Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молодёжная предпринимательская инициатива






Одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать создание благоприятных условий для развития молодежного предпринимательства. Речь идет о расширении возможностей молодыми людьми реализовать свои предпринимательские инициативы в создании собственного дела. Данные опроса (ФОМ, март 2009 г., «Георейтинг», исследование среди молодых предпринимателей 18–30 лет) показывают, что новое поколение бизнесменов отличается от старшего поколения (тех, кому за 30) большей активностью в решении финансовых проблем и большим оптимизмом в отношении своего материального положения. Мировой и отечественный опыт развития экономики демонстрирует все возрастающее значение предпринимательства. Интенсивное развитие малого и среднего бизнеса является одним из важнейших резервов повышения эффективности производства и роста благосостояния граждан в условиях рыночной экономики. Малый и средний бизнес в развитых странах играет важнейшую роль в создании новых рабочих мест, сокращении уровня безработицы, подготовке квалифицированных кадров. Эта сфера является благоприятной средой для реализации идей, инициатив и амбиций молодежи.

Задача по увеличению доли занятости экономически активного населения в предпринимательской деятельности до 60-70% не может быть решена без активного включения в нее молодежи, как наиболее активной и предприимчивой части населения страны.

В то же время, в структуре российской экономики малый и средний бизнес занимают в настоящее время незначительное место, что серьёзно сдерживает темпы экономического роста страны. Их доля в ВВП России составляет всего лишь 17%, тогда как в развитых странах – более 50%.

Во многом такое положение связано с трудностями открытия собственного дела для молодежи. Кризис еще более ухудшил возможности молодых людей. Согласно данным Института социологии РАН, в начале 2008 года о своем желании заниматься самостоятельной трудовой деятельностью заявляло 30% опрошенных респондентов. К концу 2008 года число таких респондентов в целом снизилось – до 22% - при этом ориентация на другие типы занятости не изменилась. Самореализация молодых людей в сфере предпринимательства затруднена по ряду причин.

Первая и, пожалуй, главная причина – отсутствие свободных финансовых средств для стартового этапа реализации предпринимательской инициативы. Ее отметили около 53% опрошенных. Вторая причина - российское образование не формирует необходимых навыков и компетенций для ведения предпринимательской деятельности. Среди опрошенных молодых людей отсутствие необходимого опыта отметили порядка 16%, а специальных знаний около 11%.

Кроме того, в молодежной среде до настоящего времени не сформированы обычаи делового взаимодействия, отсутствует атмосфера доверия и взаимного уважения. Административные, правовые и финансовые барьеры, препятствующие выходу на рынок, по-прежнему труднопреодолимы, особенно для молодых людей.

Все это говорит о необходимости принятия действенных комплексных мер по исправлению сложившейся ситуации. На федеральном уровне уже предпринят целый ряд шагов по развитию малого бизнеса: принят Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства, разработан пакет законов, направленных на снижение административных барьеров. Однако пока эти меры носят фрагментарный характер, тогда как нужна целостная социально-ориентированная система поддержки молодежного бизнеса. Это особенно актуально сегодня – в период негативного влияния глобального экономического кризиса.

Экономический кризис – это испытание для всех, в том числе и для молодых предпринимателей. Более половины из них (57%) столкнулись с теми или иными проблемами. Почти каждый пятый (18%) был вынужден задерживать выплату зарплаты наемным работникам (всего о том, что у них есть постоянные наемные работники, сказали 27% молодых предпринимателей).

Тем не менее, молодые бизнесмены демонстрируют больший оптимизм, нежели старшее поколение. Так, среди молодежи выше доля тех, у кого, по их словам, материальное положение за последний год улучшилось (21% против 15% среди старших бизнесменов) и ниже доля тех, у кого ухудшилось (32% против 42%). Процент респондентов, заявивших, что их благосостояние не изменилось, почти одинаков – 45% и 41%.

В будущее молодые бизнесмены также смотрят с большим оптимизмом, нежели старшее поколение: среди них доля ожидающих улучшения материального положения почти вдвое выше – 27% против 15% среди предпринимателей старше 30 лет. А вот доля негативных прогнозов ниже – 18% против 25%.

