Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитва жене-родильнице по четыредесяти днех и чин воцерковления младенца






 

 

Можно ли «сороковую молитву» читать в доме родильницы?

 

Из примечания к «молитве жене-родильнице по четыредесяти днех» и из самого содержания этих молитв видно, что они должны быть прочитываемы пред дверьми храма. Что касается обряда воцерковления младенца, то уже самое название и значение этого обряда показывает, что он должен быть совершаем в церкви. Поэтому, в случае болезни родильницы, не позволяющей ей придти в храм, должно отложить чтение молитвы до того времени, когда, по состоянию здоровья, она будет в силах сама явиться пред двери храма. Точно также и воцерковление болезненного ребенка без колебаний должно быть отложено до той поры, когда можно будет принести его в церковь.

 

Как поступать, когда мать-родильница просит дать ей 40-ю молитву раньше 40 дней, например, в 30, 35 день, в виду горячего желания быть в церкви по какому-либо важному случаю (отпевание ее родителей, мужа и т. д.)?

 

Сорокадневный срок, по истечении которого новорожденный приносится для воцерковления, а родившая его выслушивает очистительные молитвы, установлен, как известно, по примеру Богоматери, принесшей младенца Иисуса для представления Его Господу Богу именно чрез 40 дней по рождении. Но некоторые (например, прот. Хойнацкий) предполагают, что 40 дней есть maximum срока, в который происходит послеродовое очищение и что у многих это последнее кончается ранее, почему и думают, что женщине, очистившейся ранее, ничто не препятствует и ранее прочесть очистительные молитвы, а следовательно, и ранее доставить ей возможность посещать храм Божий. Последнее толкование, по-видимому, подтверждается и указанием Требника, что для выслушания этих молитв жена должна явиться «уже очищенною и омовенною сушею». А потому и при решении настоящего вопроса следует иметь в виду, что центр тяжести должен лежать именно в факте совершагося очищения: совершилось оно — нет оснований отказывать, не совершилось — или отказать, или предоставить дело совести просящей. Вообще же в подобных случаях рекомендовать что-либо категорическое, по нашему мнению, не возможно, так как в действительности могут встретиться самые разнообразные обстоятельства, разобраться в которых предоставляется каждому иерею по своему усмотрению (Ц. В-к 1900 г., №39).

 

Правильно ли поступил бы священник, если бы сделал внушение за несвоевременный приход женщине, пришедшей брать очистительную молитву не в 40-й день, а в 50-й? И какое вообще значение имеет закон церковный о получении этой молитвы именно в 40-й, а не в иной день?

 

Прежде всего, это не закон, а правило, основанное на практике древней Церкви и на примере Приснодевы Марии, принесшей Своего Божественного Сына в храм именно в 40-й день, при чем самый срок не имеет такого категорического значения, так как правило только приблизительно устанавливает этот срок, требуя вообще, чтобы родильница явилась в храм уже «очищенною и омовенною сущею». Поэтому указываемое в вопросе «внушение» было бы неосновательным и вызвало бы лишь совершенно нежелательное огорчение матери, желавшей соблюсти церковный обычай (Ц. В-к 1900, №51–52).

 

Можно ли прочитать «сороковую молитву» жене-родильнице до крещения младенца?

 

«Сороковая молитва» соединяется с воцерковлением младенца, а воцерковлением младенца, а воцерковление совершается теперь после крещения. Отсюда и «сороковая молитва» жене-родильнице должна быть прочитана после крещения младенца. Это — общее правило. На случай же исключения из правила в Требнике есть прямое указание, как следует поступить. После молитвы «Боже Отче Вседержителю» там читаем: «И аще младенец крещен есть, творить иерей воцерковление. Аще же ни, творить сие по крещении. Молитвам же зде творить отпуст». Хотя у нас и редко случается, чтобы детей крестили после сорокового дня по рождении их, но желательно, чтобы таких случаев совсем не было, так как откладывание крещения детей до или после сорокового дня рождения их вообще не безопасно (Рук. д. с. п. 1888, с. 32).

 

Как читать «молитвы по четыредесяти днех», когда мать младенца уже скончалась, и младенец в сороковой день по рождении приносится в церковь повивальною бабкою или другою какою-либо женщиною?

