Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дело» Чжан Кэциня 1 страница






 

Чжан Кэцинь (Фань Давэй) — в октябре 1936 г. был составе передовых отрядов по освобождению китайской нации в Сиани, после того как началась война сопротивления Японии его из отделения 8-й армии, находившегося в Сиани, послали в Ланьчжоу на подпольную работу. К этому времени он уже вступил в КПК. В июне 1939 г. в связи с тем, что гоминьдановские власти стали его подозревать, Чжан Кэцинь с согласия представителя КПК Линь Боцюя уехал в Яньань. В связи с тем, что его отец и жена (оба) члены КПК, после ареста гоминьдановцами предали партию, а также вместе с ним приехавший в Яньань человек после проверки оказался агентом, Кан Шэн решил проверить и Чжан Кэциня. В то время ему было всего 19 лет. Люди Кан Шэна шесть дней и ночей подряд допрашивали его «методом крутящегося колеса», и ночью (он заключался в том, что несколько человек поочередно непрерывно, днем и ночью, допрашивают одного. Таким образом доводили допрашиваемого до потери сознания, приводили в чувство и продолжали допрос либо заставляли при помутненном сознании допрашиваемого «признаться» в совершенных преступлениях), обещая, что чистосердечное признание в том, что он являлся агентом, сохранит его членство в партии. Кан Шэн лично, угрожая расстрелом, требовал признаний. В такой невыносимой обстановке Чжан Кэцинь вынужден был признать, что он поддерживал с отцом тайные отношения, длительный период являлся скрытым «агентом» Гоминьдана.


 

«Дело» Ли Жуя и отряда «Легких верблюжат»

 

Ли Жуй (будущий секретарь Мао Цзэдуна и автор биографии о нем) приехал в Яньань в конце 1939 г. двадцатидвухлетним молодым человеком. Вскоре он поступил в «Школу комсомольских кадровых работников Мао Цзэдуна», окончив которую, стал работать в Центральном комитете комсомола в отделе пропаганды. В отделе Ли Жуй проработал год и девять месяцев. Работая в сфере пропаганды, он с некоторыми другими сотрудниками отдела предложил создать в Яньани стенную газету. Подготовкой и написанием материалов занялся специально сформированный из молодых людей отряд, называвшийся «Легкие верблюжата». Многие яньаньпы, как руководители КНР, так и простые смертные, помнили сенсационные материалы, публиковавшиеся в то время отрядом «Легких верблюжат». Интерес к публикациям в стенной печати был большой в связи с тем, что там обнародовались не только «светлые», но и «темные» стороны яньаньской жизни. Молодые авторы этих публикаций, приехавшие из гоминьдановских районов, считали, что Яньань является «меккой революции», что здесь должны править бал «равноправие, свобода и демократия». Они считали: если появляются здесь какие-то темные стороны, пережитки старого, то следует их активно критиковать и изживать. У некоторых руководителей Центрального комитета комсомола возникли опасения в связи с появлением такой стенной газеты, они считали, что не следует так резко критиковать негативные вещи, имеющие место в Яньани. Было принято решение до вывешивания первых номеров газеты на всеобщее обозрение сначала вывешивать их в одной из пещер, где руководители отдела пропаганды будут их «просматривать», а потом уже вывешивать для всех. Первые номера были довольно умеренными и после просмотра получили «добро».

Ли Жуй был одним из активистов, кто писал заметки в эту газету. В одной из своих заметок он критиковал имеющий место в Яньани руководящий стиль лести к высшему начальству и «зазнайства» к низшему. В стенной газете появлялись заметки с критикой низкого уровня знаний преподавателей «Школы комсомольских кадровых работников Мао Цзэдуна» по сравнению с уровнем знаний слушателей. Критиковалось отношение некоторых молодых девушек к яньаньским юношам (напомним, что при населении более 50 тыс. человек соотношение в Яньани между юношами и девушками было 16: 1, что, конечно, создавало определенные проблемы). Девушки заглядывались в поисках жениха на больших чиновников и «крупных интеллигентов» и презирали и ни во что не ставили простых рабоче-крестьянских кадровых работников и «мелких интеллигентов».

