Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свт. Амвросий Медиоланский






(Гр. Прохоров, Казанская духовная академия 1908 г.)

(333 (340), г. Тир - 397 г. Милан)

В IV в. появилась целая плеяда светильников Церкви, которые стали строить на уже положенном основании более или менее высокие здания. Одни из отцов Церкви, в силу исторически сложившихся обстоятельств (восток и запад), а равно и своих природных склонностей обратили свое внимание на теоретическую разработку христианских истин (восток), а другие сосредоточились на выяснении жизненно-практических вопросов, на разъяснении моральных требований.

Свт. Амвросий Медиоланский, если и уступал в учености своим восточным современникам (свт. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и т.д.), но он нисколько не уступал им в святости жизни и в своем значении для Церквей Запада.

Молодой адвокат Амвросий, отправляясь в 373 г. на работу в Северную Италию, получил в назидание от своего покровителя Проба: «Иди и поступай не как судья, а как епископ». Слова эти оказались пророческими: не прошло и двух лет как Амвросий сделался епископом Медиоланским.

Приписывая исключительно милосердию Божию свое призвание от должности префекта к званию епископа, свт. Амвросий считал себя бесконечным должником Божиим и потому постарался отдать всего себя на служение своему Спасителю. Вся его жизнь в сане епископа – это непрерывный подвиг.

Св. Амвросий понял, что исправление паствы нужно начать с исправления пастырей. В этих видах он и решил основать у себя в доме нечто в роде пастырской школы. Епископский дом свт. Амвросия был расположен в тихой и уединенной местности, весьма удобной для размышлений. Здесь св. отец и устроил пресвитериум – место общего пребывания, как клириков, так и готовившихся быть клириками. Все находившиеся здесь жили одною общею братскою жизнию. Амвросий являлся среди них не больше, как братом руководителем: все они вместе читали, вместе писали, вместе молились и постились; каждый из них был предан своему делу, оставаясь свободным от забот о насущном хлебе. Весь пресвитериум делился на два класса: старших и младших. Старшие, - более или менее просвещенные священники и диаконы - составляли епископский совет: они ведали делами епархии, заботились о замещении свободных священно и церковнослужительских мест. Младшие же (этот класс составляли не только взрослые клирики, но и малые дети) готовились быть священнослужителями и под непосредственным наблюдением святого отца изучали Св. Писание.

«Ничто не может внушить нам столько силы и привязанности к пастырскому служению, как необходимость быть подчиненным с ранней молодости строгому воздержанию и святости; благодаря этому клирики, оставаясь жить среди мира, удаляются и воздерживаются от сношений и привычек мирских» (Письмо LXIII, 66). Развеявшись по северу Италии, питомцы Амвросиева пресвитериума не порывали связей со своим учителем; св. отец находился в постоянной переписке со своими бывшими учениками… Не довольствуясь беседами и письмами, которыми он обменивался со своими питомцами, св. Амвросий решил письменно изложил права и обязанности священнослужителей; с этой целью он и написал книгу «De officiis ministrorum» (Об обязанностях священнослужителей).

Церковно-литературная деятельность свт. Амвросия началась довольно рано, почти одновременно с его принятием епископского сана. «Один только Истинный Учитель не учился тому, чему он учил других, люди же предварительно сами учатся, чему научают других, и от Него узнают то, что передают потом другим. Впрочем, со мной так не случилось, так как я будучи взят на священство непосредственно от трибунала и магистратуры, стал учить вас тому, чему и сам еще не научился».

Экзегетика и богословская наука на Западе находилась в зачаточном состоянии. Необходимость заставила свт. Амвросия обратиться к литературе Востока. Знавший греческий язык святитель изучил труды Оригена и Ипполита, Дидима-слепца и свт. Василия Великого, Климента Александрийского и Филона.

Изучив восточных отцов, свт. Амвросий не пошел дальше их, не создал на Западе ни своей школы, ни литературного направления, несмотря на многочисленность его сочинений. Ему недоставало самостоятельности и оригинальности. Его ум был направлен на разрешение жизненно-практических вопросов, его дух больше интересовала область морали. В этом случае свт. Амвросий остался римлянином, который не питал, вопреки грекам, особенного расположения к отвлеченному мышлению, сосредотачивая внимание почти исключительно на вопросах дня и дела.

«Об обязанностях священнослужителей» является книгой правил и наставлений прежде всего для клириков, а потом вообще для мирян. По своим качествам это сочинение стоит выше других его сочинений, сделавшим свт. Амвросию славу нравоучителя.

Сочинение «Об обязанностях священнослужителей» - это первая книга о пастырстве, во-вторых, это первый опыт связного изложения христианского нравоучения. Опыт, тем более ценный, что Амвросий не имел на этом пути предшественников и образцов. Это была первая попытка систематически объять жизнь христианина, подвести всю жизнедеятельность его под определенные принципы. Этот первый опыт оказался неудачным. Он не сумел последовательно провести христианский принцип морали, а лишь слабо наметил его. Автору не удалось точно и ясно отделить христианское от философско-языческого. Тем не менее это сочинение является замечательной книгой, не утратившей своего значения до наших дней. Вплоть до Фомы Аквината, давшего обработку христианской этике в тесной связи с Аристотелевской, это произведение было единственным и первым опытом представить христианскую мораль, в ее отделении от вероучения.

Вот почему эта книга стала пользоваться большим уважением уже вскоре своего появления на свет. Блж. Августин и другие мужи церкви говорят о ней с большим уважением и настойчиво рекомендуют ее для чтения. Значительное количество списков этой книги говорит о ее популярности в средние века, во все течение которых она служила делу воспитания молодых клириков.

К недостаткам книги стоит отнести ее несамостоятельность. Она написана по примеру и образцу Цицероновской книги «De officiis», причем свт. Амвросий заимствовал у языческого философа не только план и способ доказательства, (примеры истории – примеры священной истории), но подчас и его собственные выражения. Таким образом, формальная зависимость свт. Амвросия от Цицерона очевидна. (В свою очередь Цицерон подражал сочинению Панацея Родосского (IIв.)). Ученые расходятся во мнениях о том, насколько глубока эта зависимость не в формальном плане, а в содержательной стороне этики Цицерона и этики свт. Амвросия.

Цель написания этого сочинения – оно написано к клирикам. Однако и здесь есть различные мнения. Непосредственно к клирикам обращены лишь некоторые главы. Ministrorum генетив существует в названии в самых древних сохранившихся списках.

Время написания 391 г., хотя появились свидетельства о более ранней дате – 386 г. Известно, что автор писал ее в течение 16 лет. В ее основе (как, впрочем, и в основе и всех других произведений святителя) лежат проповеди свт. Амвросия, которые он произносил перед паствой или в своем пресвитериуме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.