Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации к глоссарию






- внимательно прочтите несколько раз определение понятия;

- если в определении встретились неизвестные или малопонятные термины, обратитесь к толковому, энциклопедическому словарю или словарю иностранных слов, которые помогут ликвидировать затруднения;

- при работе с понятиями следуйте общему правилу: вначале попытайтесь четко усвоить содержание понятия, прояснить, в чем видится основная его сущность, а затем выделите отличительные признаки этого понятия среди других;

- некоторые определения даны в двух вариантах, для наиболее полного понимания и усвоения сущности определения. В этом случае прочтите все имеющиеся определения и сделайте вывод относительно сущности понятия.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «КРИМИНОЛОГИЯ»

Изучение учебной дисциплины «Криминология» может быть успешным лишь при условии систематической работы студентов в течение всего учебного периода. Несистематичность изучения учебных материалов, невыполнение рекомендованных заданий снизит возможность изучения данной дисциплины, приведет к пробелам в знаниях.

Все выполненные задания по дисциплине должны быть представлены в указанные сроки и в форме, предложенной преподавателем. В исключительных случаях в целях лучшего усвоения материала, может быть изменена форма контроля как для всей группы студентов, так и для конкретного студента. Задания, сданные позднее установленного срока, оцениваются ниже установленной оценки, несмотря на отлично выполненное задание, и это, в свою очередь, влияет на окончательную оценку по дисциплине.

Изучение курса должно быть активным, а не пассивным. Выполнение заданий СРСП, СРС и подготовка к семинарским занятиям должна занимать не менее устанолвенного объема времени, указанного в силлабусе. Вы должны постоянно консультироваться с преподавателем согласно графика консультаций. Небходимо систематически изучать нормативную базу и изучать предложенный перечень литературы. Успех изучения курса во многом зависит от Вашего участия в работе как в аудитории, так и вне ее. Экзамен будет направлен на проверку Ваших теоретических знаний и на оценку Ваших возможностей применять их на практике. Все задания на экзамене будут основаны на домашних работах, работе в аудитории и т.д. Задания промежуточных контролей основаны на ранее изученном материале.

До начала каждой лекции будет роздан материал, отражающий основные моменты темы. Пожалуйста, прочтите данный материал до начала занятий. После лекции обязательно прочтение всего заданного материала из основной литературы, указанного в конспекте лекций, и проведение устных ответов на контрольные вопросы. Такая Ваша подготовка будет проверяться практическими заданиями, которые преподаватель будет проводить на семинарских и лекционных занятиях.

При выполнении заданий Вы не должны:

- заниматься плагиатом;

- позволять другим делать за Вас работу;

- пытаться сдать работу в не установленные сроки;

- не участвовать в работе группы при выполнении групповых заданий и требовать за это баллы и т.д.

Мы ожидаем, что Ваше отношение к дисциплине и поведение будут соответствовать Кодексу чести студента ВУЗа. Вы не должны пропускать занятия, опаздывать, быть недисциплинированными в аудитории, быть неуважительными к преподавателю и студентам.

На занятия Вы должны приходить подготовленными для того, чтобы обсудить материал, задать необходимые вопросы и критически подойти к выполнению заданий, решением которых мы занимаемся так, чтобы Вы могли почерпнуть все то, что необходимо Вам в вашей работе.

Для успешного усвоения курса необходимо:

- посещать лекционные, семинарские занятия;

- своевременно и в полном объеме выполнять задания для самостоятельной работы (выполнять рекомендации преподавателя, изучать предложенный материал);

-изучать рекомендованную литературу, работать с первоисточниками.

Студент имеет право:

- на получение знаний, соответствующих уровню КазГЮУ;

- на объективную оценку знаний (объективность оценки при выполнении самостоятельной работы);

- корректное отношение со стороны преподавателя.

Цель заключается в рассмотрении основных теоретических проблем криминологии, показать содержание дисциплины на основе новейшего законодательства, провести анализ международного опыта по борьбе с преступностью.

Рабочая программа строится на последовательном изучении наиболее важных институтов криминологии: показатели преступности, методы криминологического исследования, детерминанты преступности.

Задачи курса:

- рассмотрение в системном плане и усвоение понятий криминологии;

- определение места криминологии в системе права Республики Казахстан;

- изучение законодательства Республики Казахстан по вопроса предупреждения преступности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

· иметь четкое представление об основных понятиях криминологии, показателей преступности;

· научиться «читать» уголовную статистику, делать практические выводы о том, где применять меры экономического характера, где и в отношении каких видов преступности активизировать правоохранительную систему и с большей силой использовать меры уголовного наказания.

