Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составил Ф. Б. Травин






 

От редакции

Воспоминая жизнь и преставление исповедника и духовного учителя, первейшего в нашем согласии богослова, мы публикуем письма отца Сергия Семеоновича. Первым стоит известие о «Возведении на отеческую степень» Сергия Семеоновича. Далее же идут письма, на наш взгляд, достаточно полно показывающие веру и жизненную позицию отца Сергия до последних дней.

 

 

Примечания (— Ф. Т.)

1 Агеева Е. А. «Знаменитыя обители единый от премудрейших духовный правитель». Газета «Старообрядецъ», №№ 36, 37.

2 Там же.

3 О них будет сказано ниже.

4 Агеева Е.А. «Знаменитыя обители единый от премудрейших духовный правитель»...

5 Собрание от церковной истории, древлеправославных християн... Л. 59 об.

6 Красный Устав. Книга первая. Л. 284 об.

7 Собрание от церковной истории, древлеправославных християн... Л. 56.

8 До 7423 (1915) г. существовал только в рукописных списках, а в оном году издан «Устав церковней службы иже во Иеросалиме святыя лавры, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы» в християнской типографии при Преображенском богоделенном Дому в Москве. Книга первая – минейный период, второй – триодный до революции не напечатан.

9 Это книга Преподобного Ефрема Сирина слово 105-е о атихристе (Толкование) издано в Риге в 2006 г. Издание Рижской Гребенщиковской общины. Но по своему обыкновению «брачные» издатели поместили в предисловии баснословный рассказ о причине заточении С. С. Гнусина. А также применили метод перевода 35 стиха, позволивший 20 листов славянского текста сжать в 1 лист русского (см. стр. 54-55) как раз там, где находились обличающие их самобрачные мудрования слова.

10 Собрание от церковной истории, древлеправославных християн... Л. 56, 56 об.

11 Там же. Л. 57.

12 Там же. Л. 57 об.

13 Там же. Л. 59.

14 Агеева Е. А. Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ). Православная энциклопедия. Том XI. Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия». М., 2007. С. 130.

15 Там же. С. 638.

16 Нужно сказать, что отношение к этим пресловутым картинам было выражено в нашем согласии на соборе 1883 г.: четырнадцатая статия извещала, что приписывание известному духовному отцу Сергию Семеоновичу картины «считать несправедливым».

17 Агеева Е. А. «Знаменитыя обители единый от премудрейших духовный правитель». Газета «Старообрядецъ», №№ 36, 37.

18 Агеева Е. А. «Знаменитыя обители единый...

19 Там же.

20 Агеева Е. А. Знаменитыя обители единый...

21 Там же.

22 Там же.

23 Синицын П. В. Преображенское и окружающие места, их прошлое. «Сварог и К». М., 1997. С. 223.

24 Отеческия письма. Часть вторая. Л. 310. Ниже мы публикуем его.

25 Агеева Е. А. Знаменитыя обители единый...

26 Отеческия письма, масть 2-я. Рукопись конца XIX в. Л. 264.

27 См.: Агеева Е. А. Древлеправославный синодик из Причудского собрания. Месяцеслов християн древлеправославно-кафолическаго исповедания и благочестия старопоморскаго федосеевскаго согласия 7517 лето. С. 184.

 

 

Отеческия письма

Часть 2-я отеческих писем, писанных от лета 7321 и до 7347 года.

Глава 98, лист 149.

Возведение на полную отеческую степень Серия Семеоновича.

 

З а предстательством Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, заступлением же честных небесных сил безплотных, и за молитвы иже во святых и преподобных и богоносных отец наших, по благословению же преосвященнаго страдальца Павла, епископа Коломенскаго, и по нем бывших священных страдалец, и отец наших духовных, мы, последороднии, при засвидетельствовании отца своего духовнаго, Настоятели в виде и зрении Господ, Попечителей благословляя, вручаем Вам при честности поведения своея жизни, сходство Апостольскаго заповедания, — действовать в совершенной полности всякие необходимые християнские, простолюдинам позволенныя, Тайны и обряды, и службы. Всходство правильных узаконений и предков наших установлений, и нынешних при нашем Московском Богаделенном Доме в молитвенных храмех, производимых обрядов, неизменно и ненарушимо. И в знак верности того вручения, сию Вам с приглашением Московскаго Преображенскаго Богаделеннаго дома печати, в храме Успения Божия Матере, за подписанием наших и Господ Попечителей рук, и даем генваря 27-го дня 7325(1817) года

Старейший Настоятель Сергий Яковлев

Настоятель Лука Терентьев

Алексей Терентьев

Афанасий Антонов

Тимофей Емельянов

Семен Козмин

Семен Фомин

Попечитель Ефим Иванов Грачев

Попечитель Алексей Никифоров

Попечитель Иван Стукачев

Попечитель Алексей Тимофеев

Поверенной Иван Федотов.

 

Вероисповедание С. С.

Глава 166, лист 289 об.

Исповедание

Я, всепоследнейший древлегрекороссийския кафолическия церкве последователь и сын, православный християнин царствующаго града Москвы, мещанин Сергий Семеонович сын Гнусин, собст­венною своею рукою пиша, пред всевидящим оком исповедаю, что верую во Святую Троицу и воплощение Сына Божия, как Символ Веры научает, повинуюся всем церковным догматам и обрядам, содержащимся в старопечатных святых книгах, приемлю и во спасение своей души исповедаю вся седмь церковныя тайны, от коих и брак разумею быти честен и ложе нескверно, блудником же и прелюбодеем судит Бог, поелику християне женитися не возбраняют, беззаконнаго же и нечистаго брака гнушаются. Предержащим же властям, яко от Бога определенным, во всем от чистыя моея совести повинуюсь, и все гражданския обязанности нести одолжаюсь28, едино только всею своею силою предохраняюсь, дабы душе моей что вреднаго не воспоследовало. Развратов же противностей, как по духовным, так и по светским правам, отнюдь ненавижу, в чем и живот свой скончати усердствую.

Примечания (— Ф. Т.)

28 Нужно учесть, что христианам в то время исповедовать свою веру было затруднительно: законы никониянского государства запрещали проповедь старой веры, внешние оказательства (кресты на моленных, крестные ходы, колокольный звон и т.д.), однако отец Сергий Семеонович, следуя християнскому закону, разделяет «Богу — Богово, а кесарю — кесарево».

