Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовая база по реализации ФГОС ДО






Содержание образовательного процесса частного детского сада определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии Федеральным образовательным государственным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан на основе действующей Конституции РФ, законодательства РФ, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.[7]

Дошкольная образовательная организация любой формы собственности самостоятельна в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ.

Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются ее Уставом и (или) разработанной и утвержденной образовательной программой в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья дошкольников образовательных технологий, методов обучения и воспитания, запрещается законодательством Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными организациями (учреждениями), имеющими государственную аккредитацию. Нормативное обеспечение введения ФГОС ДО включает следующие мероприятия: формирование пакета документов и методической документации по внедрении ФГОС ДО; внесение изменений в локальные акты, регламентирующие деятельность дошкольной образовательной организации; изучение нормативно – правовых документов педагогическими работниками; пополнение папки «Нормативно - правовое обеспечение деятельности ДОО по реализации ФГОС ДО»; разработка Положения и плана работы творческой группы ДОО. Действующее законодательство по реализации ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в России включает в себя нормативно-правовые акты международного, федерального, регионального, муниципального и локального (внутриорганизационного) уровней.

Международный уровень содержит международные нормативные акты и договоры. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Они стали непосредственными источниками российского образовательного права и должны играть важную роль в регулировании образовательных отношений. Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ в случае, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти. Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение потому, что в качестве субъекта образовательных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица. В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные (международные) органы по защите прав и свобод человека (в том числе и права на образование) при соблюдении определенных условий: наличие соответствующего международного договора РФ и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав.

Федеральный уровень включает Конституцию Российской федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления правительства, нормативные акты Министерства образования и науки РФ.

Конституция Российской Федерации – это основной источник для всех отраслей российского права. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Все принимаемые подзаконные правовые акты не должны противоречить Конституции России, конституциям республик, законодательству других субъектов РФ. Если законодательные и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в России, вошли в противоречие с Конституцией РФ, то они подлежат отмене или изменению.

Многие из содержащихся в Конституции РФ норм имеют отношение к системе дошкольного образования. Так статья 43 гарантирует каждому человеку право на образование, в том числе и дошкольного. Статья 45 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин вправе защищать свое право на образование всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является право обращения в суд. Статья 120 Конституции РФ является важной гарантией правильного рассмотрения любого спора, устанавливающая независимость судей и подчинение их только закону, а в случае установления не соответствия акта государственного или иного органа закону принимает решение в соответствии с законом. Статья 123 Конституции РФ сформулировала основные принципы судопроизводства (гласность, состязательность, равноправие).

Федеральные законы принимаются Федеральным Собранием РФ и не должны противоречить Конституции РФ. Важнейшим среди федеральных законов РФ в области регулирования образовательных отношений является Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», действующий на всей территории России с 1 сентября 2013 г. Введение в действие ФГОС ДО как совокупности государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного дошкольного образования, позволит расширить возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечить условия здорового образа жизни и безопасности ребенка; минимизировать риски кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе; развить вариативные образовательные программы поддерживающие социокультурное разнообразие детства; разработать нормативы условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве; соблюдать права ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.

Региональный уровень охватывает нормативно-правовые акты государственных органов Московской области. В Московской области, как субъекте Российской Федерации, образовательные отношения в ДОО регулируются нормативными актами Министерства образования и науки МО, а также решениями и постановлениями исполнительных и представительных органов власти МО, постановлениями и распоряжениями губернатора МО.

Муниципальный уровень состоит из нормативных документов, принимаемых муниципальными органами власти, например, мэром города, главой городского округа, администрацией городского округа, управлением (отделом) образования городской администрации, которые регулируют образовательные отношения в ДОО.

Локальный уровень содержит внутриорганизационные нормативные акты. Федеральным законом об образовании (п.1 ч.3 ст. 28 и ч. 1 ст. 30) за образовательными организациями закреплены полномочия по принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах установленной компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, закрепленном уставом образовательных организаций.

Локальные нормативные акты в большей мере отражают особенности регулирования образовательных отношений в каждой конкретной дошкольной образовательной организации. Они регламентируют: правила приема дошкольников; режим занятий; порядок и основания перевода, отчисления и восстановления; порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и работниками, (или) родителями (законными представителями) дошкольников; язык, языки образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализуемым ею образовательным программам (ч. 6 ст. 14 Федерального закона об образовании); порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений (ч. 6 ст. 45 Федерального закона об образовании; нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч.4 ст.47 Федерального закона об образовании); режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (ч. 7 ст. 47 Федерального закона об образовании); права, обязанности и ответственность иных работников образовательных организаций (ст. 52 Федерального закона об образовании). Кроме того, в соответствии с п.1 ч.3 ст. 28 Федерального закона об образовании к компетенции образовательной организации относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка дошкольников и правил внутреннего трудового распорядка.

