Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология общества






 

1. Сущность и признаки общества.

2. Общество как система и ее составляющие.

3. Типология общества.

 

При рассмотрении первого вопроса «Сущность и признаки общества» студенту следует знать, что основное внимание социологов сосредоточено на анализе социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных связей и отношений, ценностей, норм и т.п. Все названные проявления социальной жизни существуют не сами по себе, а внутри некоторой целостности, которую принято называть обществом.

Начиная с античности, социологическая мысль постоянно пыталась познать, осмыслить сущность и характерные особенности общества как социального феномена. Так, в частности Аристотель, Платон, отождествляли общество с государством. В средневековье была распространена мысль о том, что общество возникло вследствие договоренности человека с Богом. В Новое время была распространена идея общественного договора между людьми, в результате которого переход человека от естественного к общественному состоянию связан с возникновением государства, хотя некоторые мыслители (Д.Дидро) считали, что жизнь людей всегда была общественной.

Качественно новое понимание категории «общество» предложила социология в середине XIX – в начале ХХ вв. Так О.Конт и Г.Спенсер считали его динамическим образованием, которое, как и каждый живой организм, пребывает в постоянном развитии, проявляя способность к саморегулированию. Для М.Вебера общество – это взаимодействия людей, которые являются продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. Г.Тард понимал общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу убеждений, стремлений. Согласно К.Марксу, общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных социальных институтов, обычаев, традиций, норм. Т.Парсонс общество трактует как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

Основные подходы социологов к пониманию причин и процессов возникновения общества можно свести к следующим концепциям:

Инструментальная концепция. Согласно ей главным фактором, обуславливающим возникновение общества, является формирование сознания, благодаря которому человек начал использовать орудия труда (сначала примитивные, затем более совершенные) для удовлетворения собственных потребностей. Используя орудия труда, человек научился трудиться. Это обусловило функциональное деление родовой общины, разделение труда, что в свою очередь способствовало возникновению экономических отличий между людьми и родственными группами. Появилась и начала развиваться социальная организация.

Сексуальная концепция. Ее сторонники считают, что главным фактором зарождения общества является возникновение семьи, а так же норм, которые регулируют отношения между полами в социальном образовании, способствуют планированию хозяйственной жизни. Постоянное развитие регулирующих норм стимулировало эволюцию общин, обусловив со временем возникновение социальной организации.

Кратическая ( греч. kratos сила, власть ) концепция. Согласно с ее постулатами, сила и разум распределены между людьми неравномерно. Вместе с естественной экспансивностью (жадностью) преимущества отдельных людей по определенным критериям (физическая сила, наблюдательность, ловкость) дают им возможность занять выгодные позиции, захватить лучшую еду, сексуального партнера и т.д. Научившись господствовать, лидеры начали утверждать систему правил почитания вождя, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов группы. Нормы, которые обеспечивают отношения неравенства, становятся основными для социальной организации. Элита использует власть как способ влияния на массы и присвоения ресурсов, создаваемых общиной, обеспечивая в то же время ее дальнейшее развитие.

Гендерная концепция. Основана на анализе распределения социальных ролей между лицами женского и мужского пола. Поскольку женщина владеет биологической монополией на воспроизведение рода ее роль и воля в общине наиболее значима. Соответственно значимость мужчины намного меньше, его роль сведена к обслуживанию процесса воспроизводства. Неудовлетворенные своим положением, мужчины создают искусственную противоположность женской «монополии воспроизводства» в форме мужской «монополии на установление порядка». А когда они начали договариваться о распределении женщин, возникла социальная организация.

Семантическая концепция. Стержнем ее является признание физической, психологической, умственной слабости человека как биологического существа. В связи с биологической уязвимостью закон выживания заставляет людей объединить усилия, т.е. создать коллективную организацию, которая осуществляет координацию, дифференциацию и комбинирование их функций. Все это требует предварительной договоренности, что возможно только с развитием общения, использование речи как его инструмента. Создавая символы и значения, договариваясь о правилах их толкования, активно используя язык, люди формируют организованный мир коммуникации, которая опосредует их материальную деятельность. Вследствие этих процессов возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий, формируется общество.

Итак, имеется разнообразие ракурсов в понимании определения общества, в понимании его сущности и причин возникновения. Это объясняется сложностью этого социального феномена. Поэтому представляется оптимальным определение общества в широком и узком смысле данного понятия.

В широком смысле общество можно определить как совокупность отношений и связей между людьми, всех способов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически, имеют общую территорию, общие культурные ценности, и социальные нормы, характеризуются социокультурной идентичностью ее членов.

В узком смысле общество – это исторически конкретный тип того или иного социального образования (например, буржуазное общество), и даже отдельного региона или страны (украинское общество) с его историческими, экономическими, культурными особенностями.

