Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О каждении при благословении хлебов






 

В некоторых церквах диакон, покадив около стола, обращается потом к иконостасу, покадив около стола, обращается потом к иконостасу, кадит св. иконы, икону праздничную, настоятеля и предстоящих. О каждении в сем действе сказано в типике ясно: «диакон кадит окрест стола, и настоятеля токмо, и иереи». А в «Пособии к изучению устава богослужения православн. Церкви» о сем сказано так: «диакон, при пении тропаря, кадит обыкновенно трижды около стола, на котором на блюде лежат пять хлебов и сосуды с пшеницею, вином и елеем, потом кадит иерея, и наконец снова кадит стол только спереди» (Стр. 229) (Р.д.С.П. 1873 г. т. 1).

 

При произнесении слов: «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей» на благословении хлебов во время всенощного бдения следует ли благословлять называемых предметы?

 

Нет, не следует благословлять, а только указывать, при чем, так как хлебы лежат вверху, пшеница — внизу, вино слева, а елей справа, рука иерея сама собою совершит крест (Ц. В-к 1897 г. №28).

 

Можно ли освящать на всенощном бдении более, чем пять хлебов, и в частности, как правильнее перефразировать в молитве на благословение хлебов слово: «обитель» применительно к церквям приходским и другим?

 

В монастырях, где совершался полный чин всенощного бдения, предстоящие получали «по единому укруху, в поллитры хлеба и по единой чаше вина всем равно от настоятеля и до последних, иже во обители суть» (уст. церк. гл. П). — Нельзя не пожелать, чтобы пастыри наши не только в монастырях, но и во всех приходских церквах, с восстановлением настоящего всенощного бдения, по чину, восстановили и древний обычай раздаяния благословенных хлебов и вина молящимся, если уже нельзя непосредственно после их благословения, как это полагается по уставу, то хотя во время канона при елеономазании, как это практикуется в некоторых церквах, не успевших еще окончательно заразиться новшествами. А для этого каждый священник пусть благословляет хлебов и вина, сколько угодно, или вернее сказать, сколько нужно, по его усмотрению и расчету. Чтобы всем стало.

Этому не противоречит ни устав, ни существующий обычай освящать только пять хлебов (…благослови хлебы сия, а не 5). Вместо «во святей обители» в приходских храмах следует читать: «во граде сем, или в веси сей»..; а в домовых церквах, каковы, наприм., церкви учебных заведений, можно даже просто читать: «во всечестным доме сем» (Р.д.С.П. 1886 г. т. 1).

 

Можно ли благословенные хлебы, по раздроблении их и раздаче молящимся на бдении, тотчас же есть?

 

Хотя это не противоречит указанию устава однако, не следует забывать, что в настоящее время не существует главного побуждения к немедленному употреблению благословенного хлеба — чрезмерной продолжительности богослужения, заставлявшей думать о подкреплении сил как служащих, так и молящихся. Кроме того, в некоторые богослужебные периоды совсем не бывает раздробления или хлеболомления «за краткость нощи» (Тип. гл. 8 и послед. недели жен мироносиц). Ясное дело, что в эти периоды и иерею не следует употреблять хлебы на бдении же, а согласно указанию устава съесть их дома «честно на трапезе прежде общих брашен» (Ц. В-к 1894 г., №12).

 

Куда употреблять елей, освященный за всенощным бдением и оставшийся от помазанию молящихся?

 

Хотя и указывается, что его можно «в брашнах снести», но само собою разумеется, что это является невозможным по современным качествам елея. Поэтому его можно или сжечь в запрестольной лампаде или раздать болящим для благоговейного употребления (Ц. В-к 1897 г. №28).

 

Позволительно ли, для помазыванию предстоящих на всенощном бдении, употреблять елей, освещенный в предшествующий праздник?

