Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть общая 2 страница






ЧАСТЬ ОБЩАЯ

Раздел 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

В результате изучения раздела 1 студент должен

знать сущность и значение государственного управления как вида государственной деятельности и сферы действия норм административного права; сущность и знать особенного методов управленческой деятельности, а также формы в которых эти методы реализуются; сущность и отличие предмета административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) от других отраслей права; место и роль административного права в системе других отраслей права; основы разграничения административного права с другими отраслями права; механизм административно-правового регулирования общественных отношений и его элементы во всех четырех областях, составляющих предмет административного права;

уметь отграничивать государственное управление от других видов управления; выделять признаки сущностной характеристики государственной исполнительной власти; раскрывать взаимосвязь и соотношение государственной исполнительной власти и государственного управления; грамотно ориентироваться в базовых нормативных правовых актах, содержащих нормы административного права, разграничивать формы правовых актов; юридически правильно классифицировать правовые акты управления; определять предмет административного права (административно-правового регулирования - организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления); внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности; общегосударственные контрольно-организационные отношения; административно-юстиционные организационно-охранительные отношения); сформулировать понятие и знать основные особенности административно правовых норм; определить структуру, особенности и виды административно-правовых отношений; отличить материальные и корреспондирующие им процессуальные административно-правовые нормы;

владеть навыкамиопределенияхарактерных особенностей и структуры государственного управ­ления как вида государственной деятельности (исполнительной власти), а также его основных признаков; проведения экспертизы на соответствие правовых актов, установленным правилам; применения методов принуждения и убеждения; проведения юридической консультации граждан по вопросам деятельности органов государственной исполнительной власти и обоснованности применения последними тех или иных методов; проведения юридической экспертизы нормативно-правовых актов на предмет отнесения их к действию норм административного права; систематизации норм административного права; отнесения нормативно-правовых актов к административно-правовым институтам; различия и взаимосвязи форм и видов источников административного права.

 

Тема 1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действий норм административного права.

§1.1. 1.Понятие управления как сферы применения норм администра­тивного права. Виды управления.

Административное право как одна из важнейших базовых отрас­лей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т. е. осуществляемого от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному[1], вошедшему в энциклопеди­ческие словари определению, является: функцией сложных органи­зованных систем любой природы (технических, биологических, эко­логических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему со­держанию - это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления. Поэтому большинство современных учебников системное изложение учебной дисциплин начинают с освещения понятий и сущности социального управления.[2]

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (опера­тор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образова­ние - администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.).

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в челове­ческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как са­мой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса соци­ального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновид­ности социального управления: общественное, муниципальное и го­сударственное.

Государственное управлениекак форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в обшей систе­ме социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной вла­сти, поскольку обшей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-ли­бо организация, определенное упорядочение общественных отно­шений. В узком, организационно-правовом смысле под государ­ственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполни­тельной государственной власти как одной из ветвей государствен­ной власти, осуществляемой системой специальных государствен­ных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административ­ного права.

 

§1.1. Государственная исполнительная власть и государственное уп­равление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)

Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (далее – Конституция РФ) осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законода­тельной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В сущностной характеристике исполнительной власти всегда вы­делялись прежде всего два ключевых момента: власть и исполнение. При этом исполнительная власть трактовалась в качестве такого проявления государственной власти, с каким связывают, во-первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата - ор­ганов государственного управления и, во-вторых, прямую направ­ленность деятельности этих субъектов на обеспечение практической реализации (исполнения) общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в це­лях урегулирования различных сторон общественной жизни. Разли­чие между устанавливающей общие нормы властью и исполнитель­ной властью пролегает в области соотношения решения и исполнения.

Копределяющим элементам сущностной характеристики госу­дарственной исполнительной власти можно отнести следующие: со­циальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общих предписаний, т. е. решений предста­вительной, президентской и правительственной власти; 2) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов власти, ранее повсеместно именовавшихся органами госу­дарственного управления и сейчас остающимися таковыми по сути, иногда и с сохранением прежнего наименования; 3) волевые импульсы исполнительной власти проявляются в принятии управленчес­ких решений и организации их исполнения в процессе и в результате осуществления управленческой деятельности как особого и специфи­ческого вида государственной деятельности и основной формы реализа­ции исполнительной власти.

Таким образом, управление представляет собой деятельность исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных иразнообразных управленческих действий и процедур. Управле­ние - это исполнительная власть в действии.

 

§1.2. Характерные особенности и структура государственного управ­ления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выраже­ния можно разделить на три группы.

Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осу­ществляемые государственными органами законодательной, исполни­тельной и судебной власти, принято именовать ветвями государствен­ной власти.

По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодатель­ных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, например, импичмент, объявле­ние амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должнос­тных лиц государства и т. д. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности - управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.

Видовые специализированные формы государственной деятельно­стиявляются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской вла­сти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам че­ловека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

Функциональные формы государственной деятельности, содержа­нием которых являются специфические функции различных право­охранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.

Государственное управление как основная определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятель­ности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и со­циальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характереэтого вида государственной деятельности. Сущностное предназначение государственного управ­ления - в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации до требуемого кон­кретного результата.