Критиковались и такие явления, когда при общей нехватке молока в Яньани, оно давалось в детских садах только детям высших кадровых работников, а дети простых смертных его не получали.

Известно, что зданиями в Яньани были пещеры, вырубленные в твердо утрамбованной лессовой почве, которая служила своеобразной изоляцией, делавшей их исключительно теплыми зимой, прохладными летом и трудно пробиваемыми при бомбежке. В этих пещерах имелись сводчатые входы, деревянные решетчатые окна, обтянутые бумагой, и прямоугольные внутренние помещения. Для партийного руководства в каждом ряду пещер была соблюдена одна и та же архитектурная форма: две комнаты — одна для того, чтобы спать и мыться, а другая — чтобы работать и есть; в одной пещере была и третья комната — для приема гостей и заседаний ЦК. Лучшие пещеры, построенные для руководства, были оборудованы прочными дверьми, покрытыми черным лаком, и в целом выглядели более культурно, чем большинство обычных китайских жилищ. Окна в этих пещерах закрывала более белая и тонкая бумага, чем в пещерах простых кадровых работников. Это обстоятельство и стало объектом критики на страницах стенной печати. Такая критика молодых людей была близка по духу опубликованному в «Цзефан жибао» 13 марта 1942 г. эссе Ван Шивэя «Дикая лилия», где говорилось, что в Яньани носят одежду «трех оттенков» и едят пищу «пяти сортов». Кстати, он также публиковал некоторые свои критические материалы в стенной газете.

Однако не только критические статьи публиковались в стенных газетах. Так, будущий автор «истории КПК» и личный секретарь Мао Цзэдуна Ху Цяому в ней опубликовал статью «Памяти Бэтьюна», а будущий идеолог Сюй Лицюнь — статью «Против шаблонного стиля в партии», которой позднее восхищался Мао Цзэдун.

Стенная газета выходила один раз в две недели, каждый номер на 7—8 страницах224. Она просуществовала около года, затем в ходе «чжэнфэна» прекратила свое существование. В апреле 1943 г. Ли Жуй, как и многие другие, был арестован службой Кан Шэна и посажен в тюрьму, где просидел один год и три месяца. Не только многие его товарищи, писавшие в стенную газету, но и 95% сотрудников издательства «Цзефан жибао» были объявлены «спецагентами» и «шпионами». Сохранился свидетельский документ Ли Жуя о том, как проводилось дознание и выколачивание признаний в тюрьмах службой Кан Шэна. В время от большого количества подследственных и нехватки места многих арестованных сажали в одну пещеру, и они могли обмениваться информацией.

В тюрьме не давали спать по пять суток и более, не разрешая ни на минуту закрыть глаза, постоянно проводя допросы и требуя признания своей вины. Допрашиваемых избивали, надевали на них на длительное время наручники, привязывали на крестообразную раму и избивали, запугивали расстрелом, ломали руки и ноги и т. д. Пытались выбить необходимые признания с помощью голодного пайка. Особо «твердолобым» элементам давали в день по половине пиалы еды и так в голодном состоянии держали по месяцу и больше. Были очень плохие условия содержания, спали в сырых пещерах на циновках на полу, после чего многие болели ревматизмом. Только после признания, что они капитулировали перед Японией, по данным Ли Жуя, человек 200—300, а возможно, и еще больше, выпустили из тюрем летом 1944 г. Ли Жуй тогда писал в своем дневнике, что «Кан Шэн в тот год (1942. — В. У.) взял под стражу несколько сотен «спецагентов», свыше 80% интеллигенции он превратил в «спецагентов», однако в действительности тогда не было ни одного спецагента, тайно проникшего в партию»225.

