Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика учебной дисциплины






Криминология - многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, Президента страны, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.

Курс криминологии позволяет выработать умения анализировать правовой материал, разбираться в причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, определять роль личности потерпевшего и взаимоотношения потерпевшего с виновным в механизме преступного поведения. Уделяется внимание умению осуществлять прогноз преступности, определять состояние преступности в целом, проводить криминологическую характеристику отдельным видам преступности.

Криминология - учение о преступности, о ее причинах, о борьбе с ней и защите от нее. Изучение данной учебной дисциплины - важный элемент профессиональной подготовки юриста, педагога, психолога, предпринимателя, экономиста, эколога, медика и даже архитектора (клиническая и архитектурная отрасли криминологии весьма развиты за рубежом, постепенно они получают развитие и в нашей стране).

 

Цель и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины «Криминология» является подготовка высококвалифицированных специалистов через формирование представлений об основных понятиях, институтах криминологии, выработки умения ориентироваться в современном законодательстве, анализировать правовой материал на предмет соответствия задачам охраны интересов граждан, общества, государства, умение осуществлять прогноз преступности и определять состояние преступности в целом.

Задачами изучения данного курса являются: ознакомление с необходимыми источниками права, усвоение нормативно-правовых актов, умение работать с ними, знание принципов права и умение использовать их содержание при решении конкретных вопросов, применять теоретические положения на практике; формирование у студентов умения выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, формирование умений и навыки разработки профилактических мер преступности.

Изучение криминологии направлено на формирование компетенций:

Знания:

- з нает закономерности и методики проведения криминологической характеристики преступности, изучения личности преступника

имеет представление о принципах проведения и правилах функционирования субъектов предупреждения преступности, их значение для обеспечения борьбы с преступностью

Умения:

- владеет навыками выявления детерминант преступности, умеет давать правовую оценку коррупционному поведению

способен выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления и разрабатывать мероприятия, направленные на предупреждение преступности


Навыки (компетенции):

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания (о новых формах и методах предупреждения преступности)

думает критически, объективно оценивает механизм преступного поведения, причины, способствующие совершению уголовных правонарушений

План изучения учебной дисциплины

 