Общество – целостное социальное образование. Сложный вид организации социальной жизни. Оно включает все многообразие социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Понятие «общество» отличается от понятия «страна» и «государство», хотя последние также фиксируют момент социальной целостности. Если страна - понятие географическое, которое обозначает часть планеты, ограниченную природными границами, то государство – понятие политическое; суть государства состоит в суверенитете права. В отличие от государства, граждане которого имеют те или иные права, общество не является однородным образованием, а представляет собой сложное сочетание индивидов, разнящихся по возрастным, половым, этническим, профессиональным, конфессиональным и прочим особенностям.

Несмотря на указанное многообразие, в обществе можно и нужно находить общие признаки. Признаки общества это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, институтов, общностей, культуры).

Общество характеризуется следующими признаками:

1) Территория, на которой происходит консолидация социальных связей. В современных условиях с развитием средств коммуникации социальные связи выходят за пределы территориально-государственных образований. Туризм, деловое сотрудничество, международные контакты размывают очаговый характер социальных взаимодействий. Однако большинство социологов по-прежнему считают возможным рассматривать общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. Даже на уровне обыденного сознания общества воспринимаются именно как разделенные по территориально-государственным границам (украинское, российское и т.д.), имея в виду конкретные виды социальных образований, сложившиеся в определенном месте планеты.

2) Универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства. Благодаря своей универсальности общество может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставить последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, приобрести необходимые навыки, познакомиться с достижениями культуры, науки и т.д. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая позволяет ему выполнить свое основное предназначение - дать людям такие формы организации жизни, которые облегчат им достижение личных целей.

3) Автономность (самодостаточность) - общества достигается способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения. Она обеспечивает саморегуляцию, поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов, обеспечивающих координацию разнородных социальных образований, таких как мораль, право, государство, а также комплексных систем ценностной легитимации социального порядка – религиозных верований, идеологических доктрин. Благодаря саморегуляции обеспечивается самостоятельность общества независимо от его размера.

4) Интегративность. Проявляется, с одной стороны, в том, что обществу удается подчинить себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую структуру. Люди, связанны с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, сами тяготеют к нему, ибо оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает атмосферу духовного единства. С другой стороны, общество обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности.

Таким образом, общество - это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

В рамках рассмотрения второго вопроса «Общество как система и ее составляющие» следует уяснить, что в самом общем виде о системе можно сказать, что - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целостное единство.

Социальная система – целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, нормы и ценности. Каждый из этих элементов социальной системы находится во взаимосвязях с другими, занимает специфическое место и играет определенную роль в ней. Эти связи, взаимодействия и отношения имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Обществу как целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Общество является целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие этого она имеет определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития. Социальная система имеет структуру, то есть определенный порядок, способ организации и связи ее частей или элементов социальной системы в единое целое. Основными видами структуры социальной системы являются такие:

- идеологическая (духовная), включающая верования, убеждения и представления людей;

- нормативная, включающая ценности, нормы и социальные роли;

- организационная, определяющая способ взаимосвязи социальных позиций и статусов индивидов, а также детерминирующая характер воспроизводства системы;

- случайная, состоящая из элементов включенных в ее функционирование в данный момент.

Важнейшими элементами общества как социальной системы являются его экономическая, политическая, социальная, духовная (идеологическая), и правовая структуры, которые вследствие взаимодействия людей институализуются в социальные подсистемы. Каждая из этих подсистем занимает определяющее место в обществе и выполняет в нем четко определенные функции. Например, экономическая подсистема выполняет функцию производства, обмена и распределения материальных благ, социальная – функцию социализации индивидов, политическая – функцию социального управления и контроля, духовная – функцию производства духовных ценностей. Эти элементы общества образуют иерархическую зависимость, взаимодействуют и влияют друг на друга. Социальная система не может быть сведена к простой сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной социальной общности, а ее элементами выступают люди, поведение которых определяется их социальными позициями (статусами), конкретными социальными функциями (ролями), социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными социальными качествами. Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и на среду. В результате данная социальная общность становится социальной системой, т.е. целостностью, обладающей системными качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Анализируя процессы, происходящие в социальных системах, необходимо учитывать такие характеристики социальных систем, как равновесие или неустойчивость, консенсус или несогласованность, гармония или разбалансированность, кооперация или конфликт, согласие или конфронтация, расцвет или кризис.

Рассматривая динамический аспект общества, социологи выделяют три возможных режима изменений социальной системы:

* социальный гомеостаз – поддержка равновесия социальной системы с окружающей средой;

* социальный гомеорез – внешняя экспансия системы, рост ее потенциала за счет усвоения, подчинения окружающей среды;

* социальный гомеоклаз – рецессия социальной системы, свертывание функций, утрата подсистем и отдельных элементов.