Как вспоминал Ван Мин, «для достижения своих целей не брезговали никакими средствами — арестовывали, жестоко пытали, избивали, чтобы добиться «признания». Людей шантажировали, подкупали, шельмовали на «массовых митингах» и «обрабатывали» на небольших собраниях, моральным и физическим террором доводили до невменяемости»226.

Особенно жестоким преследованиям и пыткам подвергались кадровые работники провинциальных и уездных парткомов, прибывавшие из районов, находившихся под господством Гоминьдана. Он них требовали «признания» в совершении инкриминированных им «преступлений».


 

«Дело» о «партии Красного Знамени»

 

После «дела» Чжан Кэциня, когда у того выбивали необходимые признания, Кан Шэн доложил руководителям в ЦК КПК, что Чжан на допросах признал: «Партийная организация, находящаяся в подполье в Ганьсу, размахивая красным знаменем, выступала против него, что явилось порождением политики красного знамени Гоминьдана, по существу дела, созданием организации агентов Гоминьдана». (В 1979 г. Чжан Кэцинь в письме в Дисциплинарную комиссию ЦК КПК писал, что в то время он вовсе не знал никакой «партии Красного Знамени» и «политики Красного Знамени Гоминьдана», что его вынудили это признать люди Кан Шэна. После этого Кан Шэн многие партийные организации, работавшие в таких провинциях, как Ганьсу, Хэнань, Хубэй, Сычуань и других, превратил в «партии Красного Знамени», начал расследование дел коммунистов этих районов227, погубил бесчисленное количество революционеров и разрушил эти партийные организации.

В одной из обобщающих работ историков КНР, посвященных революционному движению в Китае, говорится, что «к концу 1942 г. упорядочение стиля и учеба в Яньани в основном были завершены, но в процессе углубления движения были выявлены троцкистская группа Ван Шивэя и другие контрреволюционные элементы. Поэтому весной 1943 г. движение перешло в этап проверки кадров. В Пограничном районе Шэньси—Ганьсу—Нинся и на территориях антияпонских баз Северного и Центрального Китая «упорядочение стиля и учебы» было в основном завершено летом и осенью 1943 г. Позже в большинстве этих районов «упорядочения стиля и учебы» были продолжены вместе с проверкой кадров228.

В марте 1943 г. в Яньани началось «движение по выявлению шпионов», проводившееся «ударными методами».

За дело взялся аппарат Кан Шэна в соответствии с высказыванием Мао Цзэдуна, что «шпионов у нас не меньше, чем волосков на бараньей шкуре»229, и с использованием уже наработанных методов выявления агентов.

Иллюстрацией к использованию подобных «методов» может послужить один из городских партийных активов с участием 2 тыс. кадровых работников партии, состоявшийся в Яньцзялине в середине июля, где побывал П. Владмиров, записавший ход совещания. Открывший совещание Пэн Чжэнь информировал собравшихся о серьезности положения: разоблачено большое число «гоминьдановских шпионов». «Особые органы, — сказал, распаляясь, Пэн Чжэнь, — не в состоянии выловить всех имеющихся в Яньани агентов…» После чего он вывел на сцену раскаявшихся «шпионов». «Они рассказывали о своих действиях, в большинстве своем до глупости нелепых и надуманных, — писал в своем дневнике очевидец. — Просили помиловать и клялись честно служить в рядах 8-й НРА под руководством Мао Цзэдуна… Взял слово Кан Шэн… Оскаля зубы, он размахивал руками и выкрикивал: «…Вы прекрасно осведомлены, что немало из ваших друзей уже под стражей! Не успеете разойтись по местам, как не застанете еще и других. И не удивляйтесь, если завтра многие из сегодняшних здесь тоже попадут под замок!.. Вы все шпионите на Гоминьдан! — кричал шеф цинбаоцзюя. — …Раскаивайтесь — простим, но помните: не всякое раскаяние искренно. Процесс воспитания будет длительным!..»

