Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суицидальное поведение






Профилактика суицидального поведения может решать различ­ные задачи: контроль и ограничение доступа к различным сред­ствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Психоло­гическая превенция суицида (предотвращение суицидального пове­дения) осуществляется преимущественно в форме обучения рас­познаванию суицидальных проявлений и оказанию своевремен­ной помощи близким людям.

Психологическую помощь человеку с уже сформированным суи­цидальным поведением принято называть кризисной интервенцией. Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консульти­рование, а его целью — удержание человека в живых.

Согласно результатам исследований Всесоюзного научно-мето­дического суицидологического центра [26], покушения на само­убийство совершаются:

здоровыми людьми;

лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами;

страдающими психическими заболеваниями.

Для первых двух групп прежде всего предназначена телефонная служба медико-психологической помощи — Телефон экстренной психологической помощи (Телефон доверия). Кризисное консульти­рование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболевания­ми имеются суицидологические кабинеты при психоневрологи­ческих диспансерах и специализированные отделения психиатри­ческих больниц.

Особенно актуальна психологическая помощь людям с острыми суицидальными реакциями, подавляющее большинство которых яв­ляется практически здоровыми людьми. Суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирова­ния. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной об­ласти возникает неадаптивная концепция ситуации с пессими­стической оценкой настоящего и будущего, с искаженным вос­приятием времени. Нарушения личностной идентификации затраги­вают самооценку, снижают способность принимать решения, на­рушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным. Счита­ется, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца.

Главная цель неотложной помощи — предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство [17, 26]. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обуслов­ливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенден­ций. Мы должны исходить из того, что кризис — следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большин­стве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессио­нальные или социальные ценности обладают большей значимос­тью, чем собственная жизнь. Наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих событиях.

Шаги неотложной помощи — кризисной интер­венции.

Решающее значение имеет первый шаг — беседа (1, 5—2 ч). Первая важная задача — установление контакта и достижение до­верия. Для этого необходимо убеждать клиента в эмоциональном принятии («Что бы я мог сделать для вас?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпа-тии, уменьшать напряжение через «выговаривание».

На данной стадии также необходимо провести оценку обстоя­тельств и степени угрозы суицида.

Угроза суицида «1» — у обратившегося были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит («Я больше так не могу...»; «Лучше бы я умер...»).

Угроза суицида «2» — у обратившегося есть суицидальные мыс­ли и план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно («У меня уже есть таблетки снотворного, и если ниче­го не изменится к лучшему...»).

Угроза суицида «3» — обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него.

В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсроч­ке его выполнения.

В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг— интеллектуальное овладение ситуацией. С помо­щью специальных вопросов и утверждений необходимо преодо­леть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встре­чаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуа­ции в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее вне­запности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумыва­ние, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как по­вторение содержания высказывания, отражение и разделение эмо­ций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источни­ков эмоций («Что именно вас так беспокоит?»).

Третий шаг — заключение контракта — планирование дей­ствий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для пациента. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с кото­рыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения. На этом этапе важно препятствовать уходу пациента от сути кри­зиса и от поиска позитивных альтернатив (прием «фокусирования на ситуации»). Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к пла­нированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования ини­циативы пациента и предоставления необходимого времени для проработки.

Четвертый шаг — активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приемы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное вну­шение, актуализация личностных ресурсов. Назавершающем эта­пе кризисной работы следует также обсудить то, каким образом преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полез­ным для преодоления жизненных, трудностей в будущем.

Таким образом, ведущая задача кризисной интервенции — кор­рекция суицидальных установок человека. Результатом работы долж­ны стать следующие убеждения клиента:

—тяжелое эмоциональное состояние временно и улучшится входе терапии;

—другие люди в аналогичных состояниях чувствовали себя так­ же тяжело, а затем их состояние полностью нормализовалось;

—жизнь обратившегося нужна его родным, близким, друзьям, а его уход из жизни станет для них тяжелой травмой.