 

Первая из «молитв жене-родильнице по четыредесяти днех» имеет отношение как к матери младенца, так и к самому младенцу, вторая же имеет исключительное отношение только к матери младенца, а третья и последняя молитвы относятся к младенцу. Естественно, что когда мать уже скончалась, и младенец в сороковой день принесен в церковь повивальною бабкою или другою какою-либо женщиною, то из первой молитвы должны быть опущены прошения, имеющие отношения к матери младенца, а вторая молитва, как исключительно относящаяся к матери младенца, должна быть совершенно оставлена. При этом не излишне заметить, что младенец, мать которого скончалась, должен быть приносим в сороковой день по рождении своем для воцерковления не повивальною бабкою или другою какою-либо стороннею женщиною, а восприемницею, тем более, что в последней из «молитв жене-родильнице по четыредесяти днех» содержится прошение и о восприемниках младенца. Когда же младенец крещен до сорокового дня по рождении своем, то и «молитвы по четыредесяти днех», относящихся к младенцу, могут быть совершенно оставлены, или же из этих молитв должны быть исключены выражения о том, чтобы Господь во время благопротребное сподобил младенца св. крещения, или же, наконец, такие выражения должны быть изменены — изложены не в будущей, а в прошедшей форме (Рук. д. с. п. 1888, т. II, с. 479–480).

 

Как совершать обряд «воцерковления»?

 

Крещение обыкновенно совершается у нас раньше 40-го дня, между тем в 40-й день, при воцерковлении младенца, Требником предписывается читать такие молитвы, которые содержат в себе ясные указания на крещение, как акт, имеющий совершиться еще в будущем. Как устранить такое несоответствие? Более правильным, кажется, будет опускать совершенно только вторую половину нынешней церковной молитвы со слов: «и от нее рожденное отроча», или со слов: «яко ты привел еси е», и заканчивать эту молитву указанным посреди ее возгласом: «яко благ и человеколюбец Бог еси»; а при произнесении двух последних молитв поступать так, как указывает греческий Евхологион 1754 г., именно: в 3-й молитве, если дитя уже крещено, вм. слов: «да сподобився св. крещения получить часть избранных царствия Твоего» священник произносит: «да ради святого крещения, его же сподобися, получить часть избранных царствия Твоего»; о 4-й молитве там же сказано, что эту молитву можно или вовсе не читать, или не произносить слов: «и сподоби е во время благопотребное» до слов: «имением Христа Твоего» включительно (Рук. д. с. п. 1894, т. 2, с. 313–320).

 

При совершении обряда воцерковления прикладывается ли младенец мужского пола к св. престолу?

 

Нет, по современной практике он только обносится священником в алтаре вокруг престола с подобающими поклонениями. По объяснению блаж. Симеона Солунского, «иерей вносит (младенца) и к престолу, и кругом обносит его, совершая как бы поклонение, показывая, что он есть приношение Богу и поклоняется Создателю» (Пис. св. отц. и учит. Ц. относящ. к истолк. пр. богослуж. Спб. 1856, с. 49).

 

Могут ли быть вносимы в алтарь при воцерковлении младенцы женского пола?

 

Из древних греческих и славянских требников видно, что некогда и младенцев женского пола вносили в алтарь и совершали с ними поклонение св. престолу. В отличие, однако, от младенцев мужеского пола, девочек обносили не с четырех, а с трех сторон престола (исключая — передней), и на трех только сторонах творили с ними подобающие поклонения (см. у А. А. Алмазова — «История чинопоследований крещения и миропомазания». Каз. 1884, с. 486, 491). Но с течением времени (приблизительно с XV в.), эта практика под влиянием воззрения, что женщина вообще совершенно не имеет права вступать в алтарь (Алмазов, с. 494), начала входить из церковного употребления и заменилась современною, по которой, как известно, в алтарь вносится только младенцы мужеского пола.

 

Можно ли, как это в некоторых местах принято практикой, воцерковлять младенцев тотчас за совершением св. Крещения?

