Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 44. Аллах Всевышний сказал:






О (НЕОБХОДИМОСТИ) ПРОЯВЛЕНИЯ УВАЖЕНИЯ К ОБЛАДАТЕЛЯМ ЗНАНИЯ[735], (ЛЮДЯМ), ДОСТИГШИМ ПРЕКЛОННОГО ВОЗВРАСТА, И ТЕМ, КТО ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ДОСТОИНСТВАМИ, ПРЕДПОЧИТАЯ ИХ ДРУГИМ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМВЫСОКИХ МЕСТ И РАЗЪЯСНЕНИЯ ИХ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Аллах Всевышний сказал:

«Скажи: “Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают? ” Поистине, внемлют наставлениям только обладающие разумом». (“Толпы”, 9)

348 - Передается от Абу Мас’уда ‘Укбы бин ‘Амра аль-Бадри аль-Ансари что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - (Во время молитвы) имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха [736], если в этом они равны (между собой), то - тот из них, кто лучше всех знает сунну, если в этом они равны между собой, то - тот, кто раньше всех совершил переселение [737], если же они равны между собой и в этом, то - (принявший ислам) раньше всех, и ни в коем случае не следует человеку становиться имамом для того, кому принадлежит власть над чем-либо, [738] как не следует ему и садиться в его доме на его подушку иначе как с позволения (хозяина) Муслим 673.

В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом) вместо слов “фа-акдаму-хум синнан” приводится : “фа - акдаму-хум сильман”, то есть: принявший ислам раньше всех прочих.

В третьей версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал):

- Имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха и раньше других начал делать это, если в этом они равны, то - тот, кто раньше всех совершил переселение, а если они равны и в этом, пусть имамом для них будет самый старший из них по возрасту.

Под словами “принадлежит власть над чем-либо” /би - сультани-хи/ подразумевается либо то, над чем человек властен, либо то место, которое занимает только он.[739] “Его подушка” /такримату-ху/: имеется в виду то место, которое занимает в доме только этот человек, например, постель, кровать и тому подобные места.

349 - Сообщается, что Абу Мас’уд ‘Укба бин ‘Амр аль-Бадри аль-Ансари сказал:

- (Перед началом общей) молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно брал нас за плечи [740] и говорил: “Выравнивайтесь, и да не будет меж вами различий, [741] ибо тогда и сердца ваши не будут знать согласия, и пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, за ними - следующие, а за ними - следующие.” [742] Муслим 432/122.

Говорят, что под “зрелыми” /улю-ль-ахлям/ подразумеваются зрелые и достойные.[743]

350 - Передается от ‘Абдуллаха бин Мас’уда что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) трижды сказал: “Пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, а за ними - следующие”, - (после чего добавил): “И ни в коем случае (не ведите себя так, будто находитесь) на рынке! ” [744] Муслим 432/123.

351 - Сообщается, что Абу Яхья (говорят также, что его кунья - Абу Мухаммад) Сахль бин Абу Хасма аль-Ансари сказал: - (В своё время) ‘Абдуллах бин Сахль и Мухаййиса бин Мас’уд отправились в Хайбар, (между жителями) которого (и мусульманами) в те дни (действовал) мирный (договор. Там) они расстались друг с другом, а когда позднее Мухаййиса пришёл к ‘Абдуллаху бин Сахлю(он нашёл его) убитым и лежащим в луже собственной крови. Тогда он похоронил его и вернулся в Медину, а после этого ‘Абд ар-Рахман бин Сахль, [745] Мухаййиса бин Мас’уд и Хуваййса бин Мас’уд [746] отправились к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и ‘Абд ар-Рахман хотел заговорить (с ним), но (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Пусть говорит старший, пусть говорит старший! ”, - что же касается (Абд ар-Рахмана), то он был самым молодым из них и он замолчал, а двое других стали говорить. (Выслушав их, пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Можете ли вы принести клятвенное (свидетельство против убийцы, чтобы) по праву взыскать с него за кровь вашего убитого? ” аль-Бухари 3173, Муслим 1669.

А затем (Сахль бин Абу Хасма) привёл этот хадис до конца.[747]

352 - Передается от Джабира что пророк (мир ему и благословение Аллаха) (велел) собирать убитых в битве при Ухуде по двое - то есть: по двое в одну могилу[748] - и спрашивал : “Кто из них знал наизусть больше (атов) Корана? ”, - а когда ему указывали на одного из них, он повелевал хоронить его первым. аль-Бухари 1343.

353 - Передается от Ибн ‘Умара что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Мне приснилось, что когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано [749]: “Старшему! ”, - и я отдал её старшему из них. аль-Бухари 246, Муслим2271.

354 - Передается от Абу Мусы что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается, [750] и справедливому правителю. (Абу Дауд. Сахихуль джами’ 2199, сахих таргъиб 92, сахих Абу Дауд 453, мищка 4972.

355 - ‘Амр бин Шу’айб передавал со слов своего отца, что его дед, [751] да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не оказывает уважения старшим.” (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 5444, сахих Абу Дауд 4134, сахих ат-Тирмизи 1566)

В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Абу Дауд(сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - … и не отдаёт должного старшим среди нас.

356 - Передается от Маймуна бин Абу Шабиба, да помилует его Аллах, что (однажды) мимо ‘Аиши прошёл нищий, и она дала ему кусок хлеба, когда же мимо прошёл хорошо одетый человек, она (велела) усадить его за стол, и он поел. Потом её спросили о причине этого, и она сказала: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Отводите людям места сообразно их положению.” (Этот хадис приводит Абу Дауд, однако он сказал: “Маймун уже не застал Аишу в живых.” Сильсиля Да’ифа 1894, Да’иф Абу Дауд 132.

Этот хадис в начале своего “Сахиха”приводит также Муслим. В (его версии) сказано:

- Сообщается, что ‘Аиша сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам отводить места людям сообразно их положению.”

Кроме того, этот хадис приводит в своей книге “Ма’рифат ‘улюм аль-хадис” также и аль-Хаким Абу ‘Абдуллах, который сказал: “Это достоверный хадис.”

357 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: - (В своё время) ‘Уйайна бин Хисн приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе ‘Умар в совете которого всегда присуствовали чтецы Корана независимо от того, зрелыми людьми они были [752] или молодыми. ‘Уйайна сказал своему племяннику: “О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня.” И он обратился к ‘Умару с такой просьбой, получив на это его согласие. Явившись (к ‘Умару ‘Уйайна) сказал: “О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты даёшь нам мало и правишь нами несправедливо! ” (Услышав это) ‘Умар разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: “О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: “Держись прощения, [753] побуждай к добру [754] и отстраняйся от невежественных! ” [755], - что же касается этого, то, он как раз и относится к числу невежд.” И клянусь Аллахом, после того, как он прочитал этот аят, ‘Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего. аль-Бухари 4642, 7286.

358 - Сообщается, что Абу Са’ид Самура бин Джундуб сказал: - При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я был ещё юношей [756] и запоминал его слова, а говорить [757] мне мешает лишь то, что здесь находятся люди, которые старше меня. аль-Бухари 1332, Муслим 964/88.

359 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Если юноша станет проявлять уважение к старцу из-за его возраста, Аллах обязательно направит к нему того, кто станет проявлять уважение к нему, когда состарится он сам. (ат-Тирмизи, который сказал: “ Неизвестный (хадис)”[758] (Да’иф ат-Тирмизи 348, Да’ифуль джами’ 5012, мищка 4671.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.