 

 

Внимание! Все задания СРС и контактных занятий ориентированы на последовательное выполнение и в завершении курса студент должен прдставить окончательный варианат работы – творческое выполнение работы.

 

Итак, рекомендации по изучению вопросов (тем) по курсу «Криминология».

При изучении темы «Понятие, предмет и система криминологии», рекомендуется изучить два-три источника, для выявления наиболее приемлемого для вас понятия, для более успешного усвоения теоретических положений дисциплины. Аналогичное пожелание имеется и относительно вопроса о теориях причин преступности, истории становлении и развития криминологии: найти более удачный и приемлемый для вас текст вопроса, уяснения всех специфических особенностей и нюансов изучаемого вопроса.

Студентам надлежит знать о соотношении криминологии и деликтологии, которая изучаем состояние, детерминанты и спообы предупреждения предпреступных праовнарушений (мелкого хулиганства, ДТП).

По вопросу о системе криминологии надо обратить внимание на несовпадение системы Особеной части УК РК с системой Особенной части криминологии. Клссификация преступлений по разделам и главам УК РК не вполне совпадает с системой анализа видов преступности. Студентам надо ознакомиться с новыми направлениями в криминологии, - семейной, пенитенциарной, политической, экономической, предложить дать им оценку.

При изучении темы «Преступность и ее показатели» студентам следует обратить внимание на признаки преступности, вызывающие дискуссии в криминологической литературе (уголовно-правовой характер преступности, преступность как система совершенных преступлений, преступность как закономерное явление при различных социально-экономических и политических формациях и режимах власти, преступность – не уголовно-правовая категория). Обязательно выяснить их практическое значение.

Студент должен уметь рассчитывать коэффициенты преступности, анализировать статистические показатели, давать им обоснованную оценку.

Детерминанты преступности – одна из наиболее сложных проблем криминологии, в решении которой особенно сильно проявились последствия вульгарно-идеологизированного подхода, которым страдали до недавнего времени обществоведческие науки. С учетом этого обстоятельства, при изучении вопроса «Причины и условия совершения преступления» важно понять, что детерминанты преступности связаны с противоречиями в области экономических, политических и иных социальных отношений, определяющих реальные условия общественного существования людей в отражающихся в их сознании, психологии.

Раскрывая понятие и содержание детерминант отдельного (единичного) преступления, следует, прежде всего, усвоить, что они проявляются в виде взаимодействия, с одной стороны, негативных нравственных свойств индивида, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий его нравственного формирования, а с другой – внешних обстоятельств, в том числе криминогенных, порождающих намерение или решимость совершить данное преступление, стимулирующих его совершение. При этом необходимо уяснить соответствие и взаимосвязь детерминант и условий индивидуального преступного поведения с общими детерминантами преступности.

Анализируя социально-психологический механизм совершения конкретного преступления, надо разобраться в его составных элементах и этапах их проявления, установить те элементы и этапы, с которыми более всего связан «криминогенный сбой» в поведении личности, в связи с чем оно приобретает преступный характер. Оценивая значение потребностей в механизме индивидуального поведения, важно иметь в виду решающую криминогенную роль избранного лицом способа удовлетворения данной потребности, а также обстоятельства, определяющие это выбор.

Неблагоприятные условия формирования личности в различных сферах и микрогруппах объясняют происхождение негативных нравственно-психологических свойств индивида, детерминировавших его преступное поведение, указывают конкретные направления и содержание необходимых профилактических усилий. При этом следует иметь в виду так называемое «криминологическое эхо», при котором последствия неблагоприятных условий нравственного формирования личности проявляются в совершенном лицом преступлении, порой со значительным сдвигом во времени.

На основе изучения данного вопроса студенты должны развить у себя «криминологический взгляд» на окружающую действительность, позволяющий оценивать происходящее в стране процессы и события с точки зрения их способности влиять на нравственное состояние общества и поведение людей, в том числе противоправное и преступное.

Изучая тему «Личность преступника» необходимо, прежде всего, разобраться в социальной сущности лица, совершившего преступление, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо различных его проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Важно правильно представить себе соотношение понятий «лицо, совершившее преступлений», «субъект преступления», «обвиняемый». Важно разобраться во временных рамках рассматриваемого понятия, которое применимо лишь к лицу признанному судом виновным в совершении преступления. Необходимо обратить внимание на обстоятельства: способность совершить преступление связана не с какими-то врожденными биологическими особенностями человека, а обусловлена социально обретенными нравственно-психологическими качествами; выраженная в указанной способности общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступления, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактического воздействия; общественная опасность лица проявляется в совершении преступления не с фатальной неизбежностью, а лишь при наличии определённых внешних обстоятельств в конкретной ситуации, в том числе криминогенной.