 

 

Глава 158, лист 277.

В Оренбург, о вступающих в военную службу.

 

Благодетель мой, Илья Яковлич, спасайся о Христе.

П исьмо Ваше от сего августа 11-го числа имел получить ис­правно. Которым уведомляется, что из християн молодые люди поверстаны в службу с присягою царскою, где неприменность понуждает им ходить в парад, и в Российскую церковь, и на их молебны. А не извещаете, мирщат ли, или молятся там с ними? И присягу у внешних ли попов к их Евангелиям прикладываясь принимали, или у себя при моленной? И когда мирщат и с ними молятся и присягу принимали у внешних, о том всякому известно, что совершенные отступники. А когда не молятся и не мирщат, а только тут стоят, — тем довольно плакати о том, и человеколюбия ради и снизхождения немолящам им, стояв назади с простыми людьми, приобщатся точию молитв, поелику правильный разум за едино стояние во внешних церквях при молебнах, с християнами иметь общения не допускает. Понеже хотя с ними и не кланяются, но еретическаго благословения вообще на всех подаемаго, свободитися не могут, ниже молитв их со связующих всех во едино ту стоящих. Ибо у предков наших великое было на то запрещение и не только за то, но ежели нужды ради законныя: посмотреть древних икон и книг и прочаго, внидут в церковь и кроме службы, и тогда положено 300 поклонов земных. За приятие же присяги во внешних церквах и к их Евангелию, ежели хотят за то истинно себя очистить, должны шестинедельный пост вынести, и снизхождения ради по 100 поклонов земных и по 200, стоя с молитвою Исусовою, и так к верных молитвам приобщаются. А ежели при своей моленной присягал, то за сие у нас никаковаго наказания не бывает. Впрочем, подобает ведати всем православным християном, что от единаго звания християнскаго никоего не могут ни кто получить прибытка, разве уподобятся по Апостолу бесом, трепещущим Бога, а дел не творящим. И таковые вси, по святому Ефрему — суть поборницы и разширители царства антихристова, поелику растлитым поведением великим гласом отметаются Христа, и вдаются антихристу, поклоняющеся день и нощь всепагубному его образу и живописующе его икону. И того ради весьма подобает всем верным от старых и до младых обоего пола, все силы своя употребить, дабы таковаго страшнаго и всепагубнаго состояния себя свободить, и истинным покаянием наступить на путь жития крестоноснаго, без котораго не суть мощно царства небеснаго получить. Зная верно, чтосие я пишу все от божественнаго Писания, а судить будет Бог по Писанию, а не по иному чему.

И тако, отдая долг требуемостям Вашим, остаюсь к Вам всегдашним доброжелателем

Сергий Семеонов

14-го августа 7326 года

Москв а.

 

Глава 174, лист 310, об.

Макару Ивановичу Стукачеву ответ на вопрос к спасению души:

Молчати или глаголати полезное, или себе внимати и прочая поучения.

Выписка из письма Сергия Семеныча, писаннаго в 7347 (1839) году из Соловецкаго монастыря в Москву к Макару Ивановичу Стукачеву.

О действах Мирона и Прокофья думать надо, что производятся не по общему не зазорному совету, а татьски. Как нам известно о Семене Михайлыче Озерском, Петре Козмине, да частию и о Емельяныче, и когда доходило их спросить, — всячески заглаждая, украшают татьскую вещь благолепным словом и резонным случаем. И так всем им терпимо было и ныне всюду Церковь, а паче, — Бог терпит, и во свое время воздаст комуждо по делом их. Так и прочие от всех производимыя недостатки, и не согласные предкам, а паче правилом церковным вещи, нашли время свое предрекованное и действуют усильно, и не хотя пред зрящими и много слезящими о том. Тогда то, тогда, рекше — ныне, будут сетующи о том, запечатленнии Живаго Бога, да не повредит губяи ангел, по откровению Апокалипсиса. И ныне то, ныне, — спасаяся спасет терпением душу свою! Ныне то, ныне, — самая скудость спасаемых есть! В разсуждении аки некоего обраннаго винограда, наконец пишит, чтобы о таковых всех делах вам лучьше себе внимая молчать. А с другой стороны нечто попуждает вас не молчать. На что как бы и от меня требуеш совета. Я осмеливаюсь без зазору сказать, что в таких случаях учит нас преподобный Петр Дамаскин в первой своей книге, искать в себе дара разсуждения, и говорит сице: разсуждение бо свет есть, показующии имущему и время. Начинание, дело, состояние человека, крепость, разум, возраст, силу, немощь, произволение, усердие, сокрушение, навыкновение, не вежество, силу телесе, сложение, здравие же и злострадание, нрав, место, житие, воспитание, веру, расположение, намерение, пребывание, отраду, вежество, естественную мудрость, тщанье, бодрость, медление, и подобная. Таже вещей естество, употребление, количество, виды, намерение Божие, в божественных Писаниях находящееся, разум коегождо речения и таковаго великаго и необъятнаго нашему уму дара, я не причастен ни единой капле, так и совету тебе на то дать не осмеливаюсь. А ежели хочешь о том истинно научитися и себя установить на правом смысле, советую тебе сыскать в моих собраниях о том весьма решительные главизны, где широко распростерты святых отец советы когда и где, о чем и как говорить, терпеть, молчать или себе внимать. Ведь текущая времена сами сказывают такия средства достаточно, что и самые правильные виды умягчают их действа. Например, писал ты прежде о взятых у отца монастырских денег Попечителями для отдачи в процент, и есть дело сие правилом несоответственно. А поелику ныне оно всемирно введено в незазорный и Царский закон, и тем не только купечество, но и самые старушонки, у которых мало что хранится сумма, тщатся отдать в проценты. Касается сие с дивом и до самих Настоятелей! И так мир спокойно остается в тех законах довольным и смирным, и без всякаго зазрения справедливыми и неповинными, кто бы сказал, что сие есть издание самое позднее? Нет, я видел, не помню совер­шенно, в Севастовой или Матфея Правильника книгах, попускающих по царских законах брать умеренныя проценты. О чем можно в моих собраниях сыскать сии главизны, именно о процентах много собранных словес. И кто любопытно разсудит, не сумнится дать место и время к молчанию, и таких пределов и святых отец есть много к молчанию склоняющих, яко же в собраниях моих изображено достаточно. И таким ответом буди удовлетворен и спокоен, и поступай соображаясь с сими последними и бедственными временами. Ко усовершенствованию правильному отнюдь приити ненадежному где и неволя и устаток заставят естеству дать отдых, к которому не имное есть средство, чтобы во обществе быть слепу, глуху, нему. И тот спокойно может удержать свой язык и всякому посещающему его запретить, отнюдь ни о ком, ни о чем ни слова слышать. И так успокоится, яко бы в непроходимой пустыне живучи. Благодарим Господа много мы ныне — здесь свобождены сих неполезных состязаний и на всех православных християн приятно и дружественно смотрим, и спастися всем всякому своими человеками, неизвестными добродетельми чаем. И смиренно, и спокойно терпим судьбу, нам Богом определенную, и за всех Бога молим, аминь.