Указанный перечень вопросов, регулируемых локальными нормативными актами, не является исчерпывающим. Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом в пределах компетенции, установленной ч. 1 ст. 28 Федерального закона об образовании.

При этом, Федеральный закон об образовании не исключает, что по каждому из указанных в ч.2 ст.30 вопросов могут быть приняты отдельные локальные нормативные акты. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права дошкольников и работников, учитывается мнение советов родителей, представительных органов работников, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса Российской Федерации, представительных органов работников (при наличии таких органов). Учет такого мнения может осуществляться путем предварительного рассмотрения локального нормативного акта указанными органами, что должно найти отражение в документах соответствующих органов (например, в протоколах).

Необходимо отметить, что локальные акты ДОО не могут противоречить Уставу образовательной организации и действующему законодательству РФ. Также недопустимо использовать в принятых локальных нормативных актах ссылок на недействующие федеральные и региональные законодательные и подзаконные нормативные акты.

Локальные нормативные акты ДОО подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством с момента вступления Федерального закона об образовании в законную силу, то есть с 1 сентября 2013 года. В сети Интернет по адресу: https://273-фз.рф/model/ размещены образцы локальных актов, которые могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов в конкретной образовательной организации.

К локальным нормативным актам относятся: Устав ДОО, Правила внутреннего трудового распорядка, Должностные инструкции, приказы и распоряжения администрации ДОО, ООП ДО, решения педагогического совета ДОО и др.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Государственно-частное партнёрство в сфере ДО

Серьёзной проблемой развития дошкольного образования в Российской Федерации является значительная нехватка дошкольных образовательных организаций. В силу существующих бюджетных ограничений в настоящее время данная проблема не может быть решена только силами государства. Чтобы сделать систему образования конкурентоспособной, в т. ч. сектор дошкольного образования необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности, обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов – информационных, кадровых, управленческих, финансовых. Очевидно, что развитие государственно-частного партнерства является одним из путей повышения доступности для населения услуг дошкольного образования, а также - повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) – форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основой целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги. Характерные черты ГЧП:

· долгосрочный характер отношений;

· объединение ресурсов под достижение конкретного результата;

· распределение ответственности и рисков между частным и государственным партнером.

Развитие ГЧП в сфере образования, в том числе – дошкольного образования, является одним из путей повышения эффективности системы образования.

Разнообразие форм и механизмов ГЧП можно представить в виде схемы на рисунке 1.

Ниже представлены технологические схемы работы, системы управления работой и ресурсное обеспечение работы ГЧП.

 

 
 

 

 


Рис.1. Формы и механизмы ГЧП

 

2.1.1 Государственно-частное партнёрство в форме попечительских или управляющих советов, в которых участвуют представители субъектов частного сектора

Данный механизм позволяет включить в управление дошкольной образовательной организацией представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества).

Становится особенно актуальным в случае, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения образовательной организацией долгосрочного финансирования возможность участвовать в формировании программ развития и контроле их исполнения.

Технологическая схема работы:

- в устав образовательной организации вводится пункт о создании и полномочиях управляющего или попечительского совета;

- в совет избираются представители групп, заинтересованных в деятельности образовательной организации, в том числе благотворители и социальные инвесторы;

- управляющий совет в большей степени, чем попечительский, участвует в управлении образовательной организацией, соответственно, наделяется бó льшими полномочиями, позволяющими ему влиять на руководство образовательной организации;

- в зависимости от данных полномочий совет образовательной организации может: назначить руководители (директора, заведующую) образовательной организации, утверждать ключевые кадровые решения, рассматривать и утверждать программу и план развития организации, рассматривать и утверждать отчеты о работе организации, решать вопросы инвестирования и денежного вознаграждения руководителей.

Система управления работой

- управляющий совет проводит регулярные заседания под руководством председателя совета, избранного членами совета, по утвержденной членами совета повестке заседания;

- совет избирает из своего числа, а также из числа сотрудников организации и внешних экспертов, комиссии по рассмотрению ключевых вопросов – оценки деятельности организации, вознаграждения сотрудников и руководителей и др.;

- по результатам заседания совета принимаются обязательные для руководства организации решения, которые фиксируются в документах совета. Документы публикуются для рассмотрения заинтересованными сторонами и общественностью.