Среди участников совещания находились специальные люди, следившие за реакцией присутствующих. Многих по тем или иным субъективным признакам брали на заметку как подозрительных. Речь Кан Шэна оказала терроризирующее воздействие на окружающих. Это впечатление не сняло и выступление Чжу Дэ, для которого такая направленность собрания оказалась неожиданной (хотя он входил в состав Политбюро ЦК КПК). Чжу Дэ высказался против незаслуженного оскорбления коммунистов: «Неужели после этого собрания я должен потерять веру в своих товарищей и соратников? — спокойно сказал Чжу Дэ. (Неужели я должен отныне смотреть и жить с опаской, ожидая ареста своего или товарищей? Как вы смеете подобным образом относиться к партийному активу, лучшим людям партии, ее опоре?» Кстати сказать, Чжу Дэ не терпел Кан Шэна, и последний, очевидно, об этом знал, не случайно он причислил Чжу Дэ к группе Ван Мина и практически отстранил его от дел230.

Как выбивались нужные Кан Шэну показания и признания, описывали очевидцы событий — советские люди: «В следственной части каншэновского ведомства кандидату в «японского или чанкайшистского наймита» предъявляют обвинение в измене… Поначалу, естественно, никто не сознается, обвинение повторяется снова и снова…

Ночь сменяет день, день опять ночь — чередуются следователи, а несчастному ни минуты покоя: окрики, угрозы, требования сознаться, побои. В конце концов, обессиленный человек признается во всех смертных грехах — лишь бы поспать или избавиться от пыток… Каншэновские сотрудники настолько жестоки и беспощадны, что даже не останавливаются перед арестом беременных женщин»231.

Ван Мин, участник «чжэнфэна», также подтверждает эти данные: «… Не брезговали никакими средствами — арестовывали, жестоко пытали, избивали, чтобы добиться признания». Людей шантажировали, подкупали, шельмовали на «массовых митингах» и «обрабатывали» на небольших собраниях, моральным и физическим террором доводили до невменяемости. «Признания» добивались при помощи допросов методом «крутящегося колеса» (метод, когда несколько человек поочередно, непрерывно, днем и ночью, допрашивают одного человека. Таким образом доводили человека до потери сознания, приводили в чувство и продолжали допрос либо заставляли при помутненном сознании «признаваться» в совершенных «преступлениях»). Особенно жестоким пыткам подвергались кадровые работники провинциальных и уездных парткомов, прибывшие из районов, находившихся под господством Гоминьдана. Их специально вызывали для прохождения «упорядочения стиля»… Тех же, кто отвергал свою причастность к «преступлениям», избивали и истязали. …Временами прибегали просто к диким приемам. Например, приводили на «массовый митинг» преследуемого человека, клали перед ним на стол штык, чашу с ядом и веревку. Затем требовали от присутствующих громко скандировать: «Или сейчас же признавай себя контрреволюционером, или немедленно покончи с собой!» «Вот три способа самоубийства, можешь выбирать любой!»232 Один из современных китайских биографов Кан Шэна приводит случай, когда 19-летней девушке, которую арестовали и обвинили в шпионаже и которая отказывалась признать обвинения, в пещеру, где она находилась, Кан Шэн приказал подбросить для устрашения и получения необходимым материалов двух больших ядовитых змей233.

Китайские корреспонденты, которые посетили Яньань в 1942—1944 гг., замечали, что «развернутое в Яньани движение за упорядочение стиля в партийной работе, в партийной учебе и в партийной пропаганде Мао Цзэдун намеревается использовать для перестройки всей КПК, для изгнания инакомыслящих людей и установления гегемонии», что «Мао Цзэдун для осуществления своей мечты о личной диктатуре прибег к «тактике» упорядочения стиля работы, уничтожает инакомыслящих и самым ожесточенным образом нападает на Чэнь Шаоюя (Ван Мина) и Ци Юансяня (Бо Гу), обучавшихся в России и принадлежавших к коминтерновской группировке», что, «развертывая «чжэнфэн», Мао прибег к тому, чтобы нанести удар по деятелям, которые обычно у него вызывают зависть»234.

