Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология семьи






1. Социальная сущность семьи и брака.

2. Классификация семейно-брачных отношений.

3. Проблемы, тенденции, перспективы семейно-брачных отношений.

 

При изучении первого вопроса «Социальная сущность семьи и брака» студенту необходимо обратить внимание на то, что институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Объект изучения социологии: социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия. Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Понятия «семья» и «брак» тесно связаны между собой, но не тождественны. Брак рассматривается как социальный институт, регулирующий отношения между супругами, а семья - как первичная социальная группа, которая может быть основана как на браке, так и на кровном родстве одновременно. Брак всегда остается только социальным институтом, а семья сочетает в себе черты социального института и социальной группы.

Брак – это исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Характер брачных отношений в значительной мере влияет на количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными отношениями и культурой. Студенту необходимо помнить: санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а, следовательно, за будущее семьи. Морально оправданным является брак, заключенный на основе взаимной любви, а решение о вступлении в брак должно приниматься только теми, кто вступает в брак.

Брак – это социальная форма отношений между брачными партерами. По процедуре брачной церемонии браки делятся на гражданский и церковный. Брак является способом формирования семьи. При вступлении в брак практикуется подписание брачного контракта, призванного защитить стороны от взаимных претензий, обеспечить совместное проживание и быт, в соответствии с желаниями партнеров. Вступающие в брак должны быть психологически и социально готовыми к этому, так как вступить в брак – означает наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Мы можем определить семью как социальный институт (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семейных отношений) и обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны кровным родством, браком или усыновлением, общностью быта и взаимной ответственностью.

Родствоэто совокупность людей, связанных общими предками.

Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный или жизненный цикл семьи. Основными фазами такого цикла являются:

· Создание семьи – вступление в первый брак;

· Начало деторождения – рождение первого ребенка;

· Завершение деторождения – рождение последнего ребенка;

· «Пустое гнездо» - вступление в брак (либо отделение от семьи) последнего ребенка;

· Прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

Студенту необходимо обратить внимание на тот факт, что нормальная последовательность семейных циклов может изменяться, вследствие смерти одного из семейных партнеров или в случае расторжения брака.

Социальная сущность семьи реализуется с помощью ее функций. Польский социолог Я. Щепаньский, выделяет две основные функции семьи: физическое воспроизводство населения и биологическая непрерывность общества.

Наряду с указанными, существуют и другие функции семьи:

Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Фелицитологическая функция (от лат. felicite – счастье) характеризуется созданием условий счастья, гармонии и взаимопонимания в семье, она представляет в этом перечне особый интерес. Безусловно, понятие гедонизма, основанного на любви в семье, свойственно не только современной семье. Фелицитологическая функция существовала и раньше. Но именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Являясь частью общества, семья реагирует на все социальные изменения, которые в нем происходят. Поэтому, дезорганизация в обществе приводит к аналогичным процессам в структрурно-функциональной деятельности семьи. Это проявляется в увеличении числа разводов, конфликтов, снижении воспитательной способности, а также, в выполнении социальных ролей.

В Украине насчитывается свыше 17 млн. семей, из них 11, 2 млн. – в городских населенных пунктах и 6, 8 млн. – в сельской местности. Результаты исследования семьи свидетельствуют – семьи с одним ребенком в Украине становится наиболее распространенным явлением (62, 4%), в каждой третьей семьи родители решились на рождение второго ребенка, семьи с тремя детьми не превышают 6, 3% от общего количества семей, 20% семей вообще не имеют детей. Также, в наши дни преобладают нуклеарные (простые) семьи.

Переходя к рассмотрению второго вопроса «Классификация семейно-брачных отношений», необходимо заметить, что одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Семьи различаются в зависимости от формы брака. Брак — это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак — самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные (простые), сложные и большие. Нуклеарная семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьейсчитается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком. Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений. Семьи различаются:

- по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более детей);

- по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

- по географическому признаку: сельская и городская семья;

- по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

Деление семьи и по иным критериям: детоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям. Супружеская семья характеризуется тем, что основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотношениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни:

Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи военных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего муж) проживает отдельно от семьи по различным мотивам.