Ресурсное обеспечение работы

- Ресурсное обеспечение деятельности совета образовательной организации может осуществляться как за счет средств самой организации, так и за счет средств заинтересованных сторон, представители которых вошли в совет.

- Ресурсное обеспечение реализации принятых советом решений может обеспечиваться как заинтересованными сторонами, представители которых вошли в совет и в интересах которых было принято решение, так и из других источников.

 

2.1.2 Государственно-частное партнёрство в форме института общественного взаимодействия на основании решений органов государственного управления в форме экспертных советов, рабочих групп и др.

Данный механизм ГЧП широко распространен в Российской Федерации, практически все администрации регионов имеют при себе экспертные и общественные советы, рабочие группы и др. Спектр задач, решаемый подобными формами ГЧП, обычно ограничен экспертизой законодательных инициатив, обсуждением и оценкой важных вопросов социально-экономической и общественно-политической жизни региона, консультированием администрации региона. В образовательной сфере данный механизм может и используется для решения аналогичных задач.

Технологическая схема работы

- Экспертный совет (рабочая группа или др. подобная форма ГЧП) создается на основании постановления органа государственной власти, при котором создается совет.

- В рамках экспертного совета разрабатываются проекты экспертных заключений, которые затем рассматриваются и утверждаются советом, а затем рассылаются заинтересованным органам государственной власти.

Система управления работой

- Первоначальный состав экспертного совета определяется органом государственной власти и фиксируется в постановлении.

- Из числа членов экспертного совета избирается президиум и председатель президиума экспертного совета.

- Президиум готовит повестки заседаний экспертного совета, принимает вопросы для рассмотрения.

- Из числа членов экспертного совета могут быть образованы профильные комиссии и комитеты, которым поручают подготовку документов по определенным вопросам и их представление для рассмотрения экспертному совету.

- В постановление органа государственной власти о создании экспертного совета могут быть формализованы правила работы совета и его дальнейшего формирования (регламент работы совета).

Ресурсное обеспечение работы

- Ресурсное обеспечение работы экспертного совета полностью лежит на органе государственной власти, по инициативе которого он был создан.

 

2.1.3 Государственно-частное партнёрство в форме соглашения о сотрудничестве или протокола о намерениях по осуществлению совместных действий (без наступления гражданско-правовых обязательств)

Данная форма ГЧП представляет собой наиболее простую и наименее обязывающую форму партнерства. Реализация совместной деятельности сторонами соглашения зависит исключительно от доброй воли сторон.

Технологическая схема работы

- Технологическая схема работы состоит в добровольном совместном планировании действий, соответствующих соглашению, и реализации этих действий на основе доброй воли сторон.

Система управления работой

- Управление данным механизмом может быть организовано любым способом, приемлемым для сторон.

- В общем случае координация деятельности осуществляется уполномоченными представителями сторон, участвующих в соглашении, а оперативное управление осуществляется менеджментом организаций, представляющих стороны соглашения.

Ресурсное обеспечение работы

- Ресурсы предоставляются сторонами в соответствии с возможностями и согласованными полномочиями и обязанностями.

2.1.4 Государственно-частное партнёрство в форме простого товарищества

Данная форма ГПЧ основана на положениях главы 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По договору простого товарищества, наиболее известному как договор о совместной деятельности, двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Однако, некоммерческая организация, в том числе и образовательная организация, не может быть участником простого товарищества, созданного для извлечения прибыли, поэтому в сфере образования ГЧП в форме простого товарищества могут создаваться, например, в целях:

- консолидации и рационального использования материальных и преподавательских ресурсов образовательных организаций для обеспечения качественного образовательного процесса;

- совместного решения таких образовательных вопросов, как профильное обучение, образовательная практика, внедрение информационно-коммуникационных технологий, обогащение образовательной среды для сельских школьников за счет социокультурного комплекса товарищества

- совместного решения организационно-хозяйственных и кадровых вопросов.

Вкладом в простое товарищество признается все, что вносится товарищем в общее дело. В качестве вклада могут выступать не только деньги и иное имущество, но и профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вкладом образовательной организации может быть право пользования его помещениями, оборудованием, библиотечным фондом, иными ресурсами, преподавательская деятельность.