Одновременно они отмечали, что «первое, что производит на вас самое глубокое впечатление сразу же по прибытии в Яньань, — это тот страх, который народные массы Пограничного района испытывают перед Мао Цзэдуном. Это объясняется не его свирепым обликом или злым языком, а его хитроумной тактикой, которая внушает к нему почтение»235. Правой рукой Мао Цзэдуна, насаждавшей этот страх, был не кто иной, как Кан Шэн.

1 апреля 1943 г. в Яньани ждали для переговоров делегацию крупных гоминьдановцев, рассчитывали, что, возможно, во главе ее прибудет сам Чан Кайши. Узнав об этой новости, Кан Шэн практически перевел Яньань на военное положение, так как, по его логике, делегация гоминьдановцев ехала для встреч и контактов с предателями и спецагентами, укрывшимися в КПК в этой местности. Ночью по приказу шефа цинбаоцзюя были арестованы более 200 человек236. «Со дня на день ждут Чан Кайши или группу крупных гоминьдановцев во главе с Ху Цзунанем, — пишет в своем дневнике П. Владимиров. — Трудно понять, какая в этом необходимость, но Яньань переведена на военное положение. Это в свою очередь вызвало целую волну арестов.

1 июля 1943 г. Кан Шэн от имени Центральной комиссии по проведению «чжэнфэна» опубликовал в «Цзефан жибао» статью под названием «К экстренному спасению оступившихся». Целью кампании, писал автор, является «спасение тех, кто, оступившись, стал национальным предателем, вражеским шпионом, контрреволюционером»237. После этого повсеместно были организованы митинги, на которых обосновывалась необходимость «экстренного спасения» и провозглашалось вступление кампании «чжэнфэн» в новый период.

Стал спрашивать об арестах Кан Шэна. Разговор пришелся ему явно не по вкусу. Однако он все же сказал, что распоряжение об изоляции гоминьдановских и японских прислужников отдано руководством КПК»238. Таким образом, как пишет китайский биограф Кан Шэна, Гоминьдан оказал дополнительную услугу и дал повод шефу цинбаоцзюя к новым массовым чисткам.

На одном из экстренных митингов в своем выступлении перед молодежью в июле 1943 г. Кан Шэн, призывая молодых людей «чистосердечно признаваться» в шпионаже в пользу Гоминьдана, заявил, что уже за три месяца, начиная с 10 апреля сего года 450 человек признались в своих «преступлениях» перед партией239. В другом выступлении на собрании перед членами партии он заявил, что «70—80% коммунистов ненадежны в политическом отношении, это — различные агенты, предатели и плохие элементы»240.

«Шпионов уже перестали арестовывать — нет мест в каталажках», — записывает П. Владмиров в своем дневнике 29 июля 1943 г.

15 августа 1943 г. ЦК КПК принял решение о развертывании «движения по проверке кадров», фактически ставшего продолжением начатых в марте того же года кампаний «по выявлению шпионов» и «экстренного спасения».

Как утверждает личный переводчик Мао Ши Чжэ, Кан Шэн в 1943 г. постоянно твердил о необходимости повернуть кампанию «чжэнфэн» в плоскость «проверки кадров», а кампанию «проверки кадров» повернуть в плоскость «искоренения контрреволюционеров»241.

