Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы спортивной тренировки






 

Метод тренировки - это целенаправленное, систематическое повторение определенных движений, действий, реализуемое для реше­ния конкретных задач (достижение поставленной цели).

В практических целях методы спортивной тренировки принято условно подразделять на три группы: словесные, наглядные и прак­тические. При подборе того или иного метода спортивной тренировки следует четко следить, чтобы они соответствовали поставленным за­дачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам тренировки, возрастным, половым особенностям спортсменов, их ква­лификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение и др. Эти методы можно использовать с любым контингентом спортсменов (новичками и спортсменами высокого класса). Важно, чтобы эти методы излагались лаконично, со знанием современной специальной терминологии и в сочетании с наглядными методами.

Наглядные методы весьма многообразны и в значительной степе­ни обуславливают действенность процесса тренировки. К ним следует прежде всего отнести методически грамотный показ упражнений и его элементов тренером или квалифицированным спортсменом. В спортивной практике широко используются вспомогательные наглядные методы – демонстрация видеомагнитофонных записей упражнений или игровых ситуаций, учебных фильмов, макетов игровых площадок иди спортивных полей для разбора тактических схем, я также методы ориентирования (световые, звуковые, механические лидирующие уст­ройства, и том числе с программным управлением и обратной связью).

Практические упражнения условно могут быть распределены на две основные группы:

- методы, преимущественно направленные на ос­воение и совершенствование спортивной техники, то есть, формирова­ние двигательных умений и навыков, характерных для избранного ви­да спорта;

- методы, преимущественно направленные на развитие двига­тельных качеств.

Обе группы практических методов тесно связаны между собой и применяются в неразрывном единстве.

Остановимся на этих методах более подробно.

Метод, направленный на освоение спортивной техники. В нем выделяют методы разучивания техники движения в целом и по частям.

Разучивание упражнений в целом осуществляется при освоении относительно простых движений, а также и сложных, если разделение по частям невозможно.

Разучивание техники по частям осуществляется при освоении, более или менее сложных в координационном отношении движений. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приводит к интеграции в единое целое ранее освоенных частей сложного упраж­нения.

Большое значение при разучивании движений отводится подводя­щим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения позволяют путем разучивания простых элементов движений постепенно подвести спортсмена к выполнению спортивной техники всего упражнения. У бегунов в качестве подводящего упражнении используется бег с высоким подниманием бедра, бет с захлестыванием голени, " семенящий" бег, бег прыжками и др.

В традиционных упражнениях сохраняется общая структура соревновательных упражнений. Однако при этом обеспечиваются усло­вия, облегчающие освоение двигательных навыков. Например, для ос­воения техники в тяжелой атлетике широко используют гимнастичес­кую палку или гриф штанги без блинов. Имитация техники упражнений полезна не только для новичков, но и для квалифицированных атле­тов, особенно перед началом выполнения упражнений основной части тренировки. Это позволяет не только облегчить переход от одного упражнения к другому, но и осуществить оптимальную настройку ко­ординационных возможностей двигательного аппарата.

Методы, направленные на совершенствование двигательных ка­честв Развитие двигательных качеств в процессе спортивной трени­ровки происходит в рамках двух основных методов - непрерывного и интервального.

Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Непрерывный метод (или равно­мерный) состоит в выполнении определенного двигательного действия с неизменно, как правило, невысоким уровнем интенсивности, но за­то в течение продолжительного времени. Например, такая трениро­вочная работа характерна для бегуна на средние дистанции (800, 1500 м) при пробегании дистанции 3-5 км с одинаковой скоростью, которая намного ниже максимальной на его основной дистанции.

Непрерывный метод широко используется в основном в цикличес­ких видах спорта. Однако его успешно применяют также и в ацикли­ческих упражнениях, где длительность двигательного действия может ограничиваться определенным отрезком времени (например, в боксе, борьбе, спортивных играх). В ациклических видах спорта данный ме­тод реализуется путем выполнения неизменного или изменяющегося по структуре спортивного упражнения в целом или отдельных подсистем без пауз для отдыха. Например, упражнения в нанесении серии ударов по мешку в занятиях боксера, упражнения в ведении мяча у бас­кетболиста или футболиста. В равномерном методе от занятия к занятию постепенно увеличивается преимущественно объем работы.