Со стороны сферы образования участниками простого товарищества могут являться любые образовательные организации. В одно товарищество могут объединяться как образовательные организации одного типа, так и образовательные организации разных типов. Например: несколько школ и одна образовательная организация профессионального образования; детские сады и школы и т.д. Помимо образовательных организаций и бизнес-структур участниками простого товарищества могут быть родители, иные заинтересованные физические и юридические лица.

Созданием ГЧП в форме простого товарищества можно добиться решения таких задач как:

- восполнение дефицита надлежащим образом оборудованных учебных, лабораторных, спортивных площадей образовательных организаций;

- повышение эффективности использования имущественного комплекса образовательных организаций;

- снижение бюджетных расходов на развитие и расширение имущественного комплекса образовательных организаций.

1.1.5 Государственно-частное партнёрство в форме коммерческой организации

Данная форма ЧГП основана на положениях главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Долевое участие в капитале хозяйственного общества или товарищества является одной из распространенных форм взаимодействия партнеров, позволяющих обеспечить максимальную защиту интересов обеих сторон, четкое распределение прав и обязанностей, эффективный контроль использования финансовых ресурсов и мониторинг результатов деятельности юридического лица для реализации целей партнерства.

Государственно-частное взаимодействие на основе участия в капитале хозяйственного общества или товарищества позволяет сохранить достаточно высокую степень государственного (муниципального) контроля над этими организациями через своих представителей в их органах управления.

Данный механизм можно использовать в целях:

- поддержки и модернизации инфраструктуры сферы образования;

- реализации различных образовательных проектов, проектов в области издательской деятельности и др.;

- организации, финансирования и проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

- внедрения инновационных технологий;

- создания управляющих компаний в целях обеспечения эффективного управления движимым и недвижимым имуществом в сфере образования.

Автономные образовательные учреждения, которые на основании Федерального закона «Об автономных учреждениях» (в редакции от 04.11.2014 г.) с согласия своего учредителя вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный капитал других юридических лиц в качестве их учредителя или участника, становясь участниками совместной с частным бизнесом коммерческой организации, получают возможность:

- повышения эффективности использования своего имущества за счет передачи его в качестве своего вклада в коммерческую организацию, создаваемую для целей обеспечения и расширения образовательной деятельности;

- повышения интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала за счет дополнительного источника дохода (дивидендов от деятельности коммерческой организации);

- расширения сферы своей образовательной деятельности путем создания учебно-производственных центров, центров коллективного пользования научным и технологическим оборудованием, технопарков и др.

1.1.6 Государственно-частное партнёрство в форме некоммерческой организации

Данная форма ГЧП регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакцииот 31.12.2014 г).

Среди механизмов ГЧП в сфере образования наибольшее распространение получает механизм создания ГЧП в форме автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, фонда.

Благотворительные фонды и фонды развития как составляющую часть ГЧП создают, как правило, частные бизнес-структуры с целью финансирования организаций профессионального образования. Такой механизм позволяет бизнес-структуре определять наиболее приоритетные для нее направления профессионального обучения, выполнять косвенный «аутсорсинг» проектов. Кроме того, она получает возможность финансировать посредством грантов те разработки, которые она впоследствии сможет использовать в своей деятельности (путем покупки права пользования патентом).

Участие государства или муниципального образования в управлении фондом осуществляется через их представителей в попечительском совете фонда, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда.

В форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации могут создаваться образовательные организации, которые являются негосударственными, но при этом остаются под государственным или муниципальным контролем. Деятельность таких организаций финансируется за счет доходов от собственной деятельности, а также за счет частных финансовых вложений, а не за счет бюджетных средств.

В форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации в сфере образования могут создаваться ГЧП, осуществляющие как образовательную, так и другие виды деятельности, но так или иначе направленные на:

- повышение эффективности управления в системе образования,

- осуществление бюджетных расходов с большей эффективностью, достижение относительной экономии в расходовании бюджетных средств;

- расширение имущественной и финансовой базы образовательных организаций, в том числе и бюджетных, за счет привлечения внебюджетных источников финансирования;

- расширение конкурентоспособности образовательных программ, повышение их качества;

- удовлетворение динамично изменяющегося спроса на рынке труда;

- усиление инновационной составляющей образования.

В области профессионального и дополнительного образования может найти широкое применение такое ГЧП как создание образовательных организаций в форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации.

