Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Становление и развитие криминологии. Направления развития криминологии






Цель – изучить историю развития криминологии для усвоения положительного опыта и анализа ошибок правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Задачи: рассмотреть вопросы зарождения и развития криминологии; усвоить основные направления уголовной политики в сфере борьбы с преступностью на разных этапах.

План:

1.Зарождение криминологической мысли. Становление криминологии как науки. Биологические и социологические теории в криминологии.

2.Общая характеристика, основные направления и современное состояние криминологической науки (позитивизм, теория социальной дезорганизации, психологические подходы, теория опасного состояния).

3.Криминология в царской России. Советская криминология (1917-1930 гг.). Советский период. Криминологические учреждения. Современные криминологические теории и проблемы, состояние криминологических исследований в Казахстане.

Основные понятия по теме: классическая криминология, позитивистский период, направление, прогностика, позитивизм, социальная дезорганизация, аномия.

 

Возникновение криминологии как науки связывается с классической школой уголовного права. В развитии криминологии можно выделить 3 этапа. Первый (классический) длился со второй половины 18 века до последней трети 19 века; второй (позитивистский) охватывает конец 19 века – начло 20 века; третий – современный, плюралистический – начало 20 века по настоящее время.

Классический период вытекает их идейного течения Просвещения эпохи перехода от феодализма к капитализму. В это время предпринимаются попытки рационального, чисто теоретического объяснения того, почему человек совершает преступление. Разрабатываются более гуманный подход к преступникам, к мерам уголовного наказания и деятельности карательных органов государства. Представители классической криминологии – Ч. Беккариа (1738-794), И. Бентам (1748-1832).

Во второй половине 19 века отмечен рост числа преступлений и бурное развитие естественных и гуманитарных наук. В науки, изучавшие человека, внедрялись приемы, заимствованные из точных дисциплин, что например, привело к возникновению социологии, статистики, антропологии. Возникла философия позитивизма, которая стремилась собрать положительный количественно определенный материал о разных сторонах жизни. Позитивизм О. Конта называли философией среднего уровня, та как ее автор отрицал необходимость подниматься до мировоззренческих проблем.

Направления позитивистской криминологии: биологическое и социологическое. Биологическое направление – антропологическая (Туринская) школа. Основоположник - Ч.Ломброзо (1835-1909). Позднее биологическое направление пополнилось другими теориями – теория опасного состояния, теории различных биологических предрасположений (конституционного, эндокринного).

Социологическое направление – произошло из уголовно-социологической школы, которая использовала в качестве идейной основы социологию О.Конта. Представители_ М.Духовской (Россия), Ф.Лист (Германия), Э.Ферри (Италия), И.Фойницкий (Россия). Эти ученые выдвинули идею социальной обусловленности преступного поведения, не отрицая в той или иной мере также значения биологических факторов.

В конце 19 века в криминологии стали применяться методы социологических исследований. Во многих странах исследовалась статистика преступлений и применяемых к преступникам наказаний, изучались данные, характеризующие контингент преступников, предпринимались попытки составить перечень причин преступного поведения, исследовать их сущность и оценить с количественной стороны.

На ранних этапах социологическому изучению преступности было присуще стремление охватить как можно больше факторов, обусловливающих преступления. От одного исследования к другому число этих факторов увеличивалось, удавалось найти все новые и новые обстоятельства, способствующие преступной активности. Для данной теории факторов характерно рассмотрение причин преступности вне какой- либо концепции, позволяющей выделить наиболее существенные из них.

Социологические концепции преступного поведения появляются позже. Часть из них основывается на социологии, часть – на социальной психологии (теория дифференциальной связи, клеймения).

Классическая школа криминологии вышла из аналогичной в уголовном праве. Ее основатель Чезаре Беккариа (Италия). Основные положения своего учения он сформулировал в книге «О преступлениях и наказаниях» (1764 год, на франц. языке). Он утверждал, что «существуют 3 источника нравственных и политических начал, управляющих людьми: божественное откровение, естественные законы и добровольные общественные отношения». Беккариа глубоко понимал причины преступного поведения: источник преступлений - в столкновении частных интересов. Преступную активность человека Беккариа объясняет главными движущими началами, направляющими людей к любым вредным, так и полезным и даже возвышенным действиям. Этими началами он считал наслаждение и страдание. В классическом труде Беккариа имеется психологическая трактовка механизма индивидуального преступного поведения.