Важным является вопрос о соотношении и взаимодействии социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления. Правильное его решение состоит в том, что преступление, будучи формой социального поведения, оцениваемого правовой нормой, обусловлено социальными свойствами личности, которые, однако, не изолированы от биологических особенностей человека, а находятся с ними в определенном взаимодействии.

При изучении вопроса «Предупреждение преступности» следует дать надлежащую оценку месту и роли криминологической профилактики в общей системе социального воздействия на преступность, определить соотношение профилактики с уголовно-правовыми мерами, значение предупредительной деятельности в современных условиях. Предупреждение преступности надо рассматривать в контексте учения о детерминантах преступности как особую область социального регулирования, часть общей системы управления социальными процессами. Анализируя меры предупреждения преступности, необходимо классифицировать их по содержанию, уровню.

Изучение вопроса о методиках криминологических исследованиях вызовет у вас определенные трудности. В отличие от других юридических дисциплин и тем курса криминологии статистика основана на положениях и категориях не общественных наук, а математики. Поэтому для усвоения основных статистических понятий, смысла статистических методов и овладения ими, студентам необходимо приложить определённые усилия.

Криминологическое прогнозирование следует рассматривать в связи с изучением преступности, иных криминологических проблем как особую форму научного познания, проявление одной из функций криминологической науки, заключающейся в оценке наиболее вероятного состояния объекта изучения в будущем. Оно является необходимой научной основой адекватного реагирования общества на изменения, происходящие в преступности, организации эффективного воздействия на нее. Понимание криминологического прогнозирования не будет полным, если не разобраться в условиях научного прогнозирования, в его особенностях. Рассматривая виды криминологических прогнозов, надо различать их по объекту прогнозирования, объему и срокам. Особое внимание надо уделить методам прогнозирования преступности, поскольку в будущей практической деятельности студентам, возможно, придется использовать эти методы.

При изучении вопроса «Криминологическая характеристика неосторожной преступности» следует исходить из сопоставления юридической и социологической оценок неосторожной преступности, имея в виду, что хотя неосторожность признается менее тяжкой формой уголовно-правовой вины, чем умысел, объективная опасность и вред, причиняемый неосторожными преступлениями. Не ниже, а в ряде случаев и выше, чем от умышленных преступлений. Оценка неосторожной преступности должна даваться с учетом требований к безопасности.

Анализируя статистические показатели неосторожной преступности, следует выделить основные виды неосторожных преступлений и сферы, в которых они совершаются. Необходимо при этом иметь в виду высокую латентность многих преступлений, совершаемых по неосторожности.

Изучая особенности криминологической характеристики лиц, совершающих неосторожные преступления, студенты должны определить те нравственно-психологические черты, социальные роли и статусы, с которыми связано неосторожное поведение. При рассмотрении детерминант неосторожной преступности важно разграничить объективные и субъективные обстоятельства, поскольку это существенно для организации профилактики неосторожных преступлений.

Групповая преступность может рассматриваться как низшая форма организованной преступности. Необходимо различать виды преступных групп, их отличительные признаки, а также уметь охарактеризовать их сравнительную общественную опасность. Изучая организованную преступность, следует особо обратить внимание на ее половозрастные особенности. Известно, что несовершеннолетние правонарушители в основном совершают преступления в группе, еще более высок уровень групповой преступности среди несовершеннолетних женского пола. Оценивая показатели групповой преступности несовершеннолетних по отдельным видам преступлений целесообразно сравнивать ее с аналогичными показателями «взрослой» групповой преступности.

Важным вопросам является профилактика групповой преступности. Особо следует подчеркнуть важность выявления групп с криминогенной ориентацией и их разобщения. Анализируя детерминанты рецидивной преступности, следует различать общие детерминанты преступности, порождающие и преступный рецидив, и специфические детерминанты рецидивной преступности, разграничив их на две группы – субъективные (личностные) и объективнее (внеличностные). Установление специфических детерминант рецидивной преступности позволяет определить и основные направления профилактики этого вида преступности как на общесоциальном, так и на специально-криминологическом уровне.

В целом, при изучении тем из раздела особенной части «Криминологии» советуя изучать монографии и научные публикации, так как учебные пособия и учебники не могут отражать в полной мере все имеющиеся научные взгляды на изучаемую проблему, не охватывают всех сторон вопроса, приводимые статистические данные могут носить устаревший характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.