Лицами, заинтересованными в создании и финансировании таких образовательных организаций, могут являться крупные, в том числе градообразующие, предприятия. Данные образовательные организации, как правило, создаются для подготовки специалистов, в которых заинтересованы принявшие участие в их создании бизнес-структуры, что позволит всем выпускникам таких образовательных организаций найти работу по специальности в пределах региона их проживания, в том числе и на предприятиях – учредителях этих образовательных организаций.

Таким образом, создавая совместно с частным бизнесом образовательные организации, государство получает развитый конкурентный рынок образовательных услуг, экономию в расходовании бюджетных средств на развитие системы образования; бизнес, финансирующий деятельность образовательных организаций, получает возможность участвовать в управлении этими организациями, формировать социальный заказ системе образования, выстраивая учебный процесс в соответствии с потребностями рынка труда, определяя приоритеты развития образовательной организации, и влиять на качество подготовки специалистов, а образовательные организации получают финансовые ресурсы, необходимые для развития образовательной деятельности, соответствующей современным требованиям, и возможность давать обучающимся знания, максимально приближенные к запросам бизнеса.

Следует также отметить, что ГЧП, созданным в форме некоммерческих организаций, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут в пределах своей компетенции оказывать экономическую поддержку в различных формах, в том числе путем предоставления льгот по уплате налогов, сборов и иных платежей, полного или частичного освобождения от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом (ст.31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции от в редакцииот 31.12.2014 г)).

1.1.7 Целевой капитал как механизм государственно-частного партнёрства

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. № 275–ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (в редакции 23.07.2013 г.) целевым капиталом является та часть имущества некоммерческой организации, которую она формирует за счет передаваемых ей пожертвований в виде денежных средств, а затем передаст в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирование уставной деятельности данной некоммерческой организации – собственника целевого капитала или иных некоммерческих организаций – получателей доходов от целевого капитала.

Сформировать целевой капитал и быть его собственником могут не все некоммерческие организации, а лишь те из них, которые созданы в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

Организации, в том числе и образовательные, наряду с другими некоммерческими организациями, хотя и не могут быть собственниками целевого капитала, но могут быть получателями дохода от целевого капитала. Из числа получателей дохода от целевого капитала исключены государственные корпорации, политические партии и общественные движения.

Физическое или юридическое лицо – Жертвователь, обладающее достаточными средствами и желающее осуществить акт благотворительности в отношении каких-либо образовательных организаций (как одного, так и нескольких), заключает со специализированной некоммерческой организацией договор пожертвования, по которому он обязуется передать в собственность этой некоммерческой организации денежные средства для формирования целевого капитала, доход от которого будет распределять в пользу иных получателей дохода от целевого капитала. Данная некоммерческая организация должна соответствовать следующим требованиям:

- она должна быть создана в организационно-правовой форме фонда,

- ее деятельность должна быть связана исключительно с формированием целевого капитала, его использованием и распределением дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала.

Договор пожертвования может определять конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала, срок, на который формируется целевой капитал, получателей дохода от целевого капитала. В противном случае эти условия и получателей доходов от целевого капитала будет определять Попечительский совет Фонда. Законом на Попечительский совет Фонда возложены функции совета по использованию целевого капитала.

После заключения договора пожертвования Фонд открывает специальный банковский счет, на который Жертвователь единовременно или отдельными взносами перечисляет сумму пожертвования.

Целевой капитал должен быть сформирован в течение одного года со дня поступления на банковский счет Фонда первого пожертвования на формирование целевого капитала.

В течение этого же срока, т.е. одного года со дня поступления на банковский счет Фонда первого пожертвования на формирование целевого капитала, в Фонде должен быть сформирован Попечительский совет.

В Попечительский совет Фонда должны входить представители Фонда, Жертвователь (его представители), представители образовательных организаций – получателей дохода от целевого капитала, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественности.

В течение двух месяцев со дня, когда сумма полученных Фондом денежных средств на формирование целевого капитала составит 3 млн. рублей, и при условии, что уже создан Попечительский совет, Фонд обязан передать денежные средства в доверительное управление управляющей компании по управлению целевым капиталом, с которой Фонд заключает договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал. Со дня передачи таких денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным.

Управляющей компанией по управлению целевым капиталом может быть только акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

После того, как целевой капитал будет сформирован, Фонд вправе объявить о публичном сборе денежных средств на его пополнение.

