Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы коррекции эмоциональных состояний






Другим направлением работы с отклоняющимся поведением является коррекция эмоциональных состояний. Девиантное пове­дение сопровождается широким кругом негативных эмоций, осо­бенно тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основ­ных способа коррекции негативных эмоциональ­ных состояний — уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернатив­ных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверен­ности).

Неадаптивное поведение человека действительно во многом определяется тревогой. Однако следует избегать завышенных оце­нок. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при необходимости принять профессиональное решение просто пото­му, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимым навыкам. Если же в ходе поведенческого анализа у клиента выявляются специфи­ческие тревоги или фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать специальные методики, например систематическую десенсибилизацию.

Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе [11, 15, 19], включает в себя три элемента:

а) обучение глубокой мышечной релаксации;

б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;

в) предложение клиенту, пребывающему в состоянии релакса­ции, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Перед началом работы необходимо кратко разъяснить клиенту суть методики. Иерархия тревог — это своего рода список вызыва­ющих тревогу стимулов (ситуаций). Для каждой ситуации опреде­ляется уровень тревоги. Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов оценивают следующим образом. Принимается, что оцен­ка «О» соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оцен­ка «100» соответствует максимальной выраженности чувства тре­воги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, составляется иерархия стимулов — субъективная шкала тревоги.

Ситуации, вызывающие тревогу, группируются по темам, на­пример публичное выступление, сдача экзаменов, езда в обще­ственном месте, общение с представителями противоположного пола. Стимулам и темам, которые наиболее часто нарушают функ­ционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Ра­бота может быть проделана совместно или самостоятельно (при выполнении домашнего задания).

Далее при проведении десенсибилизации клиентов просят рас­слабиться и как можно реальнее вообразить сцены, связанные с тревожными ситуациями. Например, консультант может сказать: «Теперь представьте, что вы думаете об экзаменах. До экзаменов остается три месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим сто­лом...» Сначала клиентам предлагают представить сцену, вызыва­ющую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответ­ствии с выстроенной иерархией), и просят поднимать указатель­ный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чув­ствуют никакой тревоги, через 5— 10 с консультанты просят клиентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30 — 50с можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени прово­дят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.

В тех случаях когда клиент поднимает указательный палец, что­бы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и за­тем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, можно представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги. По­следовательно предъявляя ситуации, вызывающие относительно сла­бую тревогу, мы достигаем спокойного к ним отношения. Тем са­мым снижается чувствительность и к другим тревожащим ситуа­циям, клиент — десенсибилизируется.

Основную процедуру систематической десенсибилизации мож­но модифицировать. К методу десенсибилизации in vivo, или в ре­альной жизни, обычно прибегают, если у клиентов возникают труд­ности с воображением или, напротив, ситуации уже достаточно проработаны в образном плане. При этом клиентов побуждают проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении. Напри­мер, клиента, который боится выступать публично, можно при­водить в состояние релаксации в начале каждого занятия, пред­лагая ему поговорить с незнакомыми людьми в реальной ситуа­ции. С каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высо­кие требования.

Другим вариантом методики является контактная десенсиби­лизация, применяемая обычно в работе с детьми. В этом случае также составляется список индивидуально непереносимых ситуа­ций, ранжированных по значению. Но ситуации поочередно моде­лируются и решаются другим человеком, не имеющим аналогич­ных проблем. Затем ситуация отрабатывается с тем, кому эта про­блема принадлежит. Методика может использоваться в группе под­ростков (7 — 9 человек), меньшая часть которых имеет проблемы в поведении.

Еще один вариант методики — эмотивное воображение. Здесь используется образ любимого героя ребенка, его кумира или зна­чимого человека. В этом образе ребенок постепенно сталкивается с ситуациями и преодолевает их. Методика включает этапы:

—составление иерархии ситуаций и объектов, вызывающих
тревогу;

выявление любимого героя, с которым бы ребенок себя лег­ко идентифицировал;

—воображение любой жизненной ситуации при закрытых гла­зах вместе с героем;

—решение тревожащей ситуации (из списка) в образе героя.

Как только ребенок демонстрирует спокойно-уверенное пове­дение, переходят к следующей по списку ситуации. Затем ребенка побуждают вести себя уверенно в аналогичных ситуациях в реаль­ной жизни.

Систематическая десенсибилизация может использоваться в работе как с отдельными клиентами, так и с группами. Например, консультант может одновременно работать с несколькими студен­тами, которые боятся экзаменов, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Систематическая десенсибили­зация может использоваться не только в случае фобий или неуве­ренного поведения, но и в отношении других негативных пережи­ваний. Кроме релаксации могут быть использованы другие инги­биторы (несовместимые реакции) тревоги. Это юмор, отношения безопасности и поддержки, переживание успеха.

В целом десенсибилизацию можно представить следующим об­разом. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, антагонистичны­ми страху, например с релаксацией. Первоначально исследуются психологические трудности, на основе чего составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу (от менее к более значимым). За­тем происходит обучение релаксации. На третьем этапе у челове­ка, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, рождающих у него страх. При этом последовательно происходит снижение тревоги. Десенсибилизация в реальной жизни включает только два этапа: составление иерар­хии ситуаций, вызывающих тревогу, и собственно десенсибилиза­ция через тренировку в реальных ситуациях (их многократное по­вторение в жизни при поддержке специалиста). Тренировка в ре­альной жизни может быть также заменена тренировкой в группе.

Метод «наводнения» или имплозивная терапия заключается во внезапном предъявлении клиенту сцен, вызывающих у него чрез­вычайно сильную тревогу. Если десенсибилизация направлена на торможение страха, то методика «наводнения», напротив, основа­на на его максимальном переживании. В данном случае также со­ставляется список пугающих ситуаций. Клиента просят с максималь­ной выразительностью вообразить ситуацию, вызывающую страх, свободно выражая все возникающие чувства. Цель терапевта — под­держание страха на максимально высоком уровне при переходе ко все новым и новым ситуациям из индивидуальной шкалы тревоги.

При этом личность должна встретиться лицом к лицу со своими кошмарами, нередко идущими из детства, и разрушить привычный эмоциональный стереотип. Считается, что переживание очень силь­ного страха в условиях поддержки и безопасности способствует его угашению. Процедура длится до тех пор, пока тревога не иссякнет, на что в большинстве случаев требуется от 10 мин до 1 ч. Иногда клиенты оказываются настолько подавленными, что прерывают за­нятие. Однако применение метода «наводнения» нередко приводит к улучшению состояния при лечении разнообразных фобий. В целом же десенсибилизация признается более эффективной, чем метод «наводнения». Кроме того, десенсибилизация имеет дополнитель­ное преимущество — это менее стрессовый метод.

Рассмотренные методы коррекции эмоциональных состояний могут сочетаться с игровой терапией (у детей), творческим само­выражением (рисование, театрализация), телесной терапией, гештальттехниками, психоаналитической терапией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.