В несколько упрощенном виде можно сказать, что гомеостаз – это гармония, гомеорез – прогресс, а гомеоклаз – регресс социальных систем.

Ценность системного подхода по отношению к анализу обществ заключается в том, что он позволяет выделять и рассматривать общие принципы на самых различных уровнях социальных общностей: на уровне микросистем (семья, трудовой коллектив, организация, община); на уровне мезосистем (нации, государства); на уровне макросистем (человечество как глобальная система, континентальные и межконтинентальные социальные системы).

Социальный феномен специфически проявляется на каждом из уровней, но в любом случае эта специфика обусловлена, в первую очередь, особенностями тех или иных элементов соответствующих систем и структурных связей между ними.

Рассматривая третий вопрос «Типология общества» следует помнить, что все многообразие обществ, существовавших ранее и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы.

Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.

Если в качестве критерия избрать число уровней управления, то общества можно разделить на простые и сложные. В простых обществах (первобытные общины) нет деления на богатых и бедных, руководителей и подчиненных. В сложных обществах присутствует несколько социальных слоев и развитая иерархическая система управления на нескольких уровнях.

Если критерием выступают господствующие общественные связи и взаимодействий общество характеризуют как традиционное или современное. Традиционным считается общество с аграрным укладом и малоподвижными социальными структурами; для него характерны низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворить лишь минимальные потребности. Традиционное общество – это инерционное, слабо восприимчивое к нововведениям общество. Поведение индивидов в нем крайне стереотипизировано, регламентируется обычаями и жестко контролируется социокультурной средой. Современное общество, напротив, представляется как высокодинамическое, интенсивно развивающееся, сложное и открытое общество с гибкими социальными нормами, которое позволяет им модифицироваться по мере изменения потребностей людей. Современному обществу присуще развитая коммуникация и интенсивная социальная мобильность.

Если критерием является мировоззренческие (мифологические, религиозные, философские) установки людей, то общества разделяют на:

- «приспосабливающиеся к миру» (конфуцианские и даосские);

- «бегущие от мира» (индуистские и буддистские);

- «овладевающие миром» (иудейские и христианские).

В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества.

Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски, различали общества в зависимости от способа добывания средств существования: Общество охотников и собирателей. Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь. Скотоводческие общества. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство – способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных. Аграрное общество. На этом этапе развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества.

Промышленное общество Главной чертой этого общества является индустриализация – создание крупного машинного производства. Второй отличительной чертой этого общества является урбанизация рост численности городского населенияи распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Другими важными особенностями данного типа общества является гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

К.Маркс и Ф.Энгельс предложили типологизировать общества в соответствии с тем или иным способом производства. Они выделяли первобытные, рабовладельческие (азиатские и античные), феодальные, капиталистические и коммунистические общества.

В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные.

Если критерием типологизации является характер взаимоотношения общества и окружающей его природной и социальной среды, то общества характеризуются как закрытые и открытые. Данную типологизацию предложил Карл Поппер, противопоставлявший закрытому (догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития) обществу открытое (демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды). Для закрытого общества характерны догматизм, магическое мышление и коллективизм; для открытого - рациональность, критицизм и индивидуализм.

Герберт Спенсер делил общества на военные и промышленные, считая, что закономерностью социальной эволюции является переход от военных к промышленным обществам.

Социологи А.Турен, Р.Арон, Д.Белл разработали синтетическую модель типологии общества и выделили доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную (информационную) стадии развития общества. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, способ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Постиндустриальное общество – стадия современного развития, которая приходит на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному обществу.

Основные характеристики постиндустриального общества:

· резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека;

· смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.

· изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом. Классовое деление уступает место профессиональному. Имея необходимое образование и доступ к информации, индивид получает больше шансов в продвижении по лестнице социальной иерархии;

· изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций;

· ролевой характер взаимодействия (ожидаемое поведение человека обуславливается его социальным статусом и социальными функциями);

· углубленное распределения труда;

· формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров);

· сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления);

· секуляризация (приобретение светских признаков) религии;

· выделение разнообразных социальных институтов.

В связи с тем, что технической базой современного общества является информация, его называют информационным обществом, в котором интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний приобретают все большее значение. Термин «информационное общество» ввел японский ученый И.Масуда.

Информационное общество – характеризуется, прежде всего, развитием производства информации, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции является эксплуатация вычислительной техники. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая значимость. Стратегическими ресурсами и главными признаками его развития выступают интеллектуальный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфраструктура – информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принципом управления выступает соглашение, а идеологией – гуманизм.

Таким образом, типология такого сложного социального феномена, как общество, не является единой и универсальной. Она определяется методологическим подходом исследователя, тем, какую научную, познавательную задачу пытался решить ученый.

 

Тема 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.