Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития алхимии






Зачатки химии возникли при появлении Homo Sapiens. Поскольку человек всегда имел дело с химическими веществами, то его первые эксперименты с огнём, дублением шкур, приготовлением пищи можно расценивать как основы практической химии. Практические знания накапливались, и к началу развития цивилизации люди умели готовить краски, эмали, яды и лекарства. Человек использовал как биологические—брожение, гниение, так и процессы и использованием огня—горение, спекание, сплавление. Использовались окислительно-восстановительные реакции — например, восстановление металлов из их соединений.

Металлургия, гончарство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, косметика, достигли значительного развития ещё до начала нашей эры. Хотя химические знания тщательно скрывались жрецами от непосвящённых, они всё равно медленно попадали на другие территории. В Европу химическая наука попала от арабов после завоевания ими Испании в 711 году. Они называли эту науку «алхимией».

Существует несколько толкований происхождения слова «алхимия». Согласно одному из них, корень слова «алхимия» – khem или khá me, ché mi или сhú ma, означает «чернозём» или «черную страну». Так называли Древний Египет, с которым связывают искусство черных магов, жрецов-рудознатцев, золотых дел мастеров. Согласно другому, «chymeia» – наливание, настаивание – отголосок практики восточных врачей-фармацевтов, извлекавших подобным способом соки лекарственных растений. Здесь же – изучение земных недр (лат. hú mus – земля). Несколько похожих слов можно найти и в древнегреческом языке: хюмос (χ υ μ ό ς) – сок; хюма (χ ύ μ α) – литье, поток, река; химевсис (χ ύ μ ε υ σ ι ς) – смешивание. Наконец, древнекитайское ким означает золото. Тогда алхимия – златоделие. Именно это значение закрепилось за алхимией по преимуществу. Остается лишь непереводимая частица ал, которая имеет, скорее всего, арабское происхождение.

Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов). А также создание или улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов). Иногда у алхимиков можно подметить как бы предвосхищение открытых позднее законов химии, которая, впрочем, восходит к воззрениям арабов, видоизменивших, в свою очередь, взгляды Аристотеля на этот вопрос.

Родиной алхимии считается Древний Египет. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак.

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию, которая вместе с Александрийской библиотекой просуществовала около тысячи лет. С академией связаны имена Евклида, Архимеда, Птолемея.

Существует предание, что по повелению Александра Македонского на могиле Гермеса Трижды Величайшего, легендарного основателя тайного алхимического искусства, начертаны тринадцать заповедей «Изумрудной скрижали». Эти слова – священный материал, из которого много веков строило само себя алхимическое мироздание.

До прихода греческих ученых, в Египте имелась ремесленная химия, используемая в храмах. Рецептуры и процессы тщательно записывались и оберегались от непосвящённых; были связаны с астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте обладали не только простые ремесленники – рабы и низшие классы свободных людей, но и жрецы.
В Александрийской академии произошло соединение античной и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia.

В результате объединения египетских и греческих знаний произошли два процесса:

· Эллинизация алхимии египетских жрецов. Практические знания приобрели " теоретическую базу" в виде учения о четырёх элементах стихиях.

· Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля привнесены посылки Пифагора о роли числа и мистические элементы, нехарактерные для аристотелевской метафизики.

 

Родившаяся в Александрии алхимия обзавелась небесным покровителем— богом Тотом – богом Луны, мудрости, счета и письма, покровителем наук, писцов. Он часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом, которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; здесь сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели:

Рис.1 Условные алхимические обозначения

В европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.

Как уже было отмечено, под «алхимией» обычно подразумевают область исследований, цель которых состояла в получении золота и серебра из неблагородных металлов. В течение более тысячи лет, несмотря на все неудачи, алхимия стремилась к поставленной цели. С таким же поразительным упорством пытались отыскать, наверное, лишь эликсир жизни и вечной молодости. Алхимией занимались не только искренне желавшие постигнуть тайны природы ученые, но и одержимые бредовой идеей, и сумасшедшие, и мошенники, и неудачливые пророки. Немало людей различных эпох отдали не только целые состояния, но и всю жизнь, чтобы добиться успеха в получении золота.

Время шло, и развитие химических знаний все больше показывало слабость представлений алхимиков. Применение новой химической терминологии, начиная с конца XVIII в. окончательно разрушило связь химии и алхимии. И в результате 1780—1810 гг. стали последними для алхимии, которая перестала существовать как область человеческой деятельности. Еще во второй половине XVIII в. проходили сенсационные «сеансы получения золота» перед влиятельными особами — королями и князьями, а уже в XIX в. ни один серьезный химик не занимался алхимическими проблемами.

Однако было бы несправедливо вслед за очень многими «антиалхимистами» XVIII в. и даже некоторыми современными учеными пытаться рассматривать алхимию, лишь как ошибочную попытку добиться конкретных практических целей на основе мифологических представлений. При этом выпадают из рассмотрения важные для анализа развития химии мировоззренческие вопросы алхимии. Хотя сейчас представляется и невероятным, но в использованных алхимиками мифологических положениях содержалось рациональное зерно, которое привело к накоплению знаний, важных и для химии сегодняшнего дня. Нельзя забывать, что развитие алхимии протекало наряду с совершенствованием ремесленной химии и фармации. Представления алхимиков были тесно связаны также с натурфилософскими системами и, конечно же, внесли свой вклад в развитие теоретических воззрений химии. Кроме того, трудно переоценить вклад алхимиков в развитие техники химического эксперимента.

Следующим важным этапом развития алхимии была алхимия европейского средневековья или алхимия христианских докторов – пора наибольшего развития этой деятельности (период с XII до конца XVI вв.). Поиски, предпринимаемые алхимиками, убежденными в возможности найти путем химических превращений философский камень, широко распространились. Из числа выдающихся личностей этого периода можно указать на Альберта Великого (ХIII в.), Роджера Бэкона (ХIII в.), Джорджа Рипли (ХV в.), Василия Валентина (XVI в), Георгия Агриколлу (XVI в.). На этом этапе алхимия умножила сведения о многих химических соединениях, найдя лучшие способы получения одних и впервые открыв другие, сделан главный практический вклад алхимии.

Заключительный этап: начался с конца ХVI в. и продолжался до конца XVIII в. Это период заката алхимии. Рядом идет становление науки нового времени. С переходом к изучению количественного состава и отношений веществ Ван-Гельмонтом для алхимии оставался единственный путь к формированию научного, экспериментального метода, т.е. отбрасыванию как несостоятельной всей алхимической теории и всей теологической стороны. Но против такого пути была и сила традиции, и сама организация алхимического действа, замкнутого в своих рамках. И, тем не менее, в своем развитии алхимия исчерпала себя, оставив накопленные практические богатства химии нового времени.

Таким образом, можно сказать, что алхимия дала довольно таки сильный толчок, для развития новой науки химии. Рационализация алхимии послужила установлением химии, как одной из главенствующих наук того времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.