Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика отклоняющегося поведения






Раздел IV

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Глава 1

ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся по­ведение личности «Профилактика отклоняющегося поведения • Психологическая интервенция отклоняющегося поведения лич­ности «Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения

Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может но­сить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологиче­ской помощи. В силу сложного характера поведенческих наруше­ний их предупреждение и преодоление требует хорошо организо­ванной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как кон­фиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное до­верие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реаби­литация). Психодиагностика, как правило, не является самостоя­тельным направлением работы и не должна быть целью психоло­гической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важ­ный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточ­ные практические задачи.

Рассмотрим подробнее два основных вида психологической по­мощи.

Профилактика отклоняющегося поведения

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает сис­тему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, обще­ственном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактиче­ской работы считают ее комплексность, последовательность, диф-ференцированность, своевременность. Последнее условие особен­но важно в работе с активно формирующейся личностью, напри­мер с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на при­мерах именно подросткового возраста.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выде­лять первичную, вторичную и третичную профилактику [11, с. 160]. Первичная профилактика направлена на устранение неблаго­приятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди под­ростков. Задача вторичной профилактики — раннее выявление'и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «груп­пой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без прояв­ления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических рас­стройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс ме­роприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффек­тивна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

Существуют различные формы психопрофилактиче­ской работы [5, 12, 19, 24].

Первая форма — организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные фак­торы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, на­пример через создание негативного общественного мнения по от­ношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также мо­жет быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкрет­ная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по форми­рованию установок на здоровий обгзаз^изни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специ­альные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы — все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноимен­ной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и обща­ется. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.

Работа с подростками может быть организована также на ули­це, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лиде­ров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки со­здания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с неже­лательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит до­статочно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы — инфор­мирование. Это наиболее привычное для нас направление психо­профилактической работы в форме лекций, бесед, распростране­ния специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть под­хода заключается в попытке воздействия на когнитивные процес­сы личности с целью повышения ее способности к принятию кон­структивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтверж­денная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные по­следствия употребления наркотиков или описываются драмати­ческие судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее зна­комство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. За­пугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный дис­сонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими про­изводимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсужде ние последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

Перспективному развитию данного подхода может способство­вать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-эко­номическим характеристикам.

Третья форма психопрофилактической работы — актив­ное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная мо­дель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному соци­альному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давле­ния сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

1. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосред­ственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предуп­реждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмо­ции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справлять­ся со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооцен­ка, стимулируются процессы самоопределения и развития пози­тивных ценностей.

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения лично­сти. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответствен­ность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Нако­нец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверен­ного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Четвертая форма — организация деятельности, альтер­нативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с пред­ставлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. На­пример, аддикция может играть важную роль в личностной дина­мике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные ве­щества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности при­знаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказа­ния помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося по­ведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, раз­витие способности любить и быть любимым, формирование уме­ния себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в раз­личные виды активностиспорт, искусство, познание. Если к под­ростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потреб­ностей и занятий.

 

Перспективному развитию данного подхода может способство­вать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-эко­номическим характеристикам.

 

Пятая форма -- организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение че­ловека достигать оптимального состояния и успешно противосто­ять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регуляр­ные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль осно­ван на экологическом мышлении и существенно зависит от уров­ня развития общества.

Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Ак­тивные занятия подростков спортом, их творческое самовыраже­ние, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспе­чивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к не­гативному внешнему воздействию.

Седьмая форма — минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в слу­чаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она на­правлена на профилактику рецидивов или их негативных послед­ствий. Например, наркозависимые подростки могут получать свое­временную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В различных видах психопрофилактической работы могут ис­пользоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилакти­ки: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предуп­реждения отклоняющегося поведения используются различные со­циально-психологические методы. Среди ведущих методов пси­хопрофилактической работы: информирование, группо­вые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, модели­рование эффективного социального поведения, психотерапевти­ческие методики.

В зависимости от используемых методов психопрофипактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образова­тельных программ (например, школьного спецкурса), педологи­ческого консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психи-ческих расстройств.

В соответствии со спецификой девиантного поведений можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:

—комплексность (организация воздействия на различных уров­нях социального пространства, семьи и личности);

—адресность (учет возрастных, половых и социальных, характеристик);

—массовость (приоритет групповых форм работы);

—позитивность информации;

—минимизация негативных последствий;

—личная заинтересованность и ответственность участников;

—максимальная активность личности;

—устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирования буду­щего без девиантного поведения).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.