 

Существует обыкновение некоторых священников пользоваться преждеосвященным елеем для помазывания предстоящих в храме. В этом обыкновении нет ничего противного учению веры, но оно может казаться отступлением от церковной практики. В Служебнике сделано на счет употребления благословенного елея указание — «на целование образа люди знаменай», и потом прибавлено: «можем и в брашнах снести». Это последнее замечание сделано, очевидно, про случай остатка елея после помазывания: вот назначение оставшемуся елею. Если же у нас нет обыкновения употреблять в пищу елей, зато не редко прихожане обращаются к священнику с просьбой уделить им оставшийся освященный елей для больных. Но. Кроме того, в указанном обыкновении есть погрешность против церковного устава довольно крупного свойства. Помазывание преждеосвященным елеем показывает, что на всенощном бдении не было литии и благословения хлебов, что не согласно с правилами устав, и не может быть оправдано никаким расчетом. Недостаток елея не может служить причиной к опущению литии и благословения хлебов: устав дозволяет «вельми мало» предлагает для благословения. Если же елея для благословения наливается в таком количестве (при соразмерной величине хлебов) что он остается до следующего праздника, то причиною опущения литии и благословения хлебов будет уже не отсутствие потребного для этой цели вещества в церкви. А леность ее служителей (Р.д.С.П. 1877 г. т. 1).

 

Можно ли помазывать елеем молящихся на утрене, когда не бывает всенощного бдения, или когда всенощное бдение совершается без благословения хлебов и освещения елея?

 

Из устава церковного мы узнаем, что елеопомазание надобно совершать 1) «святым елеем от святого кандила, еже пред праздничною иконою», и при том 2) по окончании всенощного бдения, «поющим нам стихиру самогласну праздника и час первый». В Служебнике же говорится, что для елеопомазания надобно употреблять «елей», благословенный на всенощном бдении, при чем, согласно принятому обычаю, самое елеопомазание это совершается на каноне, после возгласа: «милостию и щедротами»… Первый способ древнее и проще обставлен. Этим же способом весьма просто решается вопрос о помазывании на утрени, когда не бывает всенощного бдения, или последнее совершается без благословения хлебов и елея. Если елеопомазание небезусловно приурочивается к елею, освящаемому на всенощном бдении. А может быть совершаемо «от кандила», т. е. от лампадки с елеем, которая горит «пред иконою праздника», то, само собою, от этого кандила можно помазывать и на простой, праздничной утрени, когда она совершается с полиелеем независимо от всенощного бдения. Оправдание такого порядка можно находить в самом уставе — в день праздника Вознесения Христова. На Востоке такой обычай практикуется почти повсеместно, тем более, что там всенощное бдение случается редко. В обителях этот чин и должен бы практиковаться, так как для них он назначен собственно и по уставу. В приходских храмах удобоприменимее чин Служебника (Р.д.С.П. 1886 г. т. 1).

 

Правильно ли поступают некоторые священники, не отверзая царских врат при пении «Богородице Дево, радуйся»?

 

По уставу отверзание царских врат в это время утрени или всенощного бдения не положено, а потому, если где и допускается это отверзание, то, без сомнения, лишь в виде местного обычая (Ц. В-к 1898 г. №26).

 

Имеет ли священник право, говоря: «Благословение Господне на вас».. благословлять на три страны, т. е. сначала стоящих посредине храма, потом стоящих у правого клироса и, наконец, стоящих у левого?

 

При совершении литургии или другой службы, священнику не предоставляется право благоловлять на три страны, подобно тому, как это делается архиереем, а посему, если бы какой-либо священник стал совершать благословение на три страны, то он обнаружил бы надменность, гордость, претензию на такое преимущество чести при богослужении, какое преимущество ему не принадлежит (Р.д.С.П. 1886 г. т. 3).

 

Следует ли отпуст вечерни произносить при открытых, или закрытых царских дверях?

 

Отпуст вечерни великой и при том отправляемой в свое время — отдельно от утрени — должно производить при открытых царских дверях (Р.д.С.П. 1886 г. т. 3).

 

До которого времени на воскресной утрени должны быть отверсты царские двери после пения «Хвалите имя Господне» — до окончания ли целования евангелия, или до чтения 1-го часа?

 

Момент затворения царских врат указывается царских врат указывается порядком окончания целования Евангелия: при этом иерей исходит в храм и вносит в алтарь св. Евангелие, осеняя им людей из царских врат, после чего царские врата и должны быть затворены (книга «Последование утрени. Вечерни и полунощницы» 1861 г. Киев, л. 8 и 9) (Ц. В-к 1900 г. №37).

 

При изнесении св. Евангелия на средину храма на воскресной утрене следует ли затворять царские двери. Или оставлять их отверзтыми до перенесения его в алтарь после целования его молящимися, и нужно ли священнику стоять около Евангелия и подавать благословение каждому молящемуся?