Беккариа поставил вопрос о целях наказания, предложил решение, которое до их пор находит отражение в законе некоторых стран. Цель наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями производили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на душу людей и были бы наименее мучительными для тела преступника».

Итак, в центр обоснования классической школы поставлено преступление. Классическая школа связывает предупреждение преступлений со свободой и просвещением. Беккариа против чрезмерного запретительства, неоправданного расширения сферы уголовного закона.

Родоначальником позитивизма в криминологии считается Ч.Ломброзо, «Преступный человек» (1876 г.).

1) Чезаре Ломброзо указывал, что поведение преступников зависит от природы этих индивидов и от условий, в которых они находятся. Он указывал, что среди преступников есть прирожденные нарушители закона, то есть обреченные стать преступниками. Кроме того, его теория утверждала, что преступность передается по наследству, преступников можно отличить от «нормальных людей» по физическим данным.

2) В своих исследованиях Ломброзо изучил 104 преступника, считая, что 71 из них преступники по рождению. Но фактически – только 24 вышли из неблагополучных семей, имели родителей алкоголиков. В поздних работах Ломброзо модифицировал свою теорию, проанализировав большое число факторов, влияющих на преступное поведение. Так в труде «Преступление» он рассматривает зависимость числа преступлений от метеорологических, экономических, воспитательных, наследственных, семейных влияний.

В современных работах можно найти утверждения о наследственном предрасположении к преступлению. По мере развития криминологии авторы, занимавшиеся проблемой наследственности, пришли к выводу об опосредованном механизме ее влияния на нарушение человеком закона.

Э. Кречмер (1888-1964 гг.) констатировал связь между типом строения тела и характером человека. (теория конституционального предрасположения). По этой теории эмоциональная неустойчивость, отмечаемая у части преступников как движущая сила их преступной активности, объясняется нарушением деятельности желез внутренней секреции. Возникла теория хромосомного предрасположения: связывает проявляющуюся в отдельных преступлениях сверхарессивность с наличием в генетическом наборе у преступника лишней Y-хромосомы.

3) Исследование однояйцовых близнецов проводились в 1876 году Гальтоном и Эфроимсоном в 1971 (однояйцовые близнецы по медицинским данным, идентичны по своим генетическим признакам). Наследственная причинность преступности этого типа поразительно наглядно проступает при рассмотрении преступников, имеющих однояйцевых или двухяйцевых близнецов.

Теория социальной дезорганизации объясняет преступность на социальном уровне, ставит в зависимость психологию преступника от процесса функционирования общества в целом.

Основоположником теории считается социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг), его идеи развиты Робертом Мертоном.

Дюркгейм утверждал, что индивид испытывает влияние социальных факторов, к которым относятся внешние по отношению к нему мысли, действия и чувства. Он исходил из того, что коллективные наклонности не сводятся к наклонностям индивидов, представляют собой нечто иное, чем сумма взглядов отдельных людей. По мнению Дюркгейма «чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности».

Социальная дезорганизация выражается в явлении аномии («безнормативность»).

Аномия – это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют.

Мертон дополнил учение Дюркгейма тезисом о том, что причиной аномии может служить противоречие между целями, которые пропагандирует общество, и средствами их достижения, которые в нем считаются приемлемыми.

Теория дифференциальной связи восходит к концепции подражания Габриэля Тарда (1843-1904 г). В своих трудах «Законы подражания», «Философия наказания» Тард объяснял привыкание к преступному поведению действием психологических механизмов обучения и подражания. По данной теории преступления воспроизводятся в обществе в результате связи отдельных людей или групп с моделями преступного поведения. Чем более часты и устойчивы эти связи, тем больше вероятность, что индивид станет преступником. Сатерленд и его последователи отрицают биологическое наследование преступных наклонностей. Они полагают, что преступному поведению учатся в процессе общения главным образом в группах. Многое зависит от частоты, продолжительности, очередности и интенсивности контактов.

Теория дифференциальной ассоциации изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения (Клиффорд Шоу (1930), Эдвин Сазерленд (1939), Дональд Кресси).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.