Мирствуйте, любезный мой благоприятель, и нас слишком не отя­гощай прочее многострочными своими письмами. Ей, ей, уже во мне разум, а паче — сила от болезни не дает способы на все решительно отвечать. Только знай — крепко и твердо быть к вам всегдашним доброжелателем душевнаго спасения, Аминь.

Сие письмо отец Сергий Семеновичь написал из заключения, пред са­мою своею кончиною, последовавшею в 7347 году Июня 27-го дня. Жития его было 80 лет не с большим.

В заключении был 16 лет въместе с товарищем своим Московскаго Преображенскаго Богаделеннаго Дома бывшим управляющим Иваном Федотовым

скончавшемся в том же году и в том же месяце 21 дня,

за 6 дней до кончины отца

Сергия Семеновича.

 

 

Из Календаря за 2009 г. (стр. 146-155).

 

Трудности перевода

или 35-й стих толкования Сергия Симеоновича Гнусина 105-го Слова о антихристе преподобного Ефрема Сирина.

 

К великому сожалению, в наши последние горькослезные времена, когда свет истинной веры просвещает уже мало кого, а проповедь християнства услышишь разве только в интернете — «злато лежит в пыли при дороге, не нужное ни кому». Но еще хоть как то на сегодня существующие признанные центры федосеевского согласия совсем не радят о просвещении ни ближних, ни дальних остальцев древлего благочестия, сущих в рассеянии и скорби. Поэтому и приходится сказать «сердечное» «Спаси Господи» тем издателям, кто, не принадлежа к федосеевскому согласию, тем не менее, всё же дают возможность «... широкому кругу читателей: от простых христиан староверов, желающих познать истину, до высокообразованных богословов и философов» познакомиться с краеугольным основанием учения нашего упования о последних временах и воцарении духовного антихриста. Речь идет о книге «Преподобного Ефрема Сирина слово о антихристе (толкование)», Рига 2006 г. Еще раз: Спаси Господи. Просто рекомендую изучить сию книгу всякому современному федосеевцу! И для читателей, заинтересованных в точности изложения исторической и догматической правды, имеются несколько уточ­нений к сему изданию.

Опять же, к сожалению, в предисловии «От издателей», в котором рассказывается об авторе толкования 105 слова Сергие Симеоновиче Гнусине, приведены сведения, не соответствующие действительности. Вот этот отрывок полностью: «Как художник, Сергий Семенович на одной из своих картин изобразил царя в виде антихриста: «Александр — Антихрист, вооружившийся против Исуса Христа». Эта картина не осталась для него без последствий. В 1816 году Московскому губернатору последовал донос и на Гнусина было заведено дело. Узнав о доносе, Сергей Семенович выехал в Судиславль Костромской губернии. В 1822 году сыщики, по настоянию московского губернатора князя Голицина, отыскали и арестовали Гнусина. В 1823 году по этапу он был сослан в «Соловки» (стр. 5-6). Дело в том, что издатели, не проверив, цитируют книгу В. В. Гуськова «Сказание о Московском Преображенском Монастыре» М. 2000 г., в которой и излагается сия клеветническая небылица на С. С. Гнусина. Эта побасенка была сочинена, как известно даже на основании внешних, не староверских исторических источниках, самими брачными апологетами, чтобы скрыть свои доносы на нашего отца. Повторяется она и сейчас, но уже, увы, — в среде самих федосеевцев, так как книга Гуськова продавалась не один год не где-нибудь, а на Преображенском кладбище и не получила там никакой критической оценки у руководителей оного. Может быть, эти руководители просто-напросто сами забыли или не знали правды? По пословице: «Плохо, когда не знаешь, да еще забудешь». Обидно, что современные преображенцы так небрегут о памяти известных, «страдальчески скончавших свое житие» духовных отцах! В чём же в таком случае винить издателей «105 слова», страшно далеких от нашего християнского исповедания?

На основании известного произведения «Собрание от церковной истории, древлеправославных християн, именуемых Федосеевых и Филиповых: и о их некоем междуумбном несогласии» (БАН, собр. Дружинина, №351 (последняя четверть XIX в.)) Егора Яковлевича Карева, автора также и «Красного Устава», уставщика Преображенского Богоделенного Дома1, мы можем увидеть его оценку тех событий: «... поправшим совесть самомудрым защитником безчиннаго брака, яко некая горестная лютость обретаются, ея же они не терпяще клеветаху на праведнаго злобно, не точию пред властию, но даже и пред самим царем, и его именным повелением заточен был, в Соловецкую обитель, коея и был многолетныи заключевник, и тамо житие свое страдальчески скончал...»2. «Изыдоша бо тогда поистине неции от нашея гонимыя Церкви, не точию любогреховнаго любострастия, но даже и иномнительным безсвященнобрачныя тайны оправданием. Во главе же таковых от духовных правителей бяху Василий Емельянов, Василий Монин, Василий Скачков и прочия. А от могущих мира: Лаврентий Иванов...»3. Также и современный исследователь старообрядчества подтверждает: «Наиболее решительно «самобрачные новожены» заявили о себе, вступив в 1816 г. в борьбу за места попечителей при богаделенном доме на Преображенском кладбище, принадлежавшем федосеевцам. Потерпев неудачу (поморцам было отказано в открытии моленной на Преображенском кладбище), поморцы стали направлять в гос. инстанции письма, порочащие федосеевцев. Конфликт 1816-1818 гг. привел к установлению строгого надзора за федосеевским согласием...»4. «Начиная с 1816 г. Гнусин оказался втянут в конфликт внутри общины Преображенского кладбища, возникший в связи с выбором попечителей. Власти утвердили кандидатов, единомысленных Гнусину. В ответ противники Гнусина написали донос (ГИМ. Хлуд. №346. Л. 122, об., 123, об.), в котором до сведения властей доводилось, в частности, что на кладбище скрываются «беглые и опасные люди», в том числе, Гнусин, который, якобы, является автором «Апокалипсиса седмитолкового», и картин, оскорбляющих нравственность и порочащих христианство и верховную власть (пресловутый портрет императора Александра с надписью «Антихрист» — У.С.)...Следствие не подтвердило обвинений против Гнусина: «ничего особенного не открыто», «оскорбительных насчет религии картин... при всех стараниях не отыскано»)»5. «Так собственными своими усилиями — доносами и соперничеством — старообрядцы «брачники» обрекли все старопоморское согласие на долгие годы преследований, строгого надзора и запретов. Гнусин и Федотов (еще один исповедник православия. — У.С.) были объявлены секретными арестантами...»6.