 

Затворять нет надобности; стояние священника у Евангелия во время целования его в большинстве церквей принято лишь по обычаю; но в «Послед. утрени, вечерни и полунощницы», изд. в Киево-Печерской Лавре 1861 г., л. 8 на об. прямо сказано, что иерей и диакон, по положении Евангелия на аналой, «целовав оное, отходят в алтарь» (Ц. В-к 1893 г. №48).

 

Следует ли на утрене по 8-й песни канона произносить возглас: «Богородицу и Матерь…», когда на утрене не полагается пение «Честнейшую»?

 

Возглас «Богородицу и Матерь Света» есть не что иное, как приглашение иерея или диакона к пению песни Богородицы: «Величать душа моя Господа» и к прославлению Богоматери песнию «Честнейшую херувим». Само собою понятно. Что такое приглашение будет неуместным, когда не полагается «Честнейшая», и когда поются особые праздничные припевы «Величай, душе моя» (см. Типик. гл. 20 ср. последование служб в праздник Рожд. Пр. Богородицы и др.). В таких случаях, по обычаю, существующему в некоторых епархиях, диакон, вместо возгласа «Богородицу и Матерь Света», поет первый праздничный припев: «Величай, душе моя», а затем уже певцы поют другой праздничный припев и ирмос.

 

О возгласе пред великим славословием: «Слава Тебе, показавшему нам свет»

 

Означенное возглашение пред великим славословием в одних церквях произносит священник, а в других диакон. Кто же, по уставу, должен произносить? Вопрос этот буквально разрешается самим церковн. уставом. Так, в гл. 9-Й на лист. 18 (изд. 1859) и в служ. в 1-й понед. Великого поста на листе 379 ясно сказано, что возглашает таковый настоятель. Но на это заметим, что там говорится о службе седмичной и постовой, когда диакон не участвует в служении утрени, следов. священник, кроме всего прочего, возглашает и «Слава Тебе, показавшему нам свет». Это недоумение можно разрешить частью указанием того же церков. устава, хотя «по наведению», частью обычаем большинства в церквах России и повсеместно на Афоне. В церковном уставе в гл. 2-й на лист. 7-М читаем определительно, что «по окончании 8-й песни, покадив св. трапезу, возглашает диакон: «Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим»; ниже: «по возгласе от священника: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя» тоже возглашает диакон: «Свят Господь Бог наш» в настоящий глас». Таким образом, в короткое время диакон произнес уже два возгласа или славословия. О возгласе же пред славословием великим буквально в церковном уставе не сказано. Кто должен произносить: «Слава Тебе, показавшему нам свет»; но сказано: «слава, стихира евангельская, ряд. И ныне, Богородичен, глас 2-й «Преблагословенна еси, Богородице Дево». «Славословие великое». Но это умолчание церковного устава отнюдь не дает места заключению, что сказанный возглас должен произносить диакон; напротив, оно дает разуметь, что возглашение «Слава Тебе»… пред славословием великим, на основании общего правила устава, должен произносить священник, а не диакон, о чем, как об исключении из общего правила устава, непременно было бы сказано определенно. В большинстве церквей в России и на Афоне, в монастырях и скитах слова: «Слава Тебе, показавшему нам свет» возглашает настоятель или священник; а Афон должен быть авторитетом для церквей и даже монастырей российских в отношении к совершению богослужения. Да и по соображению так должно быть. До великого славословия царские врата были затворены, священник стоял в алтаре на своем месте в одной епатрахили; теперь же царские врата отверзты, священник предстоит пред св. престолом в обличении, а диакон в стороне его: прилично ли же сему последнему, младшему служителю, стоящему со стороны священника, произносить высокий и многознаменательный сей возглас? Составитель «Руководства к христианской молитве в духе православном» говорит: всенощное бдение у первенствующих христиан продолжалось всю ночь, так что священник вместе с утренним светом возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет»: что можно видеть и теперь в большей части монастырей и приходских церквей (стр. 160. Пис. о богослуж. стр. 68). А в чине обрядов той же первенствующей церкви говорится, что предстоятель, взяв в руки свешник и став с ним среди царских врат, осенял предстоящих и всегласно возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Такое осенение и возглашение на утрене именно от предстоятеля совершенно согласуется с осенением им же народа на литургии преждеосв. Даров, когда он, а не диакон, произносит: «Свет Христос просвещает всех». В «Пособии к изучению устава богослуж. Правосл. Церкви» прямо сказано: «После хвалитных псалмов и стихирь следует великое славословие. Когда поется — «Всякое дыхание»… тогда, после пения стихиры на слава и ныне, настоятель говорит: «Слава тебе, показавшему нам свет», певцы поют великое славословие: «Слава в вышних Богу» (стр. 325). И в другом месте говорится: «Слово «бдение» значит бодрствование, провождение времени без сна. Сим словом означается церковная служба, которая начинается после солнечного захождения, «по еже зайти солнцу мало», и может продолжаться «всю ночь до появления света, так что уже при появлении свет иерей взывает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (стр. 153, 154) (Р.д.С.П. 1873 г. №14).