В крайнем случае, можно попытаться убедить суицидента в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своей жиз­нью, но решение этого важнейшего вопроса лучше отложить на несколько дней или недель, чтобы спокойно его обдумать. В це­лом эффективность работы с суицидальным поведением зависит от точности выявления суицидального риска и мотивации суици­дальных намерений.

Помимо оказания кризисной помощи, целесообразна дальней­шая работа, ориентированная на более глубокие личностные из­менения — поственция и вторичная интервенция. На данном этапе возможно применение различных методов и методик. Хорошо за­рекомендовали себя позитивная и когнитивная психотерапия, логотерапия, аксиопсихотерапия, терапия творческим самовыраже­нием, духовная психотерапия.

Работая с людьми, имеющими суицидальные проявления, осо­бенно важно проявлять деликатность и уважать право личности на собственный выбор. Парадоксальность ситуации превенции (пред­отвращения) суицида заключается в том, что в свете современных гуманистических взглядов любой взрослый человек действительно имеет право распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению, но другие люди при этом имеют право помочь ему пересмотреть свое решение.

Помощь в случаях суицидального поведения на фоне психи­ческих расстройств (психические заболевания, алкоголизм, нар­комания) осуществляется в соответствии с Законом «О психиат­рической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1993).

В заключение следует добавить, что рассмотренные стратегии интервенции основных форм отклоняющегося поведения носят обобщенный характер и требуют адаптации к конкретной ситуа­ции и личности.

Контрольные вопросы задания

1.Раскроите принцип комплексности в оказании социально-психоло­гического воздействия на отклоняющееся поведение личности.

2.Каковы цели, принципы и формы психопрофилактики отклоняю­щегося поведения?

3. Перечислите основные концептуальные модели психопрофилак­
тики.

4.Что такое психологическая интервенция отклоняющегося поведения
личности? Каковы ее задачи, формы и методы?

5.Сформулируйте примерные программы оказания социально-психо­
логической помощи в отношении отдельных видов отклоняющегося по­
ведения.

Рекомендуемая литература

1. Александровский ЮЛ. Состояния психической дезадаптации и их ком­
пенсация. — М., 1976.

2.Амбрумова А.Г., Бородин С.В., МихЛчн Л.С. Предупреждение само­
убийств. — М., 1980.

3. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по про­
филактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. —
М., 1978.

ь 4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведе- 1 ния.-М., 1980.

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

6. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков//
Вестник психосоциальной работы. — 1994. — № 1. — С. 44—52,

7. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Посо­
бие-практикум. — СПб., 1999.

 

8.Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. —
; М., 1993.

9. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману.- — СПб., 1997.

 

10. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ,
пособие. — Минск, 1999.

11. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988.

12. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе:
Учеб.-метод, пособие. — СПб., 1996.

13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения
у подростков: Учеб.-метод. пособие. — М.,. 1998.

14. Кулаков С.А. На приеме у психолог* —' подросток. — СПб., 2001.

15. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. — М., 1981.

'^ 16. Морли С., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. — СПб., 1$96.

17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 1999.

18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.,
2000.

19.Предупреждение подростковой и коношеской наркомании / Под
ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. — М., 2000.

• 20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. — М., 2000.

21.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних
с девиантным поведением / Под ред. С.А.]Беличевой. — М., 1999.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. —
СПб., 1998.

23.Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Рем-
шмидта. — М., 2000.

24.Современные формы и методы организации психогигиенической и
психопрофилактической работы: Сб. статей. — М., 1989.

25.Суицид: Хрестоматия по суицидологии / Сост. А. Н. Моховиков. —
Киев, 1996.

и, - 26. Телефон доверия в системе социально-психологической службы. — ' М., 1988.

27. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод, пособие. - СПб., 1987.

(I 28. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. — СПб.,

1991.

29. Эйдемилпер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.