Однажды вечером он вызвал к себе Ши Чжэ, который в тот период был начальником первого отдела ведомства общественной безопасности Пограничного района Шэньси—Ганьсу—Нинся, держа какой-то список в руках. Разговаривая с Ши Чжэ он одновременно в этом списке ставил кружочки и точки, приговаривая: это «представитель Си-Си», это «возражденец», это «спецагент», это «шпион», это «предатель», а это «японский шпион». Затем он подозвал Ши Чжэ и приказал схватить по списку тех, у кого рядом с фамилией были кружочки, и доставить их в административный институт Погранрайона. На вопрос Ши Чжэ, есть ли на них материалы? Если нет достоверных материалов, то как мы можем их арестовывать и допрашивать? — Кан Шэн ответил, что если бы были материалы, то зачем тогда бы вам их допрашивать? После этого только за одну ночь были схвачены более 260 человек242.

 

Ли Иминь, бывший в то время проректором Северо-Западного института и непосредственным участником кампании, в 1981 г. приводил такой факт: один из студентов Института искусств имени Лу Синя показал, что его товарищ Чжан Кэцин, студент Северо-Западного института, прибывший на учебу из парторганизации Ганьсу, — шпион. На допросе Чжан сообщил, что прибыл в Яньань для сбора шпионских сведений. На вопрос, откуда у него документ о членстве в КПК, Чжан Кэцин ответил: «Подпольные парторганизации Ганьсу используют прием в партию для того, чтобы с помощью красного знамени бороться против красного знамени… на деле они являются шпионскими организациями Гоминьдана»243.

К тому времени, по некоторым данным, Кан Шэн со своим репрессивным аппаратом уничтожил несколько сот тысяч человек. Самоубийством после выколачивания различных признаний покончили более 20 тыс. человек. Только в Пограничном районе Шэньси—Ганьсу—Нинся обвинения в шпионаже в пользу Гоминьдана и предательстве были предъявлены нескольким тысячам человек, в том числе большинству работников аппарата ЦК. В аппарате самого Кан Шэна также велись чистки и были «разоблачены» до 80% сотрудников, в Центральном госпитале — 90, в некоторых учреждениях — до 100%244. В школе связи Третьего управления Военного совета из 200 с лишним учащихся были схвачены как «спецагенты» 170 человек, в педагогическом институте Суйдэ были обнаружены 230 «спецагентов», что составляло 73% от общего числа студентов. Из 88 человек педагогической школы Гуаньчжун, участвовавших в кампании «чжэнфэна», были выявлены 62 «спецагента». В Яньаньском полку охраны неожиданно были обнаружены от 80 до 90% людей, являющихся «агентами» Гоминьдана. Только в одном уезде Лундун за две недели была обнаружена целая «организация агентов» из 200 с лишним человек. Даже в Секретариате ЦК КПК были обнаружены более десяти «спецагентов». Кан Шэн призывал работников своей службы «сомневаться во всем», «бить всех», «вынуждать к признаниям», «безжалостно наносить удары», вести «бескомпромиссную борьбу». В материалах, одобренных Кан Шэном 8 октября 1943 г., о массовом митинге осуждения преступлений «агентов» Гоминьдана уезда Суйдэ, который проходил десять дней с участием 2600 человек, говорилось, что выступили с «признанием своих преступлений» 250 человек и около 190 участников были разоблачены как шпионы. «Цзефан жибао» 22 сентября, информируя об обстановке на данном митинге, сообщала, что среди всех учащихся половина — «спецагенты». Характерно, что впоследствии, в ходе реабилитации уцелевших, было признано, что свыше 90% «разоблаченных» службой Кан Шэна являлись невиновными245.

Наиболее важных арестованных, судя по воспоминаниям Ши Чжэ, доставляли в два места: одно — Комитет общественной безопасности, другое — Социальный отдел. Менее серьезных арестованных доставляли в Центральную партшколу либо Административный институт Погранрайона. Третью по значимости группу, к которой были «не очень серьезные вопросы», либо какие-то сомнения, оставляли в их же ведомствах, где они должны были раскаиваться и писать «покаянные письма».