Да и от себя приложим разсуждение на тему возможности написания отцем Сергием Семеоновичем вышеозначенной пресловутой картины «Александр — Антихрист, вооружившийся против Исуса Христа». Поскольку Гнусин, как и все федосеевцы, верил именно в духовного антихриста (и сия книга достаточно красноречиво это показывает!), то вполне логично предположить, что он не мог думать о царе Александре как об антихристе. Т.к. учение о духовном антихристе не считает конкретные личности, даже царского или патриаршего достоинства, воплощением антихриста. Для нас воцарившийся антихрист — это последнее отступление в вере, о чём и рассказывает данная книга. А вот царей да патриархов воплотившимися антихристами считают странники для нас еретики! Посему и не мог быть автором таковой картины православно разсуждающий отец наш Сергий Симеонович!

Но, вернёмся непосредственно к содержанию книги. Хотя издатели честно признают, что «Издание представляет собой сокращённый смысловой перевод славянской рукописи и не претендует на научную точность(выделено мною. — У.С.)», позволю себе уточнить, что как минимум в стихе 35-м этот перевод привёл именно к неточности, искажающей сам смысл толкования стиха Сергием Симеоновичем. Применён, так сказать, метод перевода 35-го стиха, позволивший 20 листов славянского текста сжать в 1 лист русского (см. стр. 54-55). Причём, как раз там, где находятся обличающие самобрачные («поморцев ДПЦ») мудрования слова Гнусина.

Чтобы не быть голословными, приводим самые яркие характеристики «брачников» из подлинного текста толкования.

ТОЛКОВАНИЕ (листъ 86)

Прочее ведати надлежит каковым лукавством ков ту учинит: дабы звериную ту печать воздвигнули вси. Егда бо человек в страсе Божии пребывает и в послушании церковном, тогда стоит твердо в благоразумии и в благочестии. Егда же начнет отдаватися в сладострастие и похоти, и помалу уступать жития и правила християнскаго, попирать свою совесть, уничижать предстателей церковных. Затем последует ему мнение не верить его наставлением, яко не по времено разсуждающаго и отъкроется в нем гордость и дмение, в котором закоснев, будет пренебрегать уже и церковная положения и все ея целомудренныя упражнения. Затем уничижать дерзнет и святых наказания, якоже тако есть пишет бо: «Гордости страсть — еже нерадити о заповедех Божиих и прилеплятися страстем житейским»7, о чем самом преподобныи Дорофей в поучениих своих глаголет8...

(лист 87, об.)... Понеже гордость и презорьство леность родит. Веруйте ми, яко и аз всепоследнейший вем таковых, что плотскаго ради соплетения, поправших и уничиживших святое Писание и священнолепную шестую церковную, яже о браце Тайну. О чем, хотяй знать совершенно, да стяжет книгу называемых новоженов сочиненную. Мы же оставя сие, имемся за предлежащее сказание. И егда, якоже рехом, пренебрежет все Писание церковное, решится шествовати широким путем, и тако мало помалу по нем идя, начнет воздвизати зверину печать, рекше: ко отступлению склонятися...

Далее страдалец и премудрыи учитель отец Сергии Симеонович пространно повествует из древней истории Ветхаго Закона о исправлении нрава иудейскаго народа «дабы тем изчистить все нравы и обычаи, иже проживая среди поганых языков имеша» пред принятием Новой благодати Христовой: «восхоте лютыя фараонитския, дияволи глаголю, свободити и приставников его немилосердных, бесов реку, избавити. И потом во обетованную землю Царства небеснаго ввести».

