Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие Национальной системы компетенций и квалификаций Новороссии.






Провозглашение независимости и фактический уход республик Новороссии из под юрисдикции Украины, вызванные государственным переворотом 2014 года, поставили перед народной властью целый клубок сложнейших задач государственно-общественного устройства. Практически можно говорить о всех сферах и сторонах жизни. И в первую очередь это коснулось сферы образования, как общего школьного, так и всех уровней профессионального.

Мы опустим сразу проблему выдачи документов об образовании выпускникам 2014-2015 годов. Она, так или иначе была решена в ручном режиме с помощью Министерства образования РФ и ряда учебных заведений Южного Федерального Округа. Думается, надо смотреть с самого начала в глубь проблемы, когда необходимо принимать решение о кардинальной реконструкции системы образования в целом.

В первую очередьэто связано с тем, что наиболее вероятный сценарий развития образования будет идти в российском векторе. А там сегодня довольно поступательно реализуется Дорожная Карта Национальной Системы Компетенций и Квалификаций (ДК НСКК РФ), как глобальной системы развития трудовых ресурсов для инновационной постиндустриальной экономики, к чему Россия активно движется. Создаётся совершенно иная модель образования, когда в её системе координат появляются такие ориентиры, как профессиональные стандарты, модульные практико-ориентированные программы профессиональной подготовки, компетентностный подход, независимая от образования система оценки и сертификации компетенций и квалификаций, профессиональные сертификаты с ограниченным сроком признания. Уходят в лету оторванные от реального производства образовательные стандарты, теряет смысл пожизненная актуальность дипломов об образовании, сама система образования лишается права самостоятельно присваивать профессиональные квалификации и оценивать саму себя, образование становится просто подрядчиком у профессиональных сообществ и работодателей по выпуску на рынок квалифицированных профессионалов. При всём этом на один уровень признания становятся формальная, неформальная, спонтанная (самостоятельная) системы профессиональной подготовки. Главным показателем качества образования становятся результаты оценочной сертификации профессионалов в среде самих профессионалов, а не в учебном заведении.

Для реализации российской концепции на территории Новороссии больших преград нет. Главное, что нужно сверить свои шаги с теми шагами, которые уже описаны, приняты и уже реализуются согласно Дорожной карты НСКК РФ, закладывая фундамент НСКК Новороссии (ДНР, ЛНР) на уже зачищённом от Украинского Министерства образования, поле. При этом необходимо понимать, что если результатом любого профессионального образования является сама профессия с её компетенциями и калификациями, то первым нормативным актом на пути построения НСКК должен стать закон " О профессиях и квалификациях". Этот закон, если хотите, стоит на одной ступени важности с законом " О гражданстве", который определяет статус, права, обязанности гражданина и определяет институты их защиты. Почему же не должно быть закона, определяющего такие же категории признания человека в профессии? В профессии, которой он посвящает самую большую часть своей жизни. Попытки же начать совершенствование системы образования через принятие закона " Об образовании" можно сравнить с запряганием телеги впереди лошади. Кстати, и в Дорожной Карте НСКК РФ главным нормативным актом, как кульминация развития, является именно этот документ. Я соглашусь, что принятие его предусмотрено в самый последний момент, а не с начала, как предлагается в Новороссии. Но, как эксперт и один из разработчиков этой программы я могу довести до коллег, что в том то и отличие ситуации в России от положения на Донбассе, что в первом случае идёт поступательная ломка старой системы с одновременным построением новой конфигурации. Без горячки, не спеша, но поступательно и верно, что бы не оказаться под грудой руин старой системы образования. И в этой связи уже сегодня, ещё до принятия закона " О профессиях и квалификациях", в действующем законе " Об образовании", в Трудовом Кодексе РФ, в пенсионном и страховом законодательствах вводятся новые понятия и нормативы, направленные на соответствие всего комплекса законов, касающихся человека в профессии, строящейся Национальной Системе Компетенций и Квалификаций. В Новороссии же совершенно иная, я бы сказал, наиболее выгодная ситуация. Здесь нечего рушить и нет риска оказаться под обломками старой системы образования. Здесь даже ещё нет тех законов, которые придётся менять после принятия закона " О профессиях и квалификациях". Первоочередное принятие данного закона максимально приблизит нас к построению НСКК, что бы сроки её готовности соответствовали срокам запуска НСКК в России. А это уже начало 2018 года.

Новороссия находится и в другом выгодном положении. Здесь не придётся проходить сложный и весьма мучительный этап разработки профессиональных стандартов, который в России занял несколько лет. Промышленность Донбасса по сути повторяет промышленную инфраструктуру Кузнецкого угольного бассейна, некоторых районов Урала и Сибири. Сельское хозяйство находится в одной климатической полосе с Ростовской областью и Ставропольским краем, а, значит, оно идентично. Следовательно, в основу образовательных модульных программ местных учебных заведений вполне могут лечь наработки профессиональных стандартов РФ. Система же переподготовки преподавателей профессиональной деятельности вообще не является проблемой, как таковой. Как не является проблемой адаптация систем оценки и сертификации профессиональных квалификаций из России на Донбассе. Более того, автоматически расширится зона признания профессиональных сертификатов между Россией, Донецкой и Луганской Народными Республиками. Признание сертификатов их валидация, это и есть признание профессионального образования на общем пространстве трёх государств.

Думается, что это наиболее верный и безболезненный путь построения инновационной системы профессионального образования в Новороссии. Более того, сама Национальная Система Компетенций и Квалификаций создаётся в первую очередь для человека в профессии, человека труда. Не учитывать этот аспект было бы весьма близоруко.

 

(Донецк. Новороссия.май.2015 года.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.