В ситуации снижения доходов молодые предприниматели не намерены отказываться от привычного уровня потребления; они чаще выбирают активные стратегии адаптации к кризису, чем предприниматели старшего возраста. Тем не менее, ухудшение положения дел в бизнесе негативным образом сказывается на личном благополучии респондентов. Так, в марте 32% молодых предпринимателей заявили об ухудшении материального положения за последний год, в то время как в ноябре таких было втрое меньше (10%). Почти вдвое сократилась доля тех, у кого произошли перемены к лучшему: 21% против 39%.

В комплексе антикризисных мер для решения имеющихся проблем молодёжного предпринимательства целесообразно разработать и принять государственную программу. Ее целью должно стать достижение роста предпринимательской активности молодёжи посредством создания системы мотивации молодёжи к созданию предприятий малого и среднего бизнеса, а также информационной, организационной и консалтинговой поддержки перспективных бизнес-проектов.

В рамках программы необходимо предусмотреть меры по повышению доступности банковских кредитных ресурсов для молодых предпринимателей. Для этого предлагается внедрить систему государственных гарантий кредитования для малого бизнеса. По возможности, максимально упростить механизм получения кредита на открытие собственного дела.

Для молодых предпринимателей весьма чувствительными являются высокие ставки процентов по кредитам, в связи с этим необходимо создать условия, при которых банки были бы заинтересованы в предоставлении доступных кредитов начинающим предпринимателям на льготных условиях.

Также, нужен взвешенный подход к налогообложению малого молодежного бизнеса. При этом необходимо четко определить критерии отнесения различных форм молодежного предпринимательства собственно к молодежному бизнесу.

Предлагается правом называться молодым предпринимателем, наделить лиц в возрасте 18-30 лет. Молодежными предприятиями признавать созданные и действующие: хозяйственные товарищества и общества, в которых доля вклада учредителей (собственников) – молодых граждан составляет не менее 50% уставного капитала; хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в которых не менее половины численности работников, в том числе и временных, составляют молодые граждане. Кроме того, молодые граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Целесообразно установить для «стартующих» малых предприятий налоговые «каникулы» в течение первых трех лет работы. Для перечисленных мер финансово-экономической поддержки молодежной предпринимательской инициативы, возможно задействовать финансовые ресурсы из резервных фондов РФ. При этом, государственные гарантийныесвидетельства, смогут выступать как обеспечение банковских кредитов для молодёжного малого бизнеса.

В качестве центральной организационно-институциональной меры по развитию молодежного предпринимательства целесообразно создать Единого оператора программы (федеральное агентство), главной функцией которого, будет предоставление государственных гарантийных обязательств по «стартовым» кредитам для молодых предпринимателей.

Основными критериями отбора участников программы будут качественное составление бизнес-плана, а также имущественный взнос или финансовые инвестиции в развитие собственного дела в значимой доле от стоимости проекта. Приоритет будет отдаваться бизнес-планам, связанным с внедрением инновационных технологий.

Для обеспечения получения кредита в одном из уполномоченных коммерческих банков, молодому предпринимателю может выдаваться гарантийное свидетельство (сертификат) единого образца. Целевой кредит, в рамках программы, должен предоставляться на закупку производственных активов и пополнение оборотных средств (согласно бизнес-плана).

Для начинающих бизнесменов, в рамках госпрограммы, необходимо предусмотреть проведение курсов подготовки по темам: открытие малого предприятия, составление бизнес-плана, организация производственных процессов, ведение бухгалтерской отчетности и т.д.

Для бизнес-планов, прошедших конкурсный отбор, предлагается обеспечить страхование коммерческих рисков за счет средств Единого оператора.

В качестве дополнительногостимулирования молодёжной предпринимательской инициативы может применяться частичная компенсация процентных ставок по банковским кредитам.

Источники финансирования таких компенсаций, возможно, предусмотреть в бюджетных расходах, с произведением централизованных выплат уполномоченным банкам.

В целом государственная программа стимулирования молодежи к предпринимательской деятельности позволит заметно снизить остроту проблемы создания дополнительных рабочих мест для молодёжи и повышения уровня жизни молодых семей. Комплекс предлагаемых мер будет способствовать формированию молодого поколения предпринимателей, заложит основы развития «среднего класса» в обществе - основы его стабильности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.