(лист 91, об.) «Слышите и разумейте! Во много же, рече, безчестие впадшу человеческому роду и рееми бесьми лукавыми во всяко беззаконие. Не может терпети беззакония Господь Бог наш: не презре человека врагом мучима, но милосердием приклони небеса, сниде на избавление наше — Собою избавляя род человеческии»9. И тогда в начале, как Сам же Господь наш Исус Христос родися от Девицы Пречистыя, девство предпочте10. Егда же спасения ради человеческаго смотрение хотяше совершати и начатъ учити и проповедати: «яко подобает хотящему спастися отврещися всех сладостей житейских, труды же и злострадания любити. И тоя единоя жены удалятися нам повеле, глаголя. Аминь, глаголю вам, иже не возненавидит отца и матерь и чада и жену, и последует Мне, несть Мне достоин»11. Тем же пер­выи убо и начало всем девственником — великии Апостол и Евангелист Иоанн Богослов и Ияков, брат Его, и святыи Апостол Павел. Ниже.Такожде и святыи Апостол Андрей, такожде и святыи Апостол Филипп, иже от двоюнадесяте. Тако же и святыи Апостол Фома девственник бяше. Ниже. Великии же Апостол Петр и прочии Апостоли, елицы имяху жены, слышаще Христово учительство, иже о девстве и целомудрии, яко подобает хотящему спастися отвращаяся всех сластей, отца и матере, и жены и чада. И не токмо жены и чад отврещися, но и ту самую душу и тело предати за правду и за благочестие. Сего божественнаго учения приемши, отвергошася жития сего и презреша отечество и род и имения, и жены и чада, и приступиша к трудному и жестокому житию, и девству и пощению... ниже...и до смерти о сем пострадаша12. И царем, и князем, и вельможам, не токмо мужем, но и женам повелеваху чисто и целомудрено жити. И мужем совещаваху от своих жен отлучатися, и женам от своих мужей отступити чистаго ради и целомудреннаго жития13. Зане «Христос же пришед, крещением тело наше легчайше сотвори, пером Духа подвизая»14. И елико по крещении согрешаем — от нашея лености случа­ется, понеже возможно есть ныне да не по плоти ходим, еже прежде не бе воз­можно15. Того ради в древних аще кто обретеся девство хранящи — бысть зело во удивление. Ныне же во всех странах вещь сия умножися16. Сияповсюду по вселенней исправися ныне и не токмо у нас, но и в скифанех, и фрязеех, и индиянех, и персех, и иных же варварех множайших: и дев лицы, и мучеников полцы, и иноков племена множайши17. А еже брачитися и плотски жити: не Его главнейшее есть соизволение, чтобы всегда имели жен, но воздержанность ленивейших заповедь сию учинила18. Ибо аще Павлово хотение познати желаеши, слыши, какое есть. Хощу глаголет, да вси человецы будут якоже и аз — в воздержании. Зане не предваряюще дело християном брак, аще и благословляется от Христа за удобоползновенное человеческое и тленому еще миру состоятися19. Совершенная же Евангелия мысль девство и нетления, к нему же и могущая вмещати призывает. Того ради еще по вшествии Господа нашего на небеса, вере распространившейся, видевши Апостоли мнози мятежи и блазни злы в житии сем, повелеша им венчаватися20. Дав им Господь Собою и учениками Своими и по ним бывшими пастырями церковными закон21: Да от Церкви получают с благословением священническим (брак). Дерзнувших же сопрягатися кроме сего, яко блудников осудил и отлучению поддал22, обаче непрестая учаше: да могущия всячески в целомудрии пребывают. Тем же и Божественныи Павел внегда о браце совет дая, рек: А о них же писасте ми: добра человеку жене не прикасатися, но блудодеяния ради, кождо свою жену да имать, и прочее. Златоуст, сказуя глаголет: Но не мни Павла сия въместо закона писати23. Того бо ради последи наведе сия, глаголю, по совету, а не по повелению. Не бысть убосие начальным разсуждением сану его, но советом против их невоздержанию, якоже глаголет: вашего ради невоздержания. Ибо аще Павлов разум познати же­лаеши, послушай, что глаголет: Хощу убо да вси человецы будут, якоже аз. По­неже ведяше, яко вси можаху, якоже он24. Ниже бо сие рек бы, аще бы не было мощно. Хощеши ли быти добродетельный — начала имися токмо. Имамы бо споспешника и споборника Бога. Точию изволим, точию аки к делу принесемся к вещи (спасения), точию попецемся, точию во ум вложим — и вся последуют. И егда послушав сего, даст обещание Богу в залог сердца своего — к тому уже власти не имать посягати и тому уже не прилично глаголати: «Аще ли оженишися, не согрешил еси»25. Сказует бо Златоуст о сем, глаголя: «Иже отдася и обручися Богу, сия бо аще посягнетъ, любодеяния наносит Христу, Ему же уневестися»26. Тем и церковныи суд таковым на пять надесять лет казнь налагает. И прочая дале ключимая к последним временам наводя, глаголет: Скорбь же плоти имети будут таковии, аз же вы щадя сие же глаголю, братие, яко время прекращенно есть, и прочее27. Посягшии приимут, рече, печаль сущих ради в браце печалей. Аз же, рече, щажу вас яко чада и хощу да свободны будете, ибо и сладострастие отъемлется краткостию времени и к будущим нам тщатися достоит. «Повелени есмы изыти прочее, а не внутрь тещи»28. «А на настоящее время к концу стремится и аки при дверех воскресение настоит, то несть сие супружества время»29. Детская оная поистине игралище помышляти должно. Апостол: «Да имущия жены, яко не имущии будут. И плачущияся яко не плачуще, и рыдающия яко не рыдающияся, и купующии яко не содержащии»30. Инаго. Како есть, еже неимущии будут? Рекше: не послушати их в буии мира сего (пути) похоти. Краткости ради времени и жену, и вся сущая имети, яко не имущая и с радостию скорбети. Егда бо близь смерть, почто, возлюбление, почто брак? Почто требовати что от мирских? Златоуст. «Не законополагаю, рече, горы достизати и пустыни, но благу быти и кротку, и целомудренну, посреди града живущи. Ибо вся нам узаконена обща суть ко иноком, разве брака» 31. Наипаче же всем сим глаголом повелевает Павел во всех сравнятися им, глаголя: Преходит образ мира сего, да имущии жены, яко не имущии будут32. Инаго. Не того бо ради приведени быхом в мир, да таковая делаем, но на дела благая создани есмы. И аще иная мира сего действуеши — бездельство есть. Апостол: Преходит бо образ мира сего. Инаго: Что требуете погибающаго? Конец приимет, сыи видимыи мир. Того бо ради и образ речеся: до вечера стоящии и ничтоже твердая и пребывающа в себе имуща. Убо не супружество уже, не болезни рождения, не наслаждения и смешение33, и прочая. Но другое некое состояние жизни. «Егда же вещь возжигает и тернии облагает, и яко злобы путь обретается, тогда и аз вещаю: не пользует брачитися»34. Апостол: Хощу безпечальном быти. Не оженивыися печется о Господних — како угодити Господеви, а оженивыися печется о мирских — како угодити жене35. Инаго: Несть быти без печали и без брака: многи бо суть скорби в мире, но зде полагает различие пе­чали. В девстве сущие — о Господних пекутся, еже несть печално спасение. И се рече: хощу, да без печали будете. Апостол: Разделися и жена и дева: не посягшая печется о Господних — како угодити Господеви. Да есть свята духом и телом. А посягшая печется о мирских — како угодити мужу. Инаго: Девица вещми Господними печется: телом — чистоты ради, духом же — к Богу спокойства ради и вселения Святаго Духа. Посягшая же печется о угодных мужу». Кто бы от своея лености и нехотения невозможным сему быти, еже всем девствовати, рек, на то Писание отвещая, глаголет: «Аще бо существо плотное сице немощно было повинутися Закону Божию, еже есть правда и целомудрие»36. Лепо бе ни девичествовати, ни воздержатися, аще не повиннуют плоти, темже и плоть не может ся покорити Закону Божию. Како Иоанн покори плоть свою на девичество и Петр на чистоту и на правду? Како ли и Павел глаголаше: Да не царствует грех в мертвенном теле вашем, еже послушати помысл его; ни представляйте уды ваша — оружие неправды грехови. Но пред­ставляйте, яко от живыя уды ваша — оружие правды Богу. И паки, якоже представисте уды ваша работати греху и нечистоте и беззаконно, такоже в беззаконие. Такоже представисте уды ваша работны правде во освящение. Се ведяще Апостол, яко мощно тело сие обратити на благое37. А яко ныне наипаче достоит к сему всетщательное старание показати, зане Сам Господь последнее время уподобил Ноеву. Егдаже Ное в ковчег внити повелеваемыи и мира семя хранити вручаемыи, тако повелевается вниди: Вниди ты, глаголет, и сыново твои, и жена твоя, и жены сынов твоих: разлучи я от жен, яко да с чистотою пучину и всемирное оное кораблекрушения претекут»38. «Не пост ли и смешения отвержение Ноя и сущих с ним от возмущения преславнаго моря спасе? Семена убо ядущим, неприкасающихся супружницам в плотьстем смешении. Послушай убо Писания к Ною заповедающаго: Вниди в ков­чег, ты и сынове твои и жена твоя, и жены сынов твоих. Разлучитеся, рече, мужие от себе. Блуд уцеломудряется и нечистота от наносимых вод»39. Кто бо ныне аще обозрит мысленным оком не увидит всю вселенную потопом всемирнаго отступления не обьятую? И кто не разсудит здраво, яко время настоит точию окаяния? Да в целомудрии и чистоте пребывая, умилостивим Бога от настоящих прелестей и пагубы антихристовы избыти. И безмятежно в молитве и внимании упражняяся, готови будем на сретение Жениха Христа Бога нашего, со славою грядущаго скоро на землю. И тако прочее от сих показании мощно видити приискренно есть свойство воли Божии и хотения к Преданиям и Закону Древнему Новому Израилю. Тамо бо не воля Божия и хотения, во еже жрети тельцы, овны же и птицы, но попущение. Якоже сказахом, и зде пишет: «Не законом быти жертвенное повеление, не о всесожжениих быти хотение Божие, но по снисхождению оных ради немощей»40. И пророком Иезекиилем глаголет: «Дах вам повеления недобра, и оправдания, с ними же не живи будут, и оскверню их в делех их». И зде не воля Божия и не хотение, во еже брачитися и сопрягатися, но попущение. «Егда же вместися преступление, тогда брачное совокупление прощено бысть: нужда бо ради, а не инаго чесого ради брак бысть»41. О чем и выше явихом. Тамо бо, аще не попустил, ко идолом обратилибыся. И зде, аще бы не попустил, Содом и Гомор были быхом. Тамо Закон не попустил ни в нужныя случаи, нигде же жертвы приносити, кроме Иеросалима. И зде, Закон не попустил никогда ни при какой напасти, нигде же кроме церкви и священника. «Ничтоже бо дает неимеяи и ничтоже приемлет что от неимущаго»42. Ниже: «Не может бо человек имети, не приемля от Бога. Кроме бо Мене, рече, не можите творити ничесоже»43. Тамо по довольном времени низложи град и разори и невходен июдеом всем сотвори. И зде, по Даниилу, «За разсыпанием руки людей освященных»44 и по пророчу гласу: «Изсушит жилы ея и вси тоя сосуди, вожделеннии потребятся, и подручники ея без вести будут. И якоже во чреве своем имущая разсядутся»45 и по иному: «Послю на вы клятву и проклену благословение ваше и оклену е. И раззорю благословение ваше и не будет в вас»46, сиречь — положу клятву на благословение ваше, имъже тайна совершаема бывает. «И будет якоже людие, тако и жрец». И по Господню гласу: «И протешет его польма и часть его с неверными положит»47. Где «Не ино что сказует разве еже отнюдь от Духа отчюждение»48. Тамо чюдится преславному Златоусту, яко вся вселенная попу­щена бысть июдеом к проживанию, един Иеросалим невходен бысть, тако и зде: прислушающия тайны церковные, рекше: спасенное крещение и покаяние, к сим и всеспасительныя заповеди, позволенны и попущены и в неприсутствии священных лиц, простому совершати, а тайну брака отнюдь ни где не дано позволение. И ниже во образец бы спасительныи кто из древних дерзнул из простых сотворити или написати. Тамо ни при каких нужных и непременных случаех, кроме Иеросалима не леть жертвы приносити, и зде такожде ни при каких нужных и неприменных напастех, не леть без церкви и священника брачитися. Тамо, дерзнув сотворити, тмами мукам виновна быша. И зде, яко блудницы весьма весьма от церкви изринутся и ни приноса каковаго в церковь приемлется во вся дни живота их, аще не расторгнутся. Тамо вина бысть за безвременное любопрение, и зде такоже — за безвременное и несвойственное простому. Тамо — на подобство Зодчаго — основания стены и верх сведшаго и единым каменем связавшаго, и зде — Тайну Брака попусти — предуготовляти вся родителям и супружным, а конец и печать — Церковь и священника положи. Понеже Богу посреди совокупляющихся49 вводиму и сказующу же и утвержающу первое жития сочетания и священнотворимыми молитвами, «запечатленнаго обручения»50. Тамо, аще отъят камень — все здание разрушил. И зде: не получив церковнаго, чрез священника благословения, Тайны всея лишился и бысть блудник. Тамо Бог, якоже некии соуз службы — град сотвори и зде: яко начало и конец всей Тайне брачной — церковное священническое благословение. Тамо, егда Той разори — с ним и жительства онаго иудейскаго разруши создание все. И зде, егда священство без вести бысть взято от земли — с ним и Тайна брачная. И вси, прислушающия к ней в священном Писании свидетельства, остались яко мертвы и неключими и недейственны, и яко не быша. Зане от начала древним израильтяном — не Божие бысть к жертвам хотение, но попущение и терпение до нарока проразуменнаго. Такожде и новым — не Божие истовое хотение к сопряжением, но попущение и терпение нарока проразуменнаго ведомо же есть всякому. «Ибо егда возбраняет, егоже желаем, тем сильнейшии пламень похоти бывает. Но не от Закона, ибо он похоти воз­браняет, но грех, сиречь леность твоя сия творит»51. «Темже Закон свят и заповедь Божия свята и блага, яко не на пагубу, но на спасение дадеся — не мните бо ничесоже пакостию творити Бога»52. А якоже пишет: «Егда запусте последняя жертва вседневная, уставленная в церкви Соломони, якоже о том запустении в Евангелии глагола, но такожде и Даниилом пророком реченное — паки збысться и совершися и скончася власть июдейская, и Церковь разорися»53. «Яко ниже возставлен к тому прочее град он, ниже восприимут паки свое жительство. Сему же показанну бывшу и прочия вся соисповедуется, сиречь, «яко ни жертвы вид, ниже всесожжения или Закона сила, или ино что от жительства онаго востати возможет»54. «Такоже будет в запустении нынешняя святая жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему миру