Второй признак государственного управления - его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывно­стью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова.

Все другие виды государственной деятельности, связанные с реали­зацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидно­стей государственной власти, носят прерывистый (дискретный) харак­тер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начи­нается, продолжается и завершается другой, и так далее.

Третьим признаком государственного управления является ис­полнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должност­ных лиц по практической реализации общих требований и предписа­ний законов и актов президентской власти.

Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правитель­ственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, выражаемых в принимаемых ими админи­стративно-правовых актах и организационно-исполнительских дей­ствиях. Они исполняют законы распоряжаясь.

Субъектамигосударственного управления являются физиче­ские и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих от­ношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданст­ва-апатриды) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих административно-правовых отношений с государственными орга­нами исполнительной власти, а государственные органы, их струк­турные подразделения и служащие, как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых со­отношениях, а также в отношениях с общественными объединения­ми и гражданами.

Объектами государственного управленияи административно-пра­вового регулирования могут выступать различные стороны админи­стративно-правового статуса граждан и их общественных объедине­ний (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), атакже различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные об­щества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориаль­ные образования и др.).

Едиными очень крупными объектами государственного управле­ния нередко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; отрасли и сфе­ры государственного управления; комплексы взаимосвязанных от­раслей и целые их области (например, область экономики включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплек­сы и комплекс обслуживающих отраслей). Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, органи­заций, учреждений однородного социально-экономического или со­циально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального или субъекта Федерации органа исполнительной вла­сти. Сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование (государственная статистика, стандартизация и т. д.) в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.

Процесс государственного управлениякак важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя следующие эле­менты: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.

Функции государственного управления— специализированные по своей объектной направленности части единого управленческого процесса как деятельности, обеспечивающей решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.

Формы государственного управления представляют собой опреде­ленным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.

Методы государственного управленияхарактеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, при­нуждения, стимулирования и т. д.).

Стиль государственного управлениякак составная часть содер­жательной характеристики управленческого процесса выражает его личностные моменты, отражая социально-культурные, интеллектуально-профессиональные, характерологические и иные черты и осо­бенности личности управляющего субъекта.[3]

Тема 2.Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)

§2.1. Предмет, область, сфера административно-правового регулиро­вания (взаимосвязь и соотношение)

Предмет административного права, как и любой другой отрас­ли, - это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Он относится к одному из двух основных критериев, который позволяет выделить административное право в качестве отрасли права, а вторым критерием, как известно, является метод административно-правового регулирования, вопросы, связанные с которым будут рассмотрены в следующем разделе.

Поскольку круг этот весьма широк, трудно­обозрим и чрезвычайно подвижен, возникают большие сложности в определении и описании предмета административного права, тем более что легального определения предмета административно-пра­вового регулирования (как, скажем, гражданско-правового регулиро­вания - ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ. Часть 1 (далее - ГК РФ) - нет и, видимо, не может быть в принципе. Основными общественными отношениями, которые составляют предмет административного права, являются организационные отношения, возникающие в сфере[4] государственного управления.

Административно-правовые отношения как очень большая часть (сегмент) общего правового поля являются объектом и весьма объем­ной, сложной и неоднородной областью административно-правового регулирования общественных отношений, которые делятся на спе­циализированные группы - административно-правовые институты.

Предметно-родовой характеристикой административно-правово­го регулирования (предметно-родовой подход к определению пред­мета административного права) является то обстоятельство, что оно имеет своим предметом вполне определенный род общественных отношений — организационные отношения, которые, однако, имеют несколько предметных разновидностей как в сфере собственно го­сударственного управления — исполнительно-распорядительной де­ятельности, так иза его пределами, в других видах государственной деятельности.

Существуют четыре области общественных отношений, где дей­ствуют единые по своей предметно-родовой сущности, но различные по своей видовой характеристике разновидности организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования: 1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управ­ления); 2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях систе­мы публичного управления и сферах государственной деятельности; 3)общегосударственные контрольно-организационные отношения; 4) административно-юстиционные, организационно-охранительные, отношения.

 

§2.2. Разновидности организационных отношений в сферах государственного управления (краткая характеристика видов)

Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управлениясоставляют основной массив регулируемых нормами административного права и являющихся его предметом общественных организационных отноше­ний. Они возникают в процессе и в результате реализации субъектом исполнительной власти и осуществления им в пределах предостав­ленных полномочий, регулирующих управленческих функций в от­ношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Служебное предназначение и последствия этих отношений направлены за пределы аппарата органа исполнительной вла­сти, к объектам управления и административно-правового регулирования, поэтому их иногда называют внешнеуправленческими (в отличие от внутриаппаратных) организационными отношениями.

Внешнеуправленческие организационные административно-пра­вовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализа­ции многочисленных и разнообразных функций управления органа­ми исполнительной власти и их должностными лицами, а также меж­ду ними и физическими и юридическими лицами.