 

Следует ли отверзать царские врата при пении великого славословия?

 

По уставу не положено сего отверзания, но в киевских церквах (Последов. утрени, вечерни и полунощи., изд. Киево-Печерской Лавры 1861 г., л. 9 на обор.) есть этот обычай (Ц. В-к 1897, №21).

 

Следует ли отверзать царские врата при пении великого славословия на воскресных и праздничных всенощных и утренях?

 

Следует, так как в известном «Последовании утрени, вечерни и полунощницы», издан. Киево-Печерской Лавры 1861 г., указывает (лит 9-й на обороте), что на «Славе» (стихир «на хвалите») диакон отверзает врата, а иерей в фелони стоит пред престолом; к нему «от десныя стоит пред престолом; к нему «от деснчя страны стоит и диакон. По окончании стихиры иерей «велегласно» возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». (Что возглас этот должен делать священник — см. в конце 7-й гл. Типикона). (Ц. В-к 1901 г. №11).

 

Благопристойно ли, чтобы во время пения великого славословия все молящиеся были коленопреклоненными?

 

Нельзя видеть неблагопристойности в том, что выражает собою чувство умиления и истинно религиозной настроенности, хотя бы даже это было в тот период года, когда земных поклонов и коленопреклонений и не полагалось уставом (Ц. В-к 1900 г. №36).

 

Нужно ли затворять царские врата после славословия на всенощном бдении?

 

Царские врата отверзаются при пении славословия великого по уставу константинопольской церкви, каковой обычай принят в киевских церквах (см. послед. утрени, вечени и полунощницы, изд в Киеве 1861 г., л. 9-й на обор.). Устав же на отверзание царских врат в это время и на оставление их отверзтыми до отпуста утрени указывает лишь в последовании утрени в Страстную субботу (см. никольского «Пособие к изучению устава», изд. 6, 1900 г., стр. 79, примеч.) (Ц. В-к 1901 г. №36).

 

Правильно ли поступают некоторые священники и диаконы, произнося на всенощном бдении «исполним всенощную молитву нашу», или на сугубой ектени «прихожан св. храма сего» вместо «братии св. храма сего»?

 

Неправильно. Нельзя по своему усмотрению изменять богослужебный чин (Ц. В-к 1893 г. №10).

 

На каком основании в конце воскресной и праздничной утрени поется кондак: «Взбранной воеводе»?

 

В церковном уставе нет указания на то, чтобы по окончании утрени, после первого часа, постоянно был пет один и тот же кондак: №Взбранной воеводе»… а делается это «по обычаю», т. е. По обыкновению, введенному издавна и соблюдаемому всею Православною Русскою Церковью. Те же обяды, которые без письмени вошли в церковную практику и с древних времен соблюдаются всею Церковью, имеют силу и значение закона общеобязательного (91 и 94 прав. Вас. Вел-го (Р.д.С.П. 1886 г. №41).

 

Вместо кондака «Взбранной воеводе», поемаго по окончании утрени, можно ли петь кондак известного праздника, — господского, богородичного или святого?

 

