Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межэтнические и межконфессиональные отношения, воспитание толерантности






Одним из главных направлений современной молодежной политики России является использование для воспитания толерантности у молодежи ресурсов межэтнического многообразия, национальных культур, поликонфессиональной духовной среды. Российский народ обладает богатым историческим опытом взаимообогащающего межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и развития больших и малых культур.

Вместе с тем отношения между различными этническими и конфессиональными группами в условиях социально-экономической нестабильности – одна из самых уязвимых сфер человеческих отношений. В эту плоскость проецируются экономические, социальные и политические проблемы, которые нередко оборачиваются различными этнофобиями, межэтническими столкновениями и политическим противостоянием. Современный финансово-экономический кризис может усилить эти процессы в молодежной среде.

Сегодня в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Заметен и радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности.

Язык вражды и ненависти присутствует главным образом среди молодежи, хотя идеологами и организаторами часто выступают взрослые люди. По данным Генеральной прокуратуры РФ по фактам разжигания межнациональной розни свыше 70% обвиняемых — это молодежь. Принятый в 2002 г. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» пока не действует в полную силу. Предпринимаемые в некоторых регионах страны усилия и проводимые мероприятия в рамках политики многокультурности и по обеспечению этноконфессионального согласия не получают должного освещения и поддержки.

Исследования показывают, что в последнее время наметилась тенденция повышения ксенофобии (в первую очередь этнофобий и мигрантофобии) и снижения уровня социального и межличностного доверия и толерантности у подростков и молодежи, у которых традиционно (даже в условиях социальной стабильности) показатели толерантности ниже, а показатели ксенофобии выше по сравнению с другими возрастными группами. В связи с этим возрастает вероятность различных акций и выступлений асоциальной, ксенофобской и экстремистской направленности со стороны молодежных группировок и подростковых групп. Поэтому формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений у подростков и молодежи – важнейший фактор формирования гражданского общества в России.

Задача социальной интеграции общества, может быть решена посредством разработки и реализации федеральной целевой программы, ориентированной на формирование у подростков и молодежи культуры толерантности, веротерпимости, миролюбия, достижения социального согласия, на противодействие эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма в полиэтническом, поликонфессиональном и поликультурном российском обществе.

Средством борьбы против расизма и ксенофобии является в первую очередь борьба против всего того, что может угрожать общественной безопасности, а именно против идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрицания фундаментального принципа равенства всех людей. Во многих странах мира приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия этой угрозе. Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом этот опыт важен для России.

Анализ тенденций мирового общественного развития показывает, что чем выше социальное разнообразие общества, тем более востребована функция государства как органа поиска согласия в самых разных сферах жизни, а не как аппарата принуждения. Именно поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности становится одной из ключевых задач государственной молодежной политики, направленной на достижение социального доверия и толерантности как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности.

В целях масштабного внедрения социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия среди подростков и молодежи, а также в целях снижения социальной напряженности, осуществления политики гражданского согласия, налаживания межэтнического и межконфессионального диалога в обществе, необходима реализация следующего комплекса мер молодежной политики по противодействию экстремизму в российском обществе:

1.Стимулирование общегосударственных программ социальной рекламы, акций и кампаний в общественной жизни и средствах массовой информации, пропагандирующих межэтническое и межкультурное общение.

2.Введение государственной психологической экспертизы в систему деятельности органов безопасности и средств массовой информации, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в разных формах общественной жизни, СМИ и интернете.

3.Организация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях программ межкультурного обучения, направленных на повышение компетентности управленческих решений, предупреждение этнических, религиозных и социальных конфликтов, снижение социальной напряженности, формирование толерантности, веротерпимости, миролюбия у подростков и молодежи, представляющих различные социальные, культурные и этнические группы населения.

4.Создание на федеральном, региональном и муниципальном уровнях социально-психологических служб преодоления кризисных ситуаций, ориентированных на обеспечение социального здоровья общества, помощь жертвам насилия и жестокости.

5.Дальнейшее совершенствование на федеральном и региональном уровнях гуманитарной и психолого-педагогической экспертизы учебников, образовательных программ и игровой продукции, в том числе компьютерных игр с целью предупреждения деструктивных форм поведения у молодежи и формирования у нее социальных установок на толерантность, веротерпимость и миролюбие.