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Вопросы занятия Контрольные мероприятия СРС (сроки сдачи, задание)
  Понятие, предмет, система и задачи криминологии.   Неделя 1 1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут; Дискуссия – 35 минут 1.Криминология как наука (понятие, социальная и правовая характеристики криминологической науки). 2. Предмет и система криминологии (элементы предмета криминологии. 3.Связь криминологии с другими науками). 4. Задачи и функции криминологии, значение криминологии как теоретико-прикладной науки. Не предусмотрены Решение кейса №1 / проверка письменного задания №1
  Методы криминологических исследований   Неделя 1   1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут; Практическое задание – 35 минут 1.Понятие методологии. 2.Классификация методов криминологии по уровням. 3.Характеристика методов криминологии Не предусмотрены
  Становление и развитие криминологии. Направления развития криминологии   Неделя 2   1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут; Дискуссия – 35 минут 1.Зарождение криминологической мысли. Становление криминологии как науки. Биологические и социологические теории в криминологии. 2.Общая характеристика, основные направления и современное состояние криминологической науки (позитивизм, теория социальной дезорганизации, психологические подходы, теория опасного состояния). 3.Криминология в царской России. Советская криминология (1917-1930 гг.). Советский период. Криминологические учреждения. 4.Современные криминологические теории и проблемы, состояние криминологических исследований в Казахстане. Не предусмотрены  
  Преступность и ее изучение. Показатели преступности   Неделя 2 Неделя 3     Презентация преподавателя – 1, 5 минут; Практическая работа -1, 5 часа (расчеты, работа со статданными) 1.Понятие преступности как социального явления. Общая характеристика преступности (взаимосвязь преступности и преступления, признаки преступности). 2. Количественные и качественные характеристики преступности (состояние преступности в узком и широком смысле. Динамика преступности, динамические ряды. Структура преступности, показатели структуры, социальные и правовые факторы, влияющие на преступность). 3. Латентная преступность. Последствия преступности. Расчетная работа (3 неделя) Решение кейса №2 / проверка письменного задания №2
  Личность преступника   Неделя 3 Неделя 4   Презентация преподавателя – 1, 5 часа; Составление схем, определение типа преступников (работа с материалами уголовных дел) – 1, 5 часа 1.Понятие личности преступника (криминологическое значение изучения личности преступника. Понятие и уровни личности преступности, характеристика личности преступника. Соотношение биологического и социального в личности преступника. Личность преступника и социальная среда). 2. Классификация (типология) преступников (типология личности по направленности преступного поведения, по степени антиобщественной направленности, специфика преступного поведения, профессиональные типы преступника). Практическая работа по теме «Личность преступника» (неделя 4) Решение кейса №3 / проверка письменного задания № 3
  Механизм преступного поведения. Условия конкретного преступления   Неделя 4 Неделя 5     Презентация преподавателя – 1, 5 часа; Практическая работа (работа с материалами уголовных дел, статданными) -1, 5 часа 1.Механизм преступного поведения: этапы. Механизм совершения конкретного преступления, элементы механизма, функции и составляющие криминальной мотивации 2.Характеристика этапов механизма преступного поведения. 3.Роль личности в детерминации преступного поведения Не предусмотрены проверка письменного задания №4
  Причины и условия преступности   Неделя 5   1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут; Дискуссия – 35 минут 1. Понятие причин преступности. 2. Некоторые концепции причин преступности. Теория причин преступности. Классификация причин преступности (виды криминальных ситуаций, объективное содержание и субъективное восприятие ситуации личностью, нейтрализация и устранение криминальной ситуации). Причины преступности в современный период 3. Роль личности в причинном комплексе преступности. Не предусмотрены Проектная работа №5 /проверка задания
  Виктимологические аспекты преступности. Исследование зарубежного опыта профилактики виктимности Неделя 6   Исследовательская работа – 1, 5 часа Анализ, презентации студентов -1, 5 часа 1.Понятие жертвы преступления 2.Виктимность и виктимизация 3.Роль жертвы в совершении преступления. 4.Виктимологическая типология 5.Виктимологическая профилактика преступности. Зарубежный опыт исследования профилактики виктимности Составление виктимологического портрета Решение кейса №4
  Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью   Неделя 7     Презентация преподавателя – 1, 5 часа (с дискуссией со студентами) Практическая работа (работа со статданными, выполнение расчетов) -1, 5 часа 1. Прогнозирование как одна из функций криминологии. Понятие криминологического прогноза и криминологического прогнозирования 2.Прогнозирование индивидуального преступного поведения, его теоретические предшественники и значение для криминологической профилактики 3.Соотношение прогнозирования и планирования борьбы с преступностью Не предусмотрены Выполнение заданий №6, 7 / проверка письменных заданий
  Общая характеристика криминологической теории предупреждения преступности в мире   Неделя 8     Презентация преподавателя – 1, 5 часа (с дискуссией со студентами) Практическая работа (разработка программы предупреждения преступности) -1, 5 часа 1.Понятие предупреждения преступности (понятие, цели, задачи, функции предупреждения, уровни предупреждения преступности, особенности предупредительной деятельности на разных стадиях антиобщественного поведения). 2.Структура предупреждения преступности. 3. Виды предупреждения преступности 4.Роль органов прокуратуры в предупреждении преступности (субъекты предупредительной деятельности, их разновидности, нормативно-правовые основы их предупредительной деятельности). 5.Деятельность судов по предупреждению преступности. 6.Кооординация деятельности государственных органов по предупреждению преступности. Вопросы предупреждения преступности в зарубежных странах Практическая работа (неделя 8) Решение кейсов №5, 6
