Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Решение. 1. Вычислим общее среднее значение:
1. Вычислим общее среднее значение: . 2. Для упрощения расчетов вычтем из каждого наблюдаемого значения среднее значение и запишем полученные значения в таблицу разностей (табл. 1.2)
Таблица 1.2
Все значения из таблицы разностей возведем в квадрат и составим новую таблицу (табл. 1.3):
Таблица 1.3
3. Число уровней фактора , число испытаний на каждом уровне . Используя итоговые столбцы, найдем суммы квадратов отклонений (смещенные оценки дисперсий): Общая сумма: , Внутригрупповая сумма: , Межгрупповая сумма: . 4. Найдем оценки дисперсий (несмещенные): , . 5. Сравним дисперсии и с помощью критерия Фишера. Для этого сначала найдем эмпирическое значение (критериальную статистику): . Для критического значения определим: число степеней свободы , , уровень значимости , по таблице значений критерия Фишера (Приложение 1) находим критическое значение: . Так как , то нулевая гипотеза о равенстве групповых средних отвергается. Другими словами, фактор является значимым.
Пример 1.2. Произведено 13 испытаний, из них 4 – на первом уровне фактора, 4 – на втором, 3 – на третьем и 2 – на четвертом. С помощью дисперсионного анализа при уровне значимости 0, 05 проверить нулевую гипотезу о равенстве групповых средних. Предполагается, что выборки извлечены из нормальных совокупностей с одинаковыми дисперсиями. Результаты испытаний приведены в табл. 1.4.
Таблица 1.4
|