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% — предпочитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около 80%).

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов ХХ столетия. Патриархальной является семья, в которой власть принадлежит мужчине. Такой тип распределения власти считается общепринятым и даже узаконенным во многих странах. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находится только в его руках. Значительно реже встречается матриархальная семья, в которой власть принадлежит женщине, жене и матери. В современных условиях преобладают эгалитарные, или биархатные семьи.

Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость женщины, стипендия или заработки детей служат экономической базой их независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Нельзя утверждать, что эгалитарный тип семьи в нашем обществе стал преобладающим. В его становлении много трудностей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосылкой и условием демократических преобразований в обществе, воспитания и развития личности нового типа, обладающей развитым чувством собственного достоинства, самостоятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества.

При изучении третьего вопроса «Проблемы, тенденции, перспективы семейно-брачных отношений», следует обратить внимание на достаточно сложную обстановку, которая сложилась в институте семьи. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер.

При рассмотрении вопроса о прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших наше общество. Это переход к цивилизованному к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений «нащупывает» механизмы выживания. В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи (по принципу «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»). На основе изменения отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-экономической единицей различных альтернативных видов собственности: семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной приусадебной. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности: частно-предпринимательскую, «челночно»-коммерческую, спекулятивно-посредническую. По мере осуществления структурной перестройки экономики и существования безработицы гарантированной поддержкой семейного бюджета выступает личное подсобное, дачное и приусадебное хозяйство. Его доля в семейном бюджете за последние 5 лет резко возросла.

Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую функцию семьи — персоналитарную ( от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи. Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информатизацией общества. Развитие информационного производства потребует определенного соответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду: его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями, профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни. Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.

Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.

Алгоритм «качество информационного производства — качество информационного работника — качество жизни» неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье.

Таким образом, в условиях информационного общества репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения.

Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.

Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной (парной) семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь матери).

Появились новые формы полигамного брака: брак-коммуна, групповой брак (двоеженство или двоемужество, обмен партнерами).

Характерным признаком постсовременной семьи является автономия супругов. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума осознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.

Ребенок в постсовременной семье осознает, что его обязанности (и ответственность) по отношению к родителям состоят не столько в регулярной помощи в домашнем хозяйстве или в успешной учебе, сколько в том, чтобы полнее использовать возможности, предоставляемые ему для развития и реализации своих способностей и таланта. В свою очередь, родители, отходя от скрупулезной регламентации, поддерживают этику самореализации как социально-нравственную ценность.

В современном типе семьи опека подростка, как правило, продолжается долго — вплоть до брака. Для постсовременного же, напротив, характерно поощрение юношеской самостоятельности. Супружеская семья — исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для разнообразных и богатых отношений между полами и между поколениями, появляются широкие возможности индивидуальной самореализации для всех. В то же время возрастают требования к качеству межличностных отношений, взаимной терпимости, уважению прав и достоинства личности каждого члена семьи.

Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения. Знание молодежи о семье ограничивается главным образом опытом семейной жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами массового искусства, заполонившего экраны телевидения и кино, прессу и печать.

Если преемственность в передаче семейных традиций и представляет определенную ценность, то «идеалы» секса, насилия и страха, насаждаемые западной поп-культурой, причиняют непоправимый вред молодому поколению. Опасность такого воздействия усугубляется тем, что сегодня закладываются основы семьи будущего, формируются исходные принципы и нормы взаимоотношений новой персоналитарной семьи. Необходимо переломить отрицательную тенденцию и создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, средства массовой информации, общественное мнение, общественные организации. Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности; формирование личной психологической готовности к браку; воспитание культуры межличностных отношений; формирование культуры половых отношений; правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, установку на компромиссы, терпеливое и уважительное отношение друг к другу; ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой персоналитарной семьи.

Подводя итог выше сказанного, не обходимо подчеркнуть, что проблемы семьи и брака, рождаемости и смертности были актуальны всегда. Пути их решения могут быть различными. Однако наиболее удачными исследователи считают различные государственные программы, направленные на преодоление проблем семьи.

Тема 9






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.