Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственных служащих___






Возраст, лет Профессионализм Креативность СПД СР Профессионализм коллег Креативность коллег
< 25 4, 6 5, 8 4, 0 3, 5 4, 6 5, 4
  5, 6 6, 2 5, 1 4, 8 5, 8 6, 0
  6, 0 6, 4 6, 2 5, 8 6, 5 6, 5
  6, 7 6, 5 6, 8 6, 6 6, 7 6, 4
  6, 8 6, 4 7, 1 7, 0 6, 7 5, 9
  6, 5 6, 0 6, 8 7, 1 6, 5 5, 6
  6, 0 5, 4 6, 4 6, 6 5, 8 4, 9
  5, 6 4, 7 6, 0 6, 2 5, 6 4, 3
> 65 4, 7 3, 9 5, 1 4, 9 4, 6 3, 4

Примечание. СПД — стили профессиональной деятельности субъекта; СР — стиль руководства.

Таблица 7 1.4

Оиенки экспертов составляющих профессионализма государственных служащих («дельта генезиса» — относительная динамика величин)

Возраст, лет Профессионализм Креативность СПД СР Профессионализм коллег Креативность коллег
< 25 - - - - - -
  1, 0 0, 4 1, 1 1, 3 1, 2 1, 4
  0, 4 0, 2 1, 1   0, 7 0, 5
  0, 7 ОД 0, 7 1, 2 0, 2 -0, 1
  0, 1 -0, 1 0, 3 0, 4 0, 0 -0, 5
  -0, 3 -0, 4 -0, 3 0, 1 -0, 2 -0, 3
  -0, 5 -0, 4 -0, 4 -0, 5 -0, 7 -0, 7
  -0, 4 -0, 7 -0, 4 -0, 4 -0, 2 -0, 6
> 65 -0, 9 -0, 8 -0, 9 -1, 3 -1 -0, 9

Примечание. СПД — стили профессиональной деятельности субъекта; СР - стиль ру ководства.

328 Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала

Таблица 7 1.5

Соотношение моментов развития в различные периоды зрелости*

Микропериоды, возраст Повышение функционального уровня, % Стабилизация, % Понижение функционального уровня, %
18-22 46, 8 20, 6 32, 6
23-27 44, 0 19, 8 36, 2
29-32 46.2 15, 8 38, 8
33-35 11, 2 33, 3 55, 5

* Ананьев Б. Г. Структура развития психофизиологических функции взрослого человека // Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. С. 200-206.

Представляя результаты данного исследования в методическом аспекте, обратим внимание на возможности их интерпретации. Если оценки экспертов (табл. 11.3) рассматривать как основу анализа, можно выделить достаточно логичную и «оптимистичную» динамику становления, развития и угасания ПВК субъектов (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Оптимистичная динамика компонентов профессионализма

субъектов труда

Если же ставить вопрос более серьезно — об относительности изменений, о сенситивности как восприимчивости человека к обучению и его способности «впитывать» достижения культуры (Б. Г. Ананьев, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес и др.), о возможностях развития и механизмах компенсации ПВК, о системе психологических механизмов адаптации человека к социуму, — мы имеем достаточно оснований говорить об «пессимистичной» динамике (табл. 11.4, см. также

11.3. Обучение и переподготовка персонала организации 329

рис. 11.3). Уже после 35-45 лет способности человека к обучению, к прогрессивному развитию ПВК резко снижаются — «дельта генезиса» становится отрицательной. Примечательно, что резкое снижение обучаемости люде]" ] приходится на период их активного карьерного продвижения. Следовательно, особую остроту приобретает вопрос компенсации ПВК (обучение, тренировка, формирование стиля, перераспределение трудовых функций, использование потенциала других людей и пр.).

Рис. 11.3. Пессимистичный график динамики развития компонентов профессионализма субъектов в государственной службе (п = 103 чел.)

Разумеется, это только один из частных аспектов хронологии развития человека, он также располагает и потенциалом, и накопленным профессиональным и жизненным опытом. Но они должны рассматриваться во взаимосвязи с направленным формированием карьеры — начиная с середины профессионального пути человек нечто утрачивает как субъект труда в узком смысле, и в каких-то важных аспектах более опытный работник может уступать более молодым и менее опытным [125].

Согласимся, что это комплексная проблема, успешное решение которой возможно лишь в масштабе государства, частью — в масштабе организации. Очевидно, что это также проблема смысла жизни и профессиональной карьеры каждой зрелой личности, социальной и жизненной позиции личности.

Другой важный аспект проблемы обучения — содержание, интенсивность и характер реальных изменений в процессе направленного

330 Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала

психолото-иедагогпческого воздействия (тренинга). В исследованиях, выполненных под нашим руководством (Онищенко О. В., 2003; Талан М. В., 2003), показано следующее.

1. Все изменения в деятельности субъектов, представителей социо-номическпх профессий, характеризуются поуровневыми механизмами: изменения в одной подсистеме могут практически не затрагивать другие. Например, при формировании стиля делового общения изменение образа «Я» субъекта слабо связано с соответствующей динамикой образа его партнера. Для коррекции второго полюса системы «субъект-субъект» требуется совершенно иная организация тренинга.

2. Изменения когнитивной сферы (когнитивной карты) нетождественны изменениям реального поведения людей. В результате тренинга оптимизация и совершенствование стиля на уровне рефлексии парадоксально связаны с сужением диапазона реального поведения человека.

3. Тренинг чаще имеет широкую иррадиацию: например, обучение стратегии и тактике делового взаимодействия может приводить к оптимизации стиля жизни в целом — оптимизации проявлений человека в разных сферах, семейной в том числе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.