уставлена есть»55. Когда же сие будет «Дондеже сам антихрист приидет и с ним совершится и исполнится мерзость вседневнаго запустения»56 и якоже по Господню речению, разсеяни бывша июдеи по лицу всея земли и не соберутся во веки. Такоже и православныя християне разсеяни по лицу всея земли и до конца века не получат, якоже июдеи Иеросалима, а сии — видимыя со священством и всеми Тайнами Церковы. Почему ключимо в настоящее время? Прилично же и свойственно, став среди всего позора церковнаго, яже по вселенней в разсеянии живущим православным християном, необинуяся отнюд свидетельствовати слово, яже Божественныи Златоуст на скончании во время преставления своего, егда разлучашеся от телесе, написа, в нем же и о знамениях скончания века сего показа. Еже глаголет: «Внушите вси живущии по вселенней, вкупе богат и убог, мужеск пол и женск, черноризец и мирскии, стар и юн, девы и старцы земнии, царие и вси судящии земли. Послушайте писаннаго: время сокращенно есть, да имущия жены, яко неимущия будут! Темже убо, отвергше нечестие мирских похотей, целомудренно и праведно, и благочестиво поживем в нынешнем веце, ждуще блаженныя надежды и явления Великаго Бога и Спаса нашего Исуса Христа»57. Сие слово в свидетельство приемлет и преподобный Иосиф Волокаламский игумен и положенное зрится в собраниих его, в книге «Просветитель». И потом всеросийскими патриархи в иноческия потребники вложенное и в печать произведенное во обличение безбожному Лютору со ученики его, где на конце онаго прибавляет сие и на еретическия браки велие обличение, иже женятся и посягают и папежницы и люторове. И тако по сим свидетельствам и свойственным резонам, Церковь християнская, сокрывающаяся от змия, отлагает уже попущенное Богом брачное совокупление. И входит на вышнии степень, уча в настоящее время всем всюду покаятися и от Бога милость себе привлещи, и в чистоте и целомудрии ждати на сретение жениха Христа Спасителя, грядущаго с Судом на противника и послушающих его. Прочее, скончаем сию повесть, где же и на чем оставихом, речено нами было. Яко у жидов ныне несть некаковыя святыни и во веки не будет, такоже и у православных видимаго священства и с ним видимыя Церквы. Таже жидове ненаблюдением числения летняго отпали от Христа Спасителя своего, и зде, за разсыпанием руки людей освященной, дерзая, и что от священнаго непозволенное, рекше брачитися, воздвизает печать антихристову. Чтоже сия печать? «Аще кто озверившемуся тому антихристу повинется и нечестиваго житие содержит, или сло­вом, или делом Бога нарицает — се бо сказуется на руце и на челе даемое начертание»58. «Умнаго зверя, диявола начертание, сиречь образ отступления его»59. И якоже рехом выше, презорственно кто преслушает Церкви и старейших, и впадали в широкии путь, начнет мало помалу воздвизати печать зверину. А зде уже совершенно воздвиг, рекше отступил и отлучился Церковнаго соединения и злою ковш звериною уловлен, и якоже древнии жидове, безвременным своим противлением ко Христу, антихристу во область впадоша и за излиянием первыя фиялы прияша на сердца гной зол, сседшиися, образующь необратимую их затверделость и жестоту и неисцелимость60. И по всем том имеет уже область купити брашна на требование и всяку вещь. Якоже пишет: «И кто его знак будет имети, тому все волно будет всякии грех чинити и неправду, волно ему купити и продати и даром взяти»61. Зане и приставники, рекше, епископы и попы еретическия, по воле его сотворят, угодная ему, якоже от истины рещи. «Верен же раб и мудр и всяк учитель, во время комуждо дая пищу поучения»62. «В церкви яко пищу заповеди вернии приемлют». Заповедь же церковная и та есть, да имеет Церковь седмь Таин у себе, сиречь: Крещение, Миропомазание, Священство, Исповедь, Причащение, Законныи Брак, Елеоосвящение. Которыя имеют, аще и испревращени и не по подобию и еретицы, так и питают своих си, ея же требуют. Но у сего антихриста, якоже и у блуднаго сына своя скверная пища: блуд, прелюбодейство, малакия и прочая, их же срамно рещи. Но все же то приемлет и питается такими похотями, нарицая антихриста словом или делом богом. Якоже и ныне во очию нашею непрелестно и ясно зримо глаголемое, и содевается. И сицевая тайна кови и лукавства зверинаго, противляющаяся Божию неизреченному милосердному и человеколюбивому о роде християнском промыслу: во еже бы, якоже и Ноя с семейством от всемирнаго мысленнаго потопа, всех спас ковчегом, в целомудрии пребывающих и отсекающая и вметающая во всепагубныи ров, любодеяния и недающая не мятежно, с покаянием, в чистоте и целомудрии ждати конца миру сему. Есть и еще приклад другии и другое любодеяние, сему подобное, которое обносится в книге Кириловой сице свидетельствуемо63. «Яко же первее при Нои, ради беззаконнаго смешения, мир весь потопом погуби, такоже и ныне, егда вси человецы во осквернение впадоша и свое умышление беззаконное творяху и Бог с ними весь мир погубити имать64. Повеле бо Бог древле сыновом своим несмешатися со дщерьми человеческими и никотораго совета с ними не имети. Они же, духовнаго в себе ничего не имуще, и прелестем мира сего вдашася и премениша на подобие временное и возлюбиша славу человеческую, неже Божию. А не помыслиша глаголющаго: Сынове их, яко новосажденна леторасль в юнности своей. Дщеря их исполнь, отрыгающая от сея во ону, овцы их многоплодны, множащася во исходищах своих (сиречь в паствинах), волове их толсти, гради их безмятежны. Сто­гны их без пагубы». В том же людие себе ублажиша, якоже пишет: «И видеша сынове Божии дщери человечески, яко добры суть. И забыша повеления Божия, и соединишася и смесишася с ними. Бог же паки рече: Да не пребудет Дух Мой в человецех сих, понеже плоть суть»65. Се есть — иже плотию того ради во временном веце живут. Такоже, егда сынове Божии со дщерьми человеческими смесишася и Бог весь мир потопи водою, такоже и ныне — бяше уже в скончании века содевается. Иже Церкви Христовы сынове — святители и духовнии мужи преждереченныя главы вси и житие мерзское у отступников видят, котории сами прельщаются и им самем, яко плотяным, нужду мира сего: и терпение Христово, и нищету, в вечныя муки влагают, а самовластие и распущение во благословение и царство небесное поведают быти. Того ради не хотяху во смирении и терпении Христове быти и к ним соединяются, и в веце сем самовольном века сего с ними обще совет и дружбу предлагают. «Вемы бо, яко коли мы только веры своей отступим, тот князь мирскии папа, наша криниска наполнит. Тот наша жадания ненасыщенное утолит, тот наши похоти, безпрестани кипящия уставит и усмирит. Тогда будем вольность имети и по своей воли жити. Тогда будет что хотети, то чинити, коли нас нихто не будет глядети. Теперь в нас та дурная Русь, жития чистаго ищет. Теперь добродетели, учтивости и добраго сумнения видети жедает, чего мы не имеем. И для того всегда оных соромимся, ибо как учиним к папе римскому бежим, истого сорома избавимся. Ниже: и свое желание исполним и речем душе нашей: имаши многа лежаща на лета многа, яждь, пий, веселися, не бойся никого, скаки играй»66.