6.Включение в дополнительные профессиональные программы подготовки государственных служащих, работников правоохранительных органов, органов управления, средств массовой информации, а также в примерные основные образовательные программы педагогического образования курсов, обеспечивающих формирование компетентности в вопросах толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействия экстремизму.

7.Введение в Федеральную целевую программу книгоиздания направления «Формирование толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействие экстремизму».

8.Поддержка усилий Межрелигиозного совета России по налаживанию межрелигиозного диалога и сотрудничества.

9.Поддержка образовательных, воспитательных и реабилитационных проектов традиционных религий и связанных с ними молодежных организаций.

10. Поддержка межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.

1.5. Правовое сознание молодёжи

Формирование правосознания подрастающего поколения – важнейшая функция современного правового государства. В таком государстве кодифицированное право является основным регулятором взаимоотношения граждан с государственной властью, с государственными и гражданскими институтами, граждан между собой.

Цель формирования правосознания молодежи – дать ей прочную мотивационную основу гражданского поведения. В массовом сознании молодежи должно утвердиться понимание того, что конвенция общественных отношений, гарантирующих как стабильность государства, так и экономический прогресс и рост благосостояния граждан, в современной цивилизации может базироваться только на праве.

Следует учитывать, что Россия всё ещё находится в стадии трансформации общественно-экономических, распределительных отношений в подлинно рыночные. Об этом свидетельствуют: наличие эклектики директивного и демократического в функционировании политических и гражданских институтов, незавершенность правотворчества в соответствии с быстроменяющимися принципами и формами общественных отношений, отставание в реформировании правовых институтов. Все это способствует тому, что в массовом сознании молодежи образ России как однозначно - правового государства формируется крайне неустойчиво и фрагментарно. Согласно данным приуроченного к Государственному совету социсследования меньшинство молодых людей считают Россию правовым (25, 2%) или неправовым (12, 7%) государством, большинство – «полуправовым» (51, 5%), а есть и такие, кто не способен оценить жизнь государства с позиций права (10, 6%). В последнем случае речь идёт не о правовом нигилизме, а скорее о правовой неграмотности.

Раз большинство молодежи считает, что Россия пока «не совсем» правовое государство или таковым не является (в совокупности две группы – это 64, 2%), то естественно предположить, что у этой молодежи имеются ожидания в отношении дальнейшего становления России правовым государством. Эти ожидания могут значительно различаться и фокусироваться на различных сферах правотворчества, однако их аккумулирует единый объект – право, что делает ожидания молодежи весомыми и потенциально действенными.

При этом мнения среди различных социально-профессиональных групп существенно различаются. Так, доля считающих, что Россия является правовым государством, относительно велика только среди молодых военнослужащих, сотрудников МВД и учащейся молодежи, а что не является правовым государством – среди молодых предпринимателей и рабочих предприятий и строек.

Сообразно эклектическому состоянию правосознания нынешней российской молодежи, неоднозначным является её мнение и о том, как следует относиться к закону. Установка на полное законопослушание свойственно менее четверти молодежи (24%); законопослушание, обусловленное ожиданием к поведению власти – для половины (49%), игнорирование закона – для пятой части молодежи (22%).

Таким образом, налицо существенный разрыв между формальными нормами, законами, и неформальными нормами, то есть реальным поведением, что выражается в низком уровне исполнения законодательства и терпимом отношении к такому неисполнению со стороны власти, бизнеса, широких слоев населения.

Важными факторами, влияющими на правосознание, является сохраняющееся несовершенство законодательства и практика правоприменения, низкая эффективность деятельности как законодательной, так и исполнительной ветвей власти всех уровней, несовершенство и коррупционность государственной и муниципальной службы, несовершенство работы судебной системы.

Должен быть предпринят комплекс мер по повышению эффективности государственной службы, по повышению технологичности и прозрачности всех государственных и управленческих технологий, в том числе в разрезе антикоррупционных мер, которым в последнее время все большее внимание уделяется во внутренней политике государства.

Еще одна причина правового нигилизма характерна в первую очередь для молодежи. Это отсутствие ощущения причастности к принятию политических решений и законов.

