Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы формирования позитивного поведения






Наиболее распространенным методом формирования желатель­ного поведения является подкрепление. В его основе лежит преиму­щественно оперантный принцип обусловливания. Следует отме­тить, что как положительное, так и негативное подкрепление уси­ливают вероятность возникновения реакции. Положительные под­крепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отри­цательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление — главный метод изменения пове­дения. Условия успеха:

—подкрепление должно быть индивидуально значимым;

—подкрепление должно применяться систематически и немед­ленно вслед за желательным поведением;

—связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помо­щью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помо­щью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями — людь­ми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать не­правильное поведение. Например, подросток в ответ на суици­дальную попытку может получить награду — повышенное внима­ние и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его незави­симое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или про­явление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повсе­дневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправлен­ное его применение с целью усиления адаптивных видов поведе­ния и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первона­чально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляю­щими стимулами для конкретного человека. Также можно предло­жить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для пред­ставления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использо­вать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важ­ными сферами:

—взаимодействие (отношения);

—переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);

—действия, повышающие самооценку с помощью ощущений
адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое за­нятие и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использо­вать выявленные стимулы для подкрепления желательного пове­дения личности с девиацией. Также клиента побуждают использо­вать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответ­ствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны — это ве­щественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие сти­мулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т.п. Программы жетон­ного подкрепления должны включать в себя четкие правила обме­на, определяющие, какое количество жетонов требуется для полу­чения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко использу­ется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота дурного поведения существен­но уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепле­ния может наблюдаться и уменьшение случаев желательного пове­дения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и са­моподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать лю­дей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение препо­давателей или родителей процедурам подкрепления (для отдель­ных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенче­ским реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конф­ликты, сопротивляться негативному влиянию среды или прини­мать решения. Репетиция поведения — это один из методов про­фессионального консультирования, широко используемый в слу­чаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь фор­му тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания си­туаций.

На первых этапах работы выявляются области, в которых кли­енты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обуче­нию. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предостав­ляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонентов»). Наконец, клиентов побуждают приме­нять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассертивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» [11, с. 269].

На первых порах использования методики тренинг ассертивно­сти был направлен на отстаивание человеком своих прав и инте­ресов. В последнее время его направленность несколько измени­лась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоцио­нально теплого поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает, в себя социально-прием­лемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов пове­дения:

неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;

агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;

ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимо­действующие стороны.

Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях. На первом этапе поведен­ческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается — в общем или в специфическом. На втором этапе формируется мотивация клиентов на сотрудничество. Полезно изу­чить взгляды и убеждения клиентов чтобы опираться на них впоследствии. Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).

На третьем этапе определяют, какой вид альтернативно­го поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться непод­ходящими для конкретного клиента. Важен также правильный вы­бор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертивных задач, сложность которых постепенно повышается.

На четвертом этапе осуществляется репетиция ассертивного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не толь­ко на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

На пятом этапе клиентов побуждают применять приобре­тенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помо­щью домашнего задания соответствующего уровня сложности. В ин­тервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятель­но пытаться применять адаптивные социальные навыки в реаль­ной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность по­ведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиен­ты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.

Тренинг ассертивности можно применять в форме индивиду­альной, групповой работы или в форме самопомощи. Группы мо­гут быть гетерогенными (например, группа из подростков без про­блемного поведения и с делинквентным поведением) или гомо­генными (например, группа наркозависимых подростков). Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность.

В практике поведенческого консультирования наряду с тре­нингом ассертивности используются и другие технологии, по­зволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар лич­ности. Это — тренинги уверенности, коммуникативных навыков, при­нятия решения, резистентности к социальному давлению, разреше­ния конфликтов. При этом используются самые разнообразные при­емы поведенческой психологии, например ролевые игры и игро вые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дис­куссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще использу­ется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаи­модополняющих теорий и методов. Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для под­ростка с зависимым поведением может быть адекватной следую­щая схема психологической помощи: семейное консультирование — семейная системная психотерапия — социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия — индивидуаль­ная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками [5, 21]. Если сотрудничество с се­мьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу — тре-нинговую, психотерапевтическую или реабилитационную. Работа с девиантным поведением — это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включе­ние личности в поддерживающие и конструктивные социальные сис­темы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных от­ношений личности.

Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведе­ние специалиста остается ведущим источником подкрепления по­зитивных изменений в поведении клиента, а личность консуль­танта — основным инструментом его профессиональной деятель­ности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уро­вень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, вни­мание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.

Контрольные вопросы и задания

1.Каковы цели и принципы поведенческой интервенции?

2.Сформулируйте возможности и ограничения, преимущества и недо­статки поведенческого подхода.

3. Перечислите основные методы поведенческой интервенции и обла­сти их оптимального применения.

4.Какие методы можно использовать для стимулирования мотивации личности к сотрудничеству и позитивным изменениям?

5.Какие методики коррекции эмоциональных состояний вам известны?

6.В чем сущность и какова процедура методики систематической де­сенсибилизации?

7.Опишите методики саморегуляции.

8.Самостоятельно выработайте навык саморелаксации (в соответствии с приведенными методиками) и сообщите результаты.

9.Перечислите приемы когнитивного переструктурирования.

10.Каковы методы угашения нежелательного поведения?

11.Опишите методики подкрепления позитивного поведения.

12.Что такое тренинг ассертивности?

13.Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер желательного применения (с учетом нашего личного или профессиональ­ного опыта их использования).

Рекомендуемая литература

1. Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. — М.,
2000.

2. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ,
пособие. — Минск, 1999.

3. Кинг Л/., Коэн У., Цитренбаум Ч, Гипнотерапия вредных привычек. —
М., 1998.

4. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у
подростков: Учеб.-метод, пособие. — М., 1998.

5. Кулаков С.А. На приеме у психолога — подросток: Пособие для практ.
психол. — СПб., 2001.

6. Мак-Вильяме И. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.

7. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. — СПб., 2000.

8. Морли С., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и
тренинга социальных навыков. — СПб., 1996.

9. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 1999.

10.Наркомания: Метод, рекомендации по преодолению наркозависи­
мости / Под ред. А. Н. Гаранского. — СПб., 2000.

11. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.,
2000.

12.Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия куль­
товых травм // Журнал практического психолога. Спец. вып. — М., 2000. —
№ 1-2.

13.Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. —
М., 2000.

14.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних
с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой — М., 1999.

15.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарско-
го. -СПб., 1998.

16.Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. X. Рем-
шмидта. — М., 2000.

17. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

18. Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, кор­
рекция, психопрофилактика. — М., 1998.

19. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод,
пособие. — СПб., 1987.

20. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. — СПб.,
1991.

21. Черников А. Системная семейная терапия. — М., 2001.

22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. —
СПб., 1999.

23.Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. —М., 2001.

 

Заключение

 

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной пробле­мой современного общества. Оно выступает одной из ведущих при­чин обращения населения за психологической помощью.

В настоящем пособии предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии от­клоняющегося поведения личности (другие, не менее интересные, стороны изучаемой реальности остались за рамками настоящего исследования). Специалисту, оказывающему помощь людям с по­веденческими девиациями, важно чувствовать уверенность и ком­петентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функцио­нирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Поведенческая психология — активно развивающаяся отрасль. В срав­нении с другими подходами, поведенческая интервенция, возмож­но, является одним из наиболее адекватных и эффективных спосо­бов воздействия на поведение личности. В то же время в современ­ной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных мето­дов, основанных на различной методологии, для решения конкрет­ных практических задач. В случае поведенческих нарушений доста­точно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, — достижение позитивных личностных изменений.

Решающим фактором, гарантирующим успешность примене­ния любых методов выступает личность самого специалиста, ока­зывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качествах психолога-девиантолога, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важных умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

Мы надеемся, что настоящее пособие поможет успешному фор­мированию профессионально-личностной позиции специалиста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.