Теперь, по-видимому, ни у кого не должно оставаться вопросов как веровал Сергий Симеонович и как относился к «брачным» мудрованиям. Нашим же християнам нужно обратить внимание на отеческое духовное наследие, помнить, изучать, а главное, следовать ему, чтобы не только по имени называться федосеевцами, но и верой и делами, по апостольскому слову, стать християнами.

У.Г.С. 7516.

 

 

Примечания (У.С.)

1 Журнал «Братское слово». 1885 г. М., т. 1, сс. 534-547.

2 Собрание от церковной истории... Л. 57, об.

3 Там же. Л. 59.

4 Агеева Е. А. Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ). Православная энциклопедия. Том XI. Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия». М., 2007. С. — 136.

5 Там же. С. — 638.

6 Агеева Е. А. «Знаменитая обители единый от премудрейших духовный правитель». Газета «Старообрядецъ», №№ 36, 37.

7 Апостол Толковыи. Зач. 55. Лист 149.

8Поучение 2. лист 32.

9Златоструй. Слово 111.

10Потребник иноческии. Лист 330, об.

11 Афанасии Великии«Ответы на вопросы князя Антиоха». Ответ 92.

12 Потребник иноческии. Лист 331.

13 Там же. Лист 332, об.

14 Апостол Толковыи, к римляном, зач. 94. Лист 312.

15 Там же, зач. 95. Лист 328, об.

16 Там же, зач. 94. Лист 312, об.

17 Беседы Апостольския. Беседа 13. Лист 224.

18 Иоанн Златоуст «О девстве», глава 34.

19 Симеон Солунскии, глава 278.

20 Златоструй, слово 111.

21 Ап. Толк., к Коринфом. Лист 523, об.

22 Кормчая, глава 43. Лист 336.

23 Ап. Толк., 1 Коринф., зач. 136. Лист 573.

24 Беседы Ап. Евреом нравоучение 16. Лист 2938.

25 Зач. 138.

26 Ап. Толк. Лист 506.

27 Там же. Лист 506, об.

28 Беседы Апост. Лист 851.

29 Златоуст «Книга о девстве», глава 73.

30 Ап. Толк., зач. 138. Лист 506, об.

31 Сие имеется и в беседах Евангельских, на Матф. Нравоучение 7. И в Соборнике Даниила митрополита русс., слово 12.

32 Сие в Соборнике Большом на листе 178.

33 Златоуст «Книга о девстве», глава 73.

34 Григории Богослов, слово 11 на речение Евангельское.

35 Ап. Толк., зач. 48. Лист 507.

36 Ап. Толк., римл., зач. 94. Лист 311.

37 Всему сему согласует и Соборное деяние, бывшее в лето 7294 (1786), генваря в 4 день в Питере о соединении со старопоморцы и московским обществом, подписанием рук многих утвержденныи в статии 4. Которыи в книге Отеческих завещаний, во главе 11, на листе 70 имеется.

38 Иоанн Дамаскин, книга 4, глава 25.

39 Исидор Пилусийский, книга 1, послание 69.

40 Иосиф Волоцкии, слово 3.

41 Потребник иноческии. Лист 358, об.

42 Номоканон. Лист 57.

43 Там же. Лист 57, об.

44 Даниил, глава 12, стих 7.

45 Иосии в Соборнике Большом. Лист 121, об.

46 Иосия, глава 4, стих 9.

47 Матфей. Зач. 103.

48 Соборник Большой. Лист 859.

49 Кормчая. Лист 345.

50 Там же. Лист 342.

51 Апостол Толковыи. Рим, зач. 94. Лист 314.

52 Там же. Лист 316.

53 Кирилова книга. Лист 32.

54 Маргарит. Лист 138, об.

55 Кирилова книга. Лист 32, об.

56 Там же.

57 Маргарит. Слово 13 «О лжеучителях». Лист 597.

58 Ап. Толк., глава 42, стих 103.

59 Киевопечатныи Апокалипсис. Лист 98.

60 Г. Толкование, слово 46.

61 Книга «Седьмотаинственник». О четырех концах живота человеческаго. Глава 25.

62 Благовестник. От Матфея, зач. 103. Лист 196.

63 Там же. Лист 13, об.

64 Там же. Лист 14.

65 Бытие. Глава 6.

66 В конце книги Захарии Копестенскаго «О единости веры», послание 7 Иоанна Мниха и Фонгары Василию Острожскому.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.