В церковном уставе нет указания на то, чтобы по окончании утрени, после первого часа, постоянно был пет один и тот же кондак «Взбранной воеводе», а делается это» по обычаю»; напр., в лавре преп. Сергия все вечернее богослужение заканчивается пением кондака (на день Успения Божией Матери): «В молитвах неусыпающую Богородицу». Тем не менее, то, что соблюдается в Церкви «по обычаю», не может быть отменяемо или оставляемо по личному — частному усмотрению. Кроме писанных церковно-богослужебных и обрядовых постановлений, в Церкви есть не писанные, т. е. такие, которые без письмени вошли в Церковь и действуют силою практики, обычая, авторитета древности. Постановления этого рода, чрез свое постоянное действие в Церкви, приобретают силу законов, имеют одинаковое значени с писанными. Св. отцы и учителя Церкви указывают на необходимость в Церкви сохранять многое по преданию. И теперь в Православной Церкви есть не мало установлений, которые также соблюдаются «по обычаю» и имеют значение писанных. Пересмотрите, напр. наши служебники и другие богослужебные книги, и вы не найдете в них указаний на то, чтобы священнодействующий во время херувимской песни и «Тебе поем», молился с воздетыми к небу руками. Между тем, во всех русских церквах священнодействующие в это время молятся с воздетыми к небу руками. Почему? — «По обычаю», по введенному издавна и принятому всеми обыкновению. И кто же из пастырей решится отступить от этого обычая, соблюдавшегося всею Православно-Русскою Церковью?! Не так ли должно смотреть и на пение в конце каждой утрени кондака «Взбранной воеводе?» Мало того, мы смотрим на пение кондака «Взбранной воеводе» в конце каждой утрени, как на обычай, узаконенный высшею духовною властью, потому что это пение указывается в нотном обиходе, в службе на 1-й седмице Великого поста, отдельно изданной (Р.д.С.П. 1877 г. №35).

 

Когда вычитывать «Светильничный» молитвы при служении без диакона — до каждения, или после великой ектении?

 

Светильничные молитвы иерей читает пред затворенными уже царскими вратами, и следовательно после каждения, положенного во время пения 103-го псалма, с непокрытою главою: ектения великая, положенная после светильничных молитв. При служении без диакона, произносится иереем там же, где читаются светильничные молитвы, т. е. пред царскими вратами (Ц. В-к 1895 г. №23).

 

Можно ли в домах прихожан отправлять всенощное богослужение с присовокуплением благословения хлебов, если бы кто из домохозяев прихода сего пожелал?

 

В древности всенощное бдение было в собственном смысле всенощным, далеко простиралось за полночь, по крайней мере. В обителях. Но после полуночи священнослужителям и верующим, готовящимся к св. причащению за литургиею, нельзя уже было вкушать пищи, потому что св. Тайны должны быть принимаемы людьми ничего не евшими и не пившими (Карф. соб. пр. 58; 6 всел. соб. пр. 29). Продолжительное же говение — с вечера и до полудня следующего дня могло быть обременительно как для священнослужителей, так и для верных, готовящихся к св. причащению. Почему первоначально в обителях, а потом и во всех церквах, введено обыкновение на всенощных бдениях, после литии, благословлять хлебы, вино и елей и разделять их молящимся в храме, чтобы укрепить их на дальнейшее подвиги утреннего славословия и молитвословия. На эту цель благословения хлебов, вина и елея на всенощном бдении указывает церковный устав. В Типиконе сказано, что келарь, взявши благословенные хлебы, раздробляет их на блюде и раздает братии, почернает также по единой чаше вина всем находящимся в обители, труда ради бденного; в вечерне же, по приятии хлеба и вина по черпании, от того часа, да никто уже не дерзнет вкусити потому что, причащения ради св. пречистых Христовых тайн (Типик. гл. 2). Но не для одного подкрепления сил молящихся положено благословлять хлебы, вино и елей на всенощных бдениях. На летних всенощных бдениях устав, хотя и назначает благословение хлебов, но запрещает раздавать их молящимся в храме, потому что в летнее время ночь коротка и вечерня начинается поздно, следовательно, и оканчивается около полуночи, после которой священнослужителям и готовящимся к св. причастию уже нельзя ничего вкушать. «Ведомо буди, сказано в Типиконе, яко от недели св. Фомы не бывает хлеболомления по благословении хлебов, за краткость нощи» (Типик. гл. 3; последов. нед. Мироносиц). Для чего же, однако, церковный устав назначает благословение хлебов на летних всенощных бдениях? Из молитвы, читаемой при благословении хлебов, видно, что оно бывает для того, чтобы чрез вкушение благословляемых при этом хлебов (равно как пшеницы, вина и елея) верные освятились, и чтобы испросить благодать Божию на плодородие земли. Поэтому, в церковном уставе сказано: «а яже во бдениях летних, благословенные хлебы, раздаваем же на трапезе и прежде вкушения снедаем их» (Типик. гл. 2). В служебнике же относительно употребления благословенных хлебов, пшеницы, вина и елея дается священнику такое наставление: «и се тебе ведомо буди, о иерее, елей, его же благословил еси, аще есть иконостас, на целование образа люди знаменай; можешь же и в брашнах снести; вино же испити с благоговением, обаче якоже благословенная; хлебы же на раздание дары, раздробив, раздай, или в дому честно на трапезе прежде общих брашен яждь; пшеницу же или сей или с иною измели. Или с благодарением иждиви» (служ. последов. вечерни). Из того назначения, какое усвояется хлебам, благословляемым на всенощных бдениях, а также из того что церковный устав и служебник дозволяют раздроблять и употреблять благословенные хлебы на дому, кажется, и можно было бы заключить, что и самое благословение хлебов, пшеницы, вина и елея может быть совершено в частном доме. Но такое заключение едва ли будет не поспешным и основательным. В служебнике об употреблении благословенного елея сказано: «елей, его же благословил еси, аще есть иконостас, на целование образа люди знаменай»; отсюда видно, что благословение елея должно быть во храме. Церковный устав не делает здесь исключения даже и в тех случаях, когда раздавания и вкушения в храме благословенных хлебов не бывает. В Типиконе о благословении хлебов вообще, без всякого исключения говорится: по совершении литии священнослужители входят из притвора во храм, на средину его, к столу, на котором стоит блюдо с пятью хлебами, и пшеницею, и с сосудами с вином и елеем. Основываясь, таким образом, на прямом смысле предписаний Типикона и указаний служебника относительно благословения хлебов, мы должны сказать, что хотя всенощное бдение и отправляется в частных домах, когда некоторые из членов того или другого дома по каким-либо уважительным причинам, напр. болезни, не могут бывать в храме при общественном богослужении, но совершать благословения хлебов при этом не следует (Р.д.С.П. 1877 г. №14).