Если в течение одного года со дня поступления на банковский счет Фонда первого пожертвования на формирование целевого капитала общая сумма поступивших пожертвований не превысит 3 млн. руб. или если в течение этого срока не будет создан Попечительский совет, Фонд не вправе передавать полученные пожертвования в доверительное управление. В этом случае целевой капитал не формируется, а Фонд до окончания финансового года, в котором истек срок формирования целевого капитала, обязан возвратить поступившие денежные средства Жертвователю.

Если иной срок не предусмотрен договором доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, доход от целевого капитала Управляющая компания передает Фонду в течение 15 дней после завершения отчетного периода.

Полученный от Управляющей компании доход от целевого капитала Фонд частично использует сам и распределяет между иными образовательными организациями, указанными в договоре пожертвования или в решении Попечительского совета Фонда, в качестве получателей дохода от целевого капитала. Использование дохода от целевого капитала и распределение его между образовательными организациями Фонд осуществляет в соответствии с договором пожертвования или решениями Попечительского совета Фонда.

Полученный образовательной организацией доход от целевого капитала должен использоваться в соответствии с целями, предусмотренными его уставом, договором пожертвования или решениями Попечительского совета Фонда.

Доходы от целевого капитала могут направляться на:

- создание стимулирующих фондов по оплате труда преподавателей и грантов для поддержки обучающихся;

- развитие материально-технической базы и информационной среды, приобретение современного оборудования, пополнение библиотечного фонда;

- разработку и внедрение образовательных инноваций;

- финансовую поддержку социального пакета работников;

- финансирование стажировок и повышения квалификации;

- другие цели в интересах образования.

1.1.8 Аутсорсинг в образовании - механизм государственно-частного партнёрства

Под аутсорсингом понимается деятельность внешних исполнителей (подрядчиков, поставщиков), осуществляющих на основании гражданско-правовых договоров функции обеспечения и управления ресурсами образовательных организаций. Главная цель такого партнерства системы образования и бизнеса – дать образовательныморганизациямвозможность сосредоточить усилия на образовательной деятельности и получать более высокий уровень обслуживания этой деятельности без увеличения бюджетных затрат.Применение аутсорсинга основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, глав 34, 37, 42, 48, 49, 51, 52, 53).

Функции, передаваемые на аутсорсинг:

- обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений;

- установка и обслуживание систем охраной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, водоснабжения, канализации;

- эксплуатация, обслуживание и ремонт инженерных и технических систем зданий, сооружений;

- учёт потребления тепло- и электроэнергии, холодной и горячей воды, анализ, расчёт оптимизации энерго- и водопотребления;

- управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа;

- организация горячего питания и медицинского обслуживания учащихся и воспитанников;

- организация работы по уборке помещений, зданий и территории образовательных учреждений, озеленению территории образовательных организаций;

- содержание и оборудование находящихся на территории образовательных организаций спортивных и детских площадок;

- обеспечение образовательных организаций оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебными изданиями, компьютерной и иной техникой, мебелью, транспортными средствами, хозяйственным инвентарем т.д.;

- организация доставки школьников в образовательные организации.

Аутсорсинг осуществляется силами внешних исполнителей и силами привлекаемых ими соисполнителей.

Аутсорсинг сопровождается соответствующими расходными обязательствами бюджетов.

Внешним исполнителям можно передать такие хозяйственные функции образовательных организаций, как обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений; установка и обслуживание систем охраной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, электро- и водоснабжения, канализации; учёт потребления тепло- и электроэнергии, холодной и горячей воды, расчёт оптимизации энерго- и водопотребления; управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа; организация горячего питания и медицинского обслуживания учащихся и воспитанников; организация работы по уборке помещений, зданий и территории, озеленению территории; обеспечение оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебными изданиями, компьютерной и иной техникой, мебелью, хозяйственным инвентарем т.д.; организация доставки школьников в образовательные организации.

Источниками финансирования расходов при реализации указанных функций внешними исполнителями могут выступают бюджетные ассигнования, предусмотренные на развитие образовательных организаций; средства целевых программ, а также собственные средства образовательных организаций (от оказания платных услуг, доходы от предпринимательской деятельности, безвозмездные поступления, и др.).

Основные требования к претендентам

Обязательные требования:

- не проведение ликвидации претендента, отсутствие решения суда о признании претендента банкротом и об открытии конкурсного производства;

- не приостановление деятельности претендента в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки;

- отсутствие у претендента задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов претендента за последний завершенный отчетный период.