 

Репрессиям и шельмованию подвергались как рядовые коммунисты, так и многие лидеры КПК. Бесспорно, главными объектами чистки, критики и давления в ходе «чжэнфэна» были известные деятели КПК — Чэнь Шаоюй (Ван Мин), которого Кан Шэн пытался даже отравить246, Цинь Бансян (Бо Гу), Чжан Вэньтянь (Ло Фу), Ван Цзясян, Чжоу Эньлай, Ян Шанкунь, Чжу Жуй247, Гао Ган, который был арестован и подвергся пыткам248. Большинство из них обвинялись в «левом оппортунизме и догматизме». Под видом критики этих течений некоторые деятели в руководстве КПК пытались перечеркнуть определенные заслуги многих видных руководителей партии, расчистить почву для культа личности Мао Цзэдуна как якобы единственного непогрешимого руководителя и теоретика партии.

Итак, в ходе «чжэнфэна» стал активно насаждаться культ личности Мао Цзэдуна. Как отмечали приехавшие в Яньань китайские корреспонденты, в «Яньани процветает культ личности Мао Цзэдуна», о нем слагаются стихи и песни. Так, в одной из песен говорилось: «Когда из-за холмов поднимается солнце, восточный горизонт становится красным; в Китае родился Мао Цзэдун, народ назвал его вождем; он призывает народ стать хозяевами земли». Тогда же в первый раз прозвучала песня «Алеет Восток», так любимая Мао Цзэдуном, которая в ходе «культурной революции» заменила гимн КНР, ее мелодию транслировал первый искусственный спутник Земли, запущенный китайцами в 1970 г. весом 173 кг.

Восток заалел, солнце взошло,

Потому что в Китае появился Мао Цзэдун.

Он — борец за счастье народа,

Он — великий спаситель страны.

Со стен общественных зданий в городах и деревнях всей «красной зоны» на прохожих смотрел с портретов Мао, его именем назывались школы, к примеру, «Школа молодых партийных работников имени Мао Цзэдуна» в Яньани, «Школа имени Мао» на родине Кан Шэна в Шаньдуне. Детей с пеленок стали учить распевать: «Мы — послушные ученики Председателя Мао». А ведь до пресловутой «культурной революции» еще было более двадцати лет, когда все эти вещи расцвели вновь махровым цветом и так поражали иностранцев.

В июле 1937 г. печатный орган КПК газета «Цзефан жибао» впервые опубликовала портрет Мао Цзэдуна. Это был отпечаток с вырезанной на дереве гравюры, где лицо Мао озаряли лучи восходящего солнца. Известно, что в Поднебесной такой мотив традиционно ассоциировался с богоподобным императором — Сыном Неба.

Весной 1944 г. Мао, как императора, пригласили бросить в землю первые зернышки проса, и он проложил, как в прошлом в императорском Китае Сын Неба, на поле символическую борозду.

На стене одной из комнат штаба артиллерийского соединения 359-й бригады 18-й армейской группы висел лозунг: «Бороться за авторитет Председателя Мао».

Двое американских журналистов, Теодор Уайт и Аннели Якоби, посетившие тогда Яньань, сообщали своим редакциям, что Мао «вознесен на вершину всеобщего поклонения» и стал объектом «слащавых до отвращения панегириков».

