральских тезисах»: сложилось два неофициальных центра в ЦК КПК: один в Пекине во главе с Лю Шаоци и Пэн Чжэнем, другой — в Шанхае во главе с Мао Цзэдуном и Цзян Цин. Каждый из центров планировал проводить кампанию в соответствии со своими взглядами и выработанными документами, причем первый пытался действовать, опираясь на партийные организации страны, в формах уже использовавшихся в прошлых кампаниях. Лю Шаоци, Пэн Чжэнь и их сторонники внешне разделяли некоторые установки Мао Цзэдуна, активно цитировали в своих выступлениях и документах его определенные высказывания. С другой стороны, им довольно часто приходилось, прикрываясь на словах «идеями Мао Цзэдуна», проводить свои установки. Все это затрудняло рядовым членам КПК определить правильность либо ошибочность курса партии, осознать то, что определенные установки Мао Цзэдуна наносят вред развитию страны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.