Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный бизнес






Нововведения, инновации.

Классификация инноваций.

Инновационный процесс.

Инновационный бизнес

Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

По И.Т. Балабанову, инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

•инициация;

• маркетинг инновации;

• выпуск (производство) инновации;

• реализация инновации;

•продвижение инновации;

•оценка экономической эффективности инновации;

•диффузия инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация (от лат. initiatio – совершение таинств) – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.

Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), т.е. в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) и в документ по технологической операции. Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.

После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем их выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации.

Диффузия (лат. diffusio – распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и новой финансово-экономической ситуации. Диффузия может быть связана с изменением характеристики финансовой инновации и условий ее продвижения (изменение размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада и др.), с захватом новых рынков сбыта.

Развитие любой организации, участвующей в рыночных отношениях, невозможно без использования инновационных процессов. Поэтому управление развитием организации фактически представляет собой инновационный менеджмент, включающий функции планирования, организации, управления и контроля по реализации инновационных процессов.

Инновационный процесс (ИП) включает ряд этапов, основными из которых являются следующие: научно-исследовательская работа (НИР), опытно-конструкторская работа (ОКР), технологическая подготовка производства (ТПП), производственный цикл (ПЦ), рыночная деятельность (РД). Эти пять основных этапов ИП отображены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Пять основных этапов инновационного процесса

Каждый из этапов ИП включает ряд очень важных составляющих, формирующих структуру инновационного процесса. Инновационный процесс инициируется, как правило, необходимостью решения какой-либо социально, технически или экономически (или все одновременно) значимой проблемы. В общем случае (при разработке нового изделия, освоении новой технологии) структура ИП выглядит так, как это представлено на рисунке 2.

Разумеется, подключение всей мощи науки и практических знаний может быть вызвано необходимостью решения сложных проблем, как правило, требующих радикальных изменений. Если инновация связана лишь с улучшением каких-либо свойств уже выпускаемого продукта или с введением новых режимов, операций в известную технологию, то, соответственно, упрощается и структура ИП.

Поиск решения проблемы (чаще всего технического решения) осуществляется на базе как фундаментальных знаний (законов, постулатов, уравнений, формул и т.п.), так и прикладных наук по конкретной отрасли, где решается проблема (энергетика, механика, аэродинамика и т.д.).

Рисунок 2 - Структура инновационного процесса:

где ФНИ - фундаментальные исследования; ПНИ - прикладные научные исследования; ИС - интеллектуальная собственность; ТЗ - техническое задание; РКД1 - первичная рабочая конструкторская документация; РКД - рабочая конструкторская документация, откорректированная по результатам испытаний опытных образцов; КМ - конструкторский макет; Оп. обр. - опытный образец; ППО - послепродажное обслуживание

Учитывая, что инновация должна стать коммерчески привлекательной и выгодной, при решении проблемы следует использовать накопленный практический опыт рынка, текущую и прогнозируемую рыночную конъюнктуру. Этим обусловлена необходимость проведения первой стадии маркетинга (маркетинг № 1) еще на стадии разработки (лабораторных исследований), так как уже с этого момента должна быть определенность в отношении будущих потребителей инновации (тип потребителя: дети, военные, женщины и т.п., сектор на рынке, отрасль промышленности и т.д.). Как правило, техническое решение проблемы представляет собой потенциально один из объектов патентного права (интеллектуальной собственности - ИС), на который подается заявка в Федеральный институт промышленной собственности, где при положительном исходе выдается охранный документ - патент. Важно отметить, что уже на этой стадии патентообладатель может приступить к коммерциализации своей ИС в виде простых (неисключительных) лицензий на использование объекта по патенту. Сумма вознаграждения по лицензии часто такова, что ее может хватить на инвестирование всего ИП.

1. Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.

2. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

3. Выделяют следующие основные виды инновационной деятельности: инструментальная подготовка и организация производства; пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса; переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования; маркетинг новых продуктов; приобретение неовеществленной технологии в виде патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение машин или оборудования, связанных с внедрением инноваций; производственное проектирование, необходимое для разработки, производства и маркетинга новых товаров, услуг; реорганизация структуры управления.

4. Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

5. При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.