 

2.1.9 Привлечение управляющих кампаний в сферу образования как механизм государственно-частного партнёрства

Данная форма ГЧП регламентируется положениями главы 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Управляющая компания – юридическое лицо или группа компаний (вне зависимости от форм собственности или организационно-правовой формы), наделенные государством или собственником образовательных организаций правом выполнения функций государства или собственника по управлению образовательными организации и принявшая под эти права имеющиеся финансовые и властные ресурсы, переданные в целях качественной реализации поставленной государством или собственником задачи в виде сформулированного государственного задания.

Государство или собственник образовательных организаций представляет образовательной организации и управляющей компании сформулированное и обеспеченное ресурсами государственное задание на выполнение основной функции образовательной организации и контролирует качество, сроки и объемы его выполнения. Одновременно государство или собственник передает управляющей компании ресурсы и права управления образовательными организациями с целью обеспечения эффективного и качественного управления образовательными организации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Привлечение государством или собственником управляющей компании может осуществляться на основе концессионных соглашений, договоров государственного заказа или договора на оказание услуг для муниципальных (государственных) нужд и иное в рамках действующего законодательства.

Привлечение управляющей компании для управления бюджетными образовательными организациями осуществляется на основании конкурса и имеет ограничения по перечню передаваемых функций. Автономные образовательные организации, имеющие финансовую, управленческую и имущественную самостоятельность, имеют возможность наиболее эффективно использовать преимущества привлечения управляющей компании для выполнения государственного задания по обеспечению качества образования.

В целях повышения качества образовательной услуги и в соответствии с государственным заданиемуправляющая компания принимает на себя полномочия «директора» образовательной организации, функции которого на сегодня возложены на директора школы, ректора и т.д. Одновременно управляющая компания назначает заместителя директора по учебной части.

В соответствии с принципами управления под конкретную цель – повышение качества образовательной услуги – управляющая компания:

1. Выстраивает логистику управления образовательной организацией.

2. На основе договоров между субъектом РФ, муниципалитетом и управляющей компанией Государство обеспечивает полное финансирование государственного заказа, т.е. оплата производится под стратегию развития образовательной организациичерезуправляющую компанию, которая отслеживает полноту и своевременность финансирования.

Также наличие управляющей компании и единого задания от государства реализует принцип - деньги за учеником или студентом, снимая, таким образом, имеющиеся проблемы взаимоотношения субъекта РФ и муниципалитета

3. Управляющая компания отвечает за эффективное использование имущественных комплексов образовательных организаций и имеющегося оборудования, определяет формы их максимально возможного использования под нужды образовательной организации, производит модернизацию, ремонты и иное совершенствование, применяет различные формы эффективного использования имеющихся мощностей.

4. Управляющая компания обеспечивает образовательную организацию квалифицированными кадрами, включая их переподготовку в вузах, корпоративную переподготовку, привлечение известных специалистов по контракту, поддерживает непосредственную практическую связь с работодателями. Таким образом, профессора вузов и студенты будут иметь практические навыки. Формируются научно-образовательные - практические комплексы.

5. Управляющая компания в целях эффективного управления, высокого качества образования применяет современные технологии, использует различные финансовые и интеллектуальные ресурсы, создает научные школы.

Применяющиеся на практике управляющие компании (УК) можно разделить на три основных типа:

1. управляющие деятельностью хозяйствующих субъектов от имени и по поручению владельцев этих субъектов, действующие на основании ГК РФ,

2. обслуживающие и управляющие недвижимостью и имеющие соответствующие лицензии,

3. управляющие финансовыми активами доверителей и имеющие соответствующие лицензии.

В сфере дошкольного и общего образования потенциально могут использоваться все 3 типа управляющих компаний:

1. УК осуществляющие деятельность от имени владельцев – для эффективной организации и модернизации образовательного процесса в нескольких образовательных организаций,

2. УК недвижимости и ЖК сферы – для обслуживания зданий и управления использованием помещений, модернизации зданий образовательных организаций,

3. УК финансовых активов – для управления целевым капиталом образовательных организаций.

Наиболее перспективной формой ЧГП в виде привлечения в сферу образования управляющих компаний является привлечение управляющих компаний, осуществляющихдеятельность от имени владельцев/учредителей.

УК данного типа в образовании может представлять собой самостоятельный хозяйствующий субъект в форме ЗАО, ОАО или др. типа, учрежденный государством, муниципалитетом и/или коммерческими/некоммерческими организациями. Управляющая Компания в образовании должна стать независимой структурой, привлеченной на конкурсной основе.