Зарождению и распространению культа личности Мао Цзэдуна способствовало мартовское (1943 г.) совещание Политбюро ЦК КПК, на котором было принято «Решение относительно упорядочения и сокращения аппарата ЦК». В нем говорилось, что между съездами Политбюро ЦК берет на себя ответственность по руководству всей работой партии и решает важнейшие вопросы. Политбюро утверждает товарища Мао Цзэдуна Председателем. Секретариат, организационно подчиненный Политбюро, является органом, который ведет повседневную работу и решает все вопросы повседневного характера на основе курса, утвержденного Политбюро ЦК. «Секретариат, — говорилось в документе, — вновь решено создать из трех человек: Мао Цзэдуна, Лю Шаоци и Дун Биу, сделав тов. Мао Цзэдуна Председателем. При обсуждении вопросов на заседаниях Председатель имеет право на последнее решение». В дальнейшем, во время войны в связи с нерегулярностью созыва совещаний Политбюро (было положено собираться два раза в месяц) роль Секретариата значительно возросла, а следовательно, и повышалось значение Мао Цзэдуна как человека, имеющего последнее слово в решении любого вопроса (таким образом, все это делалось при попустительстве Лю Шаоци, Дун Биу и многих других, а особая роль Мао Цзэдуна, закрепленная этим решением, закреплялась и в дальнейшем, и это бесспорно стимулировало возрастание культа личности. (В. У.). Бывший личный секретарь Мао Ху Цяому считал, что в «Решении по некоторым вопросам истории партии» 1945 г. уже было заложено начало культа личности Мао Цзэдуна.

 

В середине 40-х годов впервые в употребление был введен термин «идеи Мао Цзэдуна» («Маоцзэдун сысян»), начали печатать сборники его «Избранных трудов». Мао Цзэдун в это время даже предлагал ввести термин «маоцзэдунизм». Вот как об этом вспоминал Ван Мин: «1 апреля 1944 г., в 4 часа дня, Мао Цзэдун, сидя у моей постели, добродушно говорил: Товарищ Ван Мин! Вы заболели еще до того, как официально началось упорядочение стиля. Поэтому я не успел поговорить с вами о некоторых вопросах, касавшихся кампании по упорядочению стиля. Сегодня я пришел, чтобы высказать то, что таится в глубине души.

Прежде всего, почему понадобилось упорядочить стиль? Первейшая цель кампании по упорядочению стиля состоит в том, чтобы сделать возможным написание истории Компартии Китая как моей личной истории. Каким же образом можно добиться этого? Необходимо создать маоцзэдунизм. Если не будет маоцзэдунизма, то как же удастся написать историю Компартии Китая как личную историю Мао Цзэдуна?»249. Изучая историю и материалы «чжэнфэна», японский синолог Н. Токуда пришел к выводу, что «раздутый миф о Мао Цзэдуне был создан из политической необходимости», а «идеи Мао Цзэдуна, которые появились в качестве партийной идеологии на VII съезде КПК, в действительности не были «собственно идеями Мао», а коллективно суммированным и сформулированным итогом опыта китайской революции (кстати, намного позже, уже после «культурной революции» и смерти Мао, такая же точка зрения стала преобладающей в КНР. — В. У.). «Однако когда «идеи Мао Цзэдуна», — пишет Н. Токуда, — превратились в миф, а Мао как концентрированное воплощение «идей» стал символом революционного движения, все значение этого движения было монополизировано одним Мао»250.

И особая роль во всех карательных функциях отводилась Кан Шэну и его службе.

Часть неприглядных фактов, по сообщениям советских людей из Яньани, становилась известна руководству Коминтерна. И видимо, Кан Шэн по своим каналам был неплохо информирован об этом. «Все мы под наблюдением. Осведомители Кан Шэна — переводчики и завхоз. Слежка в доме и вне дома», — очередная запись в дневнике П. Владимирова от 4 ноября 1942 г.251

Такие методы работы Кан Шэна не нравились определенной части партийного руководства. Так, Чжоу Эньлай летом 1943 г., вернувшись из Чунцина в Яньань, высказал свое недоверие Кан Шэну, утверждавшему, что подпольные организации КПК в гоминьдановских районах наводнены шпионами.

Еще недавно Чжоу Эньлай, участвуя в работе совещания членов партии Юго-Западного Китая, которое проводилось Юго-Западным Бюро ЦК КПК с декабря 1941 по январь 1942 г. в Чунцине, как раз отмечал «боевитость» отряда коммунистов, насчитывающих более 5 тыс. человек и работающих в подполье, их тесную связь с массами, использование легальных и нелегальных методов работы252. Расследовать ситуацию поручили Жэнь Биши.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.