 

Обряд воцерковления, по принятому порядку церковному, соединяется с молитвами «жене-родильнице по четыредесяти днех», которые и прочитываются, именно, чрез 40 дней после рождения младенца; время же совершения крещения по отношению к данному вопросу никакого значения не имеет, так что, если бы по каким-нибудь обстоятельствам оно было совершено в 40-й день от рождения, то вслед за ним можно было бы прочесть и указанные молитвы и совершить воцерковление; с другой стороны, если бы крещение было отложено на более долгий срок, то упомянутые молитвы и обряд воцерковления должны бы быть исполнены все-таки в свое время, т. е. в 40-й день от рождения младенца. В этом последнем случае обряд воцерковления, по отношения к некрещенному еще младенцу, имеет значение как бы дозволения со стороны Церкви на введение (или внесение) его в общество верующих (см. «Новую Скрижаль»; ср. примеч. к «молитвам жене-родильнице по четыредесяти днех» в Требнике и примечание пред обрядом воцерковления в Требнике). Но если вопрос указывает на такую практику, по которой воцерковление совершается тотчас после рождения младенца, то, само собой разумеется, такую практику ничем оправдать нельзя (Ц. В-к 1902 г., №47 и 1889 г. №9. Подробнее Рук. д. с. п. 1885, №44, см. ниже).

 

Можно ли совершать воцерковление младенца ранее совершения крещения?

 

Хотя бывают в пастырской практике, когда воцерковление приходится совершать ранее таинства крещения, сообразно с чем несколько изменяется и значение обряда воцерковления; с другой стороны, хотя известно и то, что по древней церковной практике и даже по современной греческой действительно обряд воцерковления совершался и совершается (на Востоке) ранее таинства крещения; — но Русская Церковь держится ныне на этот счет иных взглядов, и та практика, какая вообще наблюдается в Русской Церкви теперь, имеет для нас значение общеобязательного правила, отступления от которого должны быть допускаемя только как исключения.

 

Законно ли обыкновение прихожан приносить младенцев в храме ко св. причастию вскоре после их крещения — еще до совершения над ними обряда воцерковления в сороковой день? Если это обыкновение не противоречит установлениям Церкви, то какое значение будет иметь принесение крещенных и причащающихся св. Таин младенцев в храме для воцерковления в сороковой день? Участие в таинстве евхаристии не представляет ли уже совершившимся воцерковление до истечения сорока дней?

 