Интервальный метод характеризуется тем, что движение выпол­няется с варьированием интенсивности нагрузки при непрерывном вы­полнении упражнения или с перерывами различной продолжительности и характера. Варианты использования данного метода тренировки весьма обширны. Так, по мнению В.А. Андреева, Д.П. Пугачева-Ионова, В.М. Дьячкова и др., в легкой атлетике интервальный метод есть повторное преодоление отдельных отрезков дистанции и " рас­четное" время с точно установленными перерывами для отдыха. При этом они считают, что следует от занятий к занятиям сокращать продолжительность перерыва для отдыха, не снижая скорости преодо­ления дистанции (отрезков) с тем, чтобы на последующих этапах до­биться возможности пробежать в запланированное время большие от­резки и, наконец, всю дистанцию

В зависимости от изменения указанных выше обстоятельств ин­тервальный метод делится на переменное и повторное упражнение.

Переменное упражнение состоит в последовательном изменении напряженности выполнения движения в следующих вариантах (напри­мер, в беге на средние и длинные дистанции):

- большая часть дистанции преодолевается медленно, меньшая – быстро;

- быстрое и медленное преодоление дистанции сочетается рав­номерными частями;

- большая часть дистанции преодолеваемся быстро, меньшая - медленно;

- быстрое начало завершается замедлением движения, затем де­лается ускорение, заканчивающееся преодолением всей дистанции;

- многократное изменение скорости с преодолением коротких отрезков дистанции медленно;

- быстрое преодоление необходимой дистанции в таком темпе, какой спортсмен способен выдержать, затем медленное окончание ос­тавшейся части дистанции.

Такие варианты применяются не только в циклических видах спорта, но и в ациклических, где применяются равномерные упражнения (бокс, борьба, спортивные игры и др.). В ациклических видах спорта предлагаемые методы используются в форме непрерывного дви­жения с различной интенсивностью.

Повторный метод состоит в выполнении на протяжении одного занятия определенных движений с перерывом для отдыха. Этот метод используется на занятиях во всех видах спорта.

Основное различие между повторным и переменным вариантами интервального метода заключается в том, что в первом случае во время перерыва между выполнением упражнения занимающиеся отдыхают произвольно (пассивно или выполняют какие-либо иные, не относящиеся к основному упражнению движения). При повтором варианте для отдыха используется основное упражнение, но интенсивность его выполнения при этом резко снижается (например, у пловцов - свободное плавание, у бегунов - бег с полным расслаблением в медленном или среднем темпе).

В качестве самостоятельных методов принято также выделять игровой и соревновательный.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных дейс­твий в условиях игры, в пределах, характерных для правил данного вида спорта, тактико-технических приемов и приближенных к реаль­ным ситуациям. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий, позволяет выявить психическую готовность спортсменов, проверить их в различных условиях соревновательной борьбы.

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную соревновательную деятельность, которая в данном случае расс­матриваемся как один из способов повышения эффективности трениро­вочного пронесся.

В тренировочном процессе особую группу составляют идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использова­ния спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений под действием психи­ческого и общего состояния. К ним можно отнести:

- идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением);

- эмоциональную настройку на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога;

- самоприказ как способ самоубеждения и самоорганизации.

В спортивной тренировке также используется ряд других факто­ров, позволяющих повысить ее эффект. Они различны по своей приро­де, поэтому их трудно представить в логически строгой классифика­ции. Как правило, их выделяют в следующие три группы:

- естественно-средовой фактор подготовки спортсмена (использование таких природных условий, как солнечная радиация, содержа­ние кислорода, атмосферное давление, температура, динамическое воздействие воздушной и водной среды и т.п.);

- гигиенические средства оперативного воздействия на динами­ку работоспособности спортсмена (чистота, освещение, вентиля­ция, искусственная аэронизация и другие восстановительные проце­дуры);

- материально технические средства спортивной тренировки (тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информаци­онная литература и др.).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.