Сегодня необходимо создать все условия для формирования у молодого поколения активной устойчивой гражданской позиции, как в политической, так и в неполитической сферах жизни. Необходимо поддерживать и создавать институты политической социализации молодежи, вовлекать молодежь в управление государством и процесс принятия властных решений и законов. Необходимо расширить практику включения в партийные списки молодых граждан, поддерживать развитие молодежных парламентов и молодежных правительств, участия молодежных общественных объединений в выработке и принятии решений.

Очень важным аспектом является соблюдение политических прав молодежи. К сожалению, сегодня они не могут быть реализованы в полном объеме молодыми жителями (в возрасте от 18 до 21 года) большей части субъектов Российской Федерации. Действующие в большинстве регионов законодательные нормы фактически умаляют права граждан Российской Федерации в возрасте от 18 лет до 21 года, лишая их права быть избранными не только в органы государственной власти, но даже и в органы местного самоуправления. Хотя в части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации прямо говорится: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Поэтому, необходимо внести изменения в избирательное законодательство РФ, предусматривающее право граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, быть избранными в представительные органы муниципальных образований.

Не менее важным средством устранения правового нигилизма является образование и правовое просвещение.

Правовое просвещение необходимо начинать с раннего детства. Важная роль в формировании правового сознания молодежи принадлежит образовательным учреждениям, в первую очередь школам, в которых обучающиеся должны получать основы правовых знаний и навыков деятельности в урегулированных правом ситуациях. Должны быть расставлены акценты в воспитательных и педагогических программах и практиках, ориентирующие людей на безусловное уважение к государству, к суду, к закону. Нужно дать возможность всем учащимся в учебных заведениях пользоваться существующими законодательными базами данных.

Необходимо, прежде всего, разработать доступные детям и подросткам методические материалы, а также решить вопросы подготовки педагогических кадров, владеющих предметом и методикой его преподавания на современном уровне. Тем более важно обучать этому будущих юристов, чтобы основной целью своей деятельности они видели защиту прав и свобод человека, а основной обязанностью - просвещение собственного народа.

Вместе с тем в России сегодня отсутствует единая государственная система правового просвещения и информирования молодежи. В условиях информационного общества ее заменили альтернативные источники информации, такие как глобальная сеть интернет. Однако случается, что помощь, оказываемая через эти источники, бывает неквалифицированной.

Необходимо воссоздание механизма правового информирования, с помощью которого в общедоступной, наглядной форме граждане смогут узнавать о содержании правовых норм, практике их применения, о своих собственных правах и обязанностях.

Для правовой информационной работы целесообразно привлекать молодёжные правозащитные организации, объединения молодых юристов, которые в доступной форме разъясняли бы молодым людям их права и обязанности. Должна быть создана круглосуточная справочная служба для консультаций по правовым вопросам. В качестве специалистов можно привлекать студентов юридических факультетов, проходящих учебно-производственную практику.

Особое внимание должно быть уделено оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Должны быть разработаны и приняты стандарты оказания такой помощи. Важное значение в этой работе имеет разработка современных, доступных общественному сознанию информационных продуктов.

Остаются сегодня также актуальными печатные издания и телевизионные передачи, которые должны быть рассчитаны на человека без юридического образования.

Необходимо восстановить практику распространения правовых знаний в коллективах, в том числе с использованием современных вариантов общения через глобальную сеть интернет, через информационные центры, не отвергая вариантов традиционных, таких как лекции и выступления.

В просветительской работе большое значение имеет участие известных и уважаемых людей – представителей власти, бизнеса, творческой интеллигенции, журналистского сообщества.

Особая роль по внедрению модели право уважительного поведения в среде молодёжи отводится молодёжным общественным объединениям, правозащитным организациям и политическим партиям.

Целесообразно повсеместно поддерживать создание и привлечение к соблюдению общественного спокойствия студенческих отрядов охраны правопорядка и общественных молодёжных дружин. Они явятся не только инструментом активного противодействия и профилактики правонарушений, но и реальным средством привития молодёжи правовых основ, воспитания законопослушных граждан, звеном системы обеспечения безопасности вузов, студенческих городков, а также потенциальным источником хорошо подготовленных, культурных и высокомотивированных кадров для правоохранительных органов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.