Внутриорганизационные отношения во всех сферах государствен­ной деятельности опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной дея­тельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратнымиадми­нистративно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправ­ленческих отношений. Внутриаппаратная внутриорганизационная деятельность является обязательным атрибутом осуществления лю­бого вида государственной деятельности, будь то собственно управ­ленческая исполнительно-распорядительная деятельность, или зако­нодательная, судебная, прокурорская, или другого вида.

Содержание внутриорганизационной деятельности в аппара­те того или иного органа всех ветвей власти и видов государствен­ной деятельности включает в себя следующие элементы: внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместителями, помощниками, а также различными структурными подразделениями аппарата органа; внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изменение штатных расписаний; установление внутреннего трудового распоряд­ка и поддержание необходимого уровня организованности и дисциплины; применение мер поощрения и ответственности к служащим; установление и изменение порядка и правил внутреннего документо­оборота и режима работы со служебными документами; информаци­онное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспе­чение и обслуживание служебной деятельности работников данного органа и т. д.

Общегосударственные контрольно-организационные отношениявозникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т. е. общегосударственного кон­троля, который в отличие от обычного функционального контроля, являющегося всеобщей управленческой функцией, отличается рядом особенностей: он осуществляется в масштабах всего государства, отимени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определен­ным вопросам. Общегосударственная контрольная деятельность по определенным вопросам в настоящее время осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 08 июня 2004г. №729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента РФ» Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, с Федеральным законом от 11 января 1995г. №4-ФЗ «О Счетной палате РФ» Счетной палатой Российской Федерации, с Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. N 1-ФКЗ " Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченным по правам человека в Россий­ской Федерации, и некоторыми другими органами.

Административно-юстиционные организационно охранительные отношения образуются в процессе и в результате осуществления су­дебного контроля за законностью решений и действий государствен­ной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также приме­нением последними различного рода административно-принудитель­ных мер к физическим и юридическим лицам в целях зашиты и вос­становления правопорядка в сфере управления.

Административно-юстиционная деятельность государства, осуще­ствляемая посредством применения судами и судьями различных мер административно-принудительного характера, обеспечивает охрану, восстановление и защиту правопорядка во всех трех рассмотренных в предыдущих параграфах организационных областях, являющихся предметом административно-правового регулирования.

Контроль, проверка законности решений и действий (бездействия) администрации - это прерогатива судебного контроля как особой специфической части административно-юстиционной деятельности государства в области общественных отношений, являющихся пред­метом административно-правового регулирования. Там же, где имеет место спор о праве (имущественном, личном неимущественном, трудовом и др.), хотя бы и вытекающем из административно-правовых отношений, суд рассматривает заявление - жалобу субъекта по пра­вилам искового гражданского судопроизводства, руководствуясь нор­мами Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации от 14 ноября 2002г. №138-ФЗ (далее - ГПК РФ).

 

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования.

§3.1.Понятие, особенности и виды административно-правовых норм

Механизм административно-правового регулирования общест­венных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация исполнительной власти - го­сударственное управление, внутриорганизационная деятельность, общегосударственная контрольная деятельность и административ­но-юстиционная деятельность государства), включает в себя сле­дующие элементы; административно-правовые нормы; админист­ративно-правовые отношения и защиту административно-правовых отношений в случаях отклоняющегося поведения субъектов админи­стративно-правовых отношений, правовое сознание которых в силу различных причин и обстоятельств деформировано, извращено или вовсе отсутствует.

Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государст­вом правило поведения, распространяющееся на неопределенно широ­кий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Общ­ность административно-правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право — одна из фун­даментальных базовых отраслей российского права, а составляющие его нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характе­ристикам и критериям с точки зрения их социально-политической сущности, роли и общественного предназначения. Но наряду с общ­ностью, имеются и определенные особенности административно-правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права.

Главная их особенность заключается в их собственном предмете регулирования, втех общественных отношениях, которые регулиру­ются нормами административного права, о чем говорилось выше.

Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие, скажем, отгражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений. Импера­тивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъек­том исполнительной власти. Императивный (повелительный) харак­тер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного в интересах данного гражданина образа действия и поведения.

Имеются особенности и в структуре административно-правовых норм. Они, как и все другие правовые нормы, всегда имеют гипотезу идиспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т. д.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочиваю­щими и поощрительными. Большинство административно-правовых норм являются, прямо предписывающими обязанным субъектам пос­тоянно и регулярно совершать определенные позитивные организа­ционные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешитель­ной системы ит. д.).

К уполномочивающимадминистративно-правовым нормам отно­сятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут ис­пользовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осу­ществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.). Особой разновидностью упол­номочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, упол­номочивающие соответствующих субъектов на применение различ­ных мер поощрения.

Общими для всей совокупности административно-правовых норм особенностями являются их огромное по сравнению с нормами дру­гих отраслей права количество, а также многочисленность и разнооб­разие форм их группировки, систематизации и кодификации.

 

§3.2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения - это общественные отноше­ния, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм. Норма административного права - это предпосылка и необ­ходимое условие возникновения административно-правового отно­шения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но, с другой стороны, адми­нистративно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-пра­вового отношения. Существуют, например, административно-право­вые нормы о чрезвычайном положении, о реквизиции, но до наступ­ления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых отношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.