Причащение младенцев не только вскоре после их крещения, но даже и в самый день их крещения вполне законно. В древней Церкви обыкновенно оглашенные крестились в навечерии великих праздников; затем, в самые эти праздники и следующие за ними семь дней новокрещенные в белых одеждах являлись в богослужебные собрания верных, присутствовали за литургиею и причащались св. Таин; в восьмой день по крещении новопросвещенные слагали с себя белые крещальные одежды, и тогда же совершался над ними обряд омовения и пострижения власов (см. Нов. Скриж. ч. 4, гл. 7, § 1). На такую древнюю практику указывают и существующие чиноположения Православной Церкви. В настоящее время, по чиноположению Православной Церкви, после крещения и миропомазания совершаются два действия — омовение и пострижение волос. Эти два последние действия, по указанию Требника, должны бы совершаться в восьмой день по крещении и миропомазании, но для большого удобства у нас принято совершать их непосредственно после крещения и миропомазания. Непосредственно после крещения и миропомазания священнодействующий, прочитавши положенную молитву, разрешает пояс и пелены и, соединив края их, омочает их водою чистою и кропит новопосвещенного говоря: «оправдался еси…» и пр. Затем совершает губою, напоенною водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и миром, произнося слова: «крестился еси…» и пр. В предыдущих, равно как и последующих словах указывается на преемственное совершение таинств, которых удостоился новопосвещенный, именно: слова «оправдался еси» указывают на прощение грехов, «крестился» — на освящение тела в водах крещения, «просветился» — вместе с тем и на просвещение души в таинстве, «миропомазался» — на таинство миропомазания, «освятился» — относится к таинству евхаристии, которого сподоблялись новопосвещенные в древней Церкви в восьмидневный промежуток времени, и, наконец, — «омылся» относится к обряду омовения (см. Нов. Скриж. ч. 4, гл. 7, § 31). Таким образом, существующие чиноположения Православной Церкви указывают на то, что и новокрещенные младенцы не только могут, но и должны быть вскоре же (непосредственно) после крещения причащаемы св. Таин (Нов. Скриж. ч. 4, гл. 7, § 4). То же самое требуется и другими постановлениями нашей Церкви, которыми признается для крещения младенцев наиболее приличным временем — время пред литургиею, между прочим для того, чтобы новокрещенный тотчас же мог быть приобщен св. Таин (Дух. Регл. стр. 76. Книга о должн. пресв. прим. § 89; слич. уставовл. поряд. для крещ. возрастн.). Причащение младенца св. Тайн вскоре после его крещения не исключает необходимости принесения его в сороковой день для воцерковления. В сороковой день по своем рождении младенец приносится в храм матерью, которая посредством так называемой сороковой молитвы очищается от сладострастного и нечистого рождения, получает разрешение на вход в церковь, которого она до того времени признавалась недостойною, равно как получает доступ и ко св. причащению (см. 1 и 2 мол. жене-родильнице по 40 днех). Таким образом, сороковая молитва имеет значение дозволения матери входить в церковь и приступать к св. Причащению, когда она пожелает того. По отношению к младенцу новорожденному, но не получившему еще крещения, в сороковой день читаются молитвы, в которых испрашивается, чтобы Господь «просветил его умным светом», «сподобил св. Крещения», «сопричислил святому и избранному стаду своих словесных овец». Очевидно, что молитвы, читаемые в сороковой день по отношению к младенцу, не получившему еще крещения, имеют значение начала воцерковления, дозволения ему быть вводимым (вносимым) в собрание церковное (Нов. Скриж. ч. 4, гл. 7, §§ 2 и 4). Получивший же крещение младенец в сороковой день воцерковляется, т. е. торжественно и вполне причисляется к Церкви и приносится к престолу или к царским дверям (смотря по полу) как бы пред лице самого Господа и поклоняется своему Создателю. Итак, новорожденных младенцев не только можно, но и должно причащать св. Тайн вскоре и даже непосредственно после крещения их, и причащение младенцев вскоре и даже непосредственно по крещении их нисколько не исключает необходимости принесения их в сороковой день в храм для воцерковления — торжественного причисления к Церкви для воцерковления — торжественного причисления к Церкви и для поклонения Создателю (Рук. д. с. п. 1885, №44).

 

***

 

Победу, так как чрез крест Он разрушил болезни смертные и упразднил мущаго державу смерти, сиреч диавола (Евр. II, 14), и попрал сопротивные лукавейшие силы. Силою того же креста и мы о Христе побеждаем диавола и отгоняем демонов». (Писания св. отцев и учителей Церкви, относ. к истолков. правосл. богосл. т. II. СПб. 1856, с. 52–53 и 55).

 

Благоговение и внимательность иерея при чтении заклинательных молитв.

 

«Мы слышали от отцов, говорит Симеон Солунский, что те, которых часто устрашают привидения, терпят это оттого, что крестившие их иереи не со вниманием произносили заклинания и другие священные молитвы (Пис. св. отцов и учит. Ц., относ. к истолков. правосл. Богосл., т. II, с. 50).

 

Какое значение имеет дуновение на уста, чело и перси крещаемого младенца, производимое священником по прочтении заклинательной молитвы?

 

Чрез дуновение на лицо оглашенного, говорит св. Григорий Великий в книге о таинствах, изгоняется из него нечистый дух и дается место Духу Святому, Утешителю. Ибо диавол, в обладании которого, по причине греха, рожден оглашенный, изгоняется из него силою Святого Духа, Которого внешним знаком служит дуновение; и хотя дух злобы не вовсе истребляется этим действием, но власть его умаляется, и он отдаляется от оглашенного, огражденного крестообразным дуновением, которого боится. (См. «Нов. Скриж.» Вениамина. Часть IV, гл. 5, § 7) (Рук. д. с. п. 1886, №29, с. 386).

 

Что означает дуновение самого крещаемого или за него — его восприемников?

 

У Симеона Солунского читаем: «дуни на него (на сатану), т. е. вырви его из сердца и от сердца отвергни, и посрами врага. Крещаемый это и делает трижды, в свидетельство решительного отречения от лукавого и во славу егоного в Троице Бога нашего, Который низвергнул лукавого» (Пис. св. отц. и учит. Ц. т. II, с. 57).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.