  Криминологическая характеристика преступлений против личности и насильственные преступления, вопросы предупреждения   Неделя 9     Презентация преподавателя – 1 час Практическая работа (анализ материалов практики, работа со статданными) - 2 часа 1.Социально-правовая оценка насильственных преступлений. 2.Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления и хулиганство, их социально-демографические признаки и нравственно-психологические особенности. 3.Причины и условия совершения насильственных преступлений. 4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений. Не предусмотрены Выполнение задания №8
  Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи     Неделя 10   1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут Дискуссия – 35 минут 1.Понятие преступности несовершеннолетних и молодежи, ее социально-правовая оценка и основания выделения из общей преступности. 2.Состояние, уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних. 3.Причины и условия преступности несовершеннолетних и основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи 4.Характеристика личности несовершеннолетнего преступника: половозрастная, морально-нравственная, социально-психологическая, медицинская, мотивационная. 4.Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи (направления предупреждения, субъекты предупреждения). Криминологический портрет несовершеннолетнего преступника Выполнение задания №9
  Криминологическая характеристика рецидивной преступности и ее предупреждение   Неделя 10 1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут Дискуссия – 35 минут 1.Криминологическое понятие рецидива преступлений и рецидивной преступности. 2.Основные показатели рецидивной преступности: состояние, уровень, структура, динамика. 3.Криминологическая характеристика личности лиц, совершивших рецидив преступлений. 4.Причины и условия рецидивной преступности. 5.Основные направления предупреждения рецидивной преступности на международном уровне. Не предусмотрены Решение кейса №7
  Криминологическая характеристика организованной преступности   Неделя 11 1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут Дискуссия – 35 минут 1.Понятие и общая характеристика организованной преступности 2.Обстоятельства, сопутствующие организованной преступности (причины, условия, факторы организованной преступности, исторические этапы формирования и детерминации современной организованной преступности). 3.Меры предупреждения и борьбы с организованной преступностью. Анализ стат.даннх проверка письменного задания №10
  Криминологическая характеристика профессиональной, террористической, экстремисткой преступности   Неделя 11 Неделя 12   Презентация преподавателя – 1, 5 часа Презентации студентов – 1, 5 часа 1.Особенности профессиональной, террористической и экстремисткой преступности. 2.Личность профессионального, террористического и экстремисткого преступника. 3.Предупреждение профессиональной, террористической и экстремисткой преступности. Не предусмотрены проверка письменного задания №11
  Криминологическая характеристика женской преступности   Неделя 12     1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут Дискуссия – 35 минут 1.Этапы изучения и ретроспективный анализ женской преступности в Казахстане. 2.Общая криминологическая характеристика женской преступности 3.Причинно-факторный комплекс и основные направления предупреждения женской преступности 4. Предупреждение женской преступности, роль правоохранительных органов в предупреждении женской преступности. Прогнозирование преступности женщин Решение кейса №8 / проверка письменного задания №12
  Криминологическая характеристика корыстной преступности   Неделя 13     Презентация преподавателя – 1, 5 часа Презентации студентов – 1, 5 часа 1. Понятие и криминологическая характеристика корыстной преступности (понятие, признаки, классификация и способы совершения преступления. 2. Состояние корыстной преступности ее показатели, 3.Криминологическая характеристика личности корыстного преступника. 4.Причины и условия корыстной преступности, вопросы предупреждения корыстной преступности. Не предусмотрены
  Понятие неосторожной преступности и ее социально-правовая оценка   Неделя 14 1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут Дискуссия – 35 минут 1.Основные показатели неосторожной преступности. 2.Причины и условия совершения неосторожных преступлений. 3.Предупреждение неосторожных преступлений и их специфика. Не предусмотрены Решение кейса №9
  Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности и коррупции   Неделя 14 1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут Дискуссия – 35 минут 1.Понятие экономической и коррупционной преступности. 2.Состояние экономической преступности. 3.Возникновение и детерминации экономической преступности. Причинно-факторный анализ 4.Меры предупреждения экономической и коррупционной преступности.   Проектная работа Решение кейса №10/ проверка письменного задания №13  
  Криминологическая характеристика и предупреждение преступности военнослужащих   Неделя 15 1, 5   Презентация студентов – 75 минут 1.Общая криминологическая характеристика преступность военнослужащих. 2. Причины и условия преступности военнослужащих. 3. Проблемные вопросы предупреждения  
  Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы   Неделя 15 1, 5   Презентация преподавателя – 40 минут Дискуссия – 35 минут 1.Общая криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы. 2. Причины и условия преступности в местах лишения свободы. 3. Проблемные вопросы предупреждения пенитенциарной преступности Не предусмотрены Выполнение письменного задания №14
    45 часов контактных занятий В силлабусе нет четкого деления на лекции и семинары, студенты должны включаться в работу на всех контактных занятиях Вопросы темы сформулированы емко, на занятии преподаватель имеет право разбить их на более мелкие, простые вопросы Запланировано проведение 8 контрольных мероприятий по разделам и темам курса; студент должен быть готовым к проведению контрольного занятия Задания СРС и форма представления СРС приведены в силлабусе после плана изучения дисциплины

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.