 

При служении без диакона должен ли священник на малом входе (на вечерне) целовать превратные св. иконы Спасителя и Божией Матери?

 

Должен, но не «предвратныя», а находящиеся на самых царских вратах («целует царские двери десно и лево» — Чиновн., и «- целовать св. двери» — Типик. гл. 2) (Ц. В-к 1894 г. №1).

 

Можно ли одному священнику без чтецов и певцов служить утреню, вечерню, обедню и другие службы?

 

Что касается вечерни, утрени и прочих вседневных служб, за исключением обедни, то можно, — само собою разумеется, в тех случаях, когда священник находится в церкви один, без предстоящих и желающих участвовать в молитве. Так делали многие святые угодники и подвижники. Одного только священник не может и не должен делать при этом — произносить ектений, ибо в них предстоящие приглашаются к участию в общей молитве, — а предстоящих-то и нет. Если же в церкви находятся желающие выслушать ту или другую службу, то она должна быть совершаема обязательно с псаломщиком, как следует, по уставу церковному (Р.д.С.П. 1885 г. №35).

 

Может ли диакон или псаломщик без священника совершать вечерню, утреню, обедницу и притом так, как бы он отправлял эти службы с священником?

 

Если церковный устав в некоторые дни года дозволяет отправлять иные службы, напр. Повечерие, полунощницу и др., - отправлять келейно, то отсюда еще никак нельзя заключать, что диакон или псаломщик может отправлять вечерню, утреню и обедню в храме и притом так, как бы эти службы отправлялись священником. Диакон, как прислуживающий только при совершении богослужения священником, не может без благословения и участия священника надеть на себя даже стихирь, не имеет права произносить ектений, совершать каждения и пр. Тем более псаломщику — служителю при совершении богослужения — ни под каким видом невозможно входить в роль отправителя той или другой церковной службы (Р.д.С.П. 1888 г. т. 1, стр. 211–212).

 

Можно ли двум священникам без диакона служить всенощное бдение и литургию?

 

В сентябре 1874 г. Св. Синод дал знать донскому преосвящ. Платону, что нет препятствий к приведению в исполнение изъясненных в представлении преосвященного следующих предположений о порядке служения литургии (конечно, и друг. служб) собором одних священников, без диаконов: 1) служащие священники должны предоставить первое — настоятельское место старшему из них по службе, а сами бы стояли по сторонам его; 2) произносили бе ектении и затем возгласы по очереди; и 3) действовали бы в других отношениях так, как поступают обыкновенно младшие священники в сослужении с старшим духовным лицом, напр. архимандритом или протоиереем. Тогда же сделано Св. Синодом распоряжение об исключении из табели «примечания»: «а при коей церкви при двух или трех священниках диакона не имеется, при таковых литургии отправлять единому чередному священнику» (Ц. В-к 1895 г., №36).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.