Технологическая схема работы

· УК должна обеспечить реализацию всех процессов, необходимых для текущего функционирования и развития образовательных организаций. Эти процессы могут быть разделены на основные, вспомогательные и процессы развития.

· К основным процессам относятся: разработка учебных планов; методическое обеспечение преподавания; организация и контроль выполнения учебных планов; непосредственно преподавание (основное и дополнительное); поддержка учащихся (внеклассная работа, ГПД, группы здоровья и т.п.); поддержка родителей (информирование и консультации); отчетность по основному процессу. Реализация этих процессов лежит на педагогических коллективах образовательных организаций. УК назначает зам. директора по науке и зам.директора по воспитательной работе в каждой образовательной организации отвечающих исключительно за реализацию основных процессов. Контроль и координация лежит на руководителе УК или уполномоченном сотруднике УК (эта схема во многом похожа на схему управления основной деятельностью ВУЗов – «ректор–проректор по учебной части–деканы факультетов»).

· К вспомогательным процессам относятся: материальное обеспечение образовательного процесса (включая обеспечение классов, лабораторий и библиотек); обслуживание зданий и прилегающей территории; обслуживание компьютерного парка и сетей; обеспечение питания; транспорт; общее и кадровое делопроизводство; найм персонала; бухгалтерия и финансы; закупки и контрактование. Реализация этих процессов в той или иной пропорции делится между штатом УК и нанятыми УК субподрядчиками. Возможен вариант самостоятельной реализации или полного аутсорсинга. В любом случае управление реализацией каждого процесса и ответственность за него лежит на исполнительной дирекции УК и конкретных уполномоченных сотрудниках УК.

· К процессам развития относятся: анализ потребностей, разработка/модернизация и предложение новых образовательных услуг (включая организацию конкурсов на разработку учебных курсов, пособий и т.п. среди педагогических коллективов); анализ качества обучения и эффективности работы управляемого образовательного комплекса, разработка и внедрение мер по повышению качества обучения и эффективности работы (включая организацию системы повышения квалификации для педагогов и управленцев); разработка планов долгосрочного развития (включая развитие имущественного комплекса); ресурсное обеспечение планов развития (включая фандрайзинг и поиск стратегических партнёров); продвижение (на рынке образовательных услуг, благотворительного капитала, рынке труда и др.) и поддержание отношений с представителями стейкхолдеров (включая публичную отчетность, организацию попечительских советов и т.п.). Реализация этих процессов осуществляется в основном силами УК, возможен аутсорсинг некоторых задач. Реализация этих процессов должна быть абсолютным приоритетом для руководителя УК.

Отметим, что фандрайзинг представляет процесс привлечения спонсорских финансовых средств на осуществление конкретной программы, систематическая и направленная деятельность организаций, включающая такие способы привлечения средств, как обращение за грантами, организация благотворительных мероприятий, сбор пожертвований и т.д.

Стейкхолдерами (группами влияния, потенциальными выгодополучателями от деятельности) любой организации являются:

  • владельцы фирмы;
  • покупатели ее продукции;
  • поставщики разного рода ресурсов;
  • работники фирмы;
  • местное сообщество;
  • различные широкие общественные группы;
  • государство.

Ресурсное обеспечение работы

· Основные процессы. Финансовые ресурсы: государственное финансирование закупки образовательных услуг, плата за дополнительные образовательные услуги и, в меньшей степени, привлеченные деньги благотворителей. Организационные ресурсы: педагогические коллективы образовательных организаций, управленцы УК.

· Вспомогательные процессы. Финансовые ресурсы: муниципальное финансирование обслуживания имущественного комплекса зданий, плата потребителей за не финансируемые государством/муниципалитетом услуги. Организационные ресурсы: штат и управленцы УК, субподрядчики.

· Процессы развития. Финансовые ресурсы: привлеченные инвестиции со стороны партнеров и благотворителей. Организационные ресурсы: руководитель УК, штат УК.

 

В настоящее время Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Следует отметить, что в 69 субъектах Российской Федерации были приняты законы о ГЧП. Однако без принятия закона на федеральном уровне полноценная реализация региональных проектов с участием ГЧП в субъектах Российской Федерации крайне затруднена.

Согласно законопроекту, под ГЧП понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о ГЧП, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций.

Развитие правового регулирования ГЧП на федеральном уровне позволит установить в России единую для всех регионов терминологию, закрепить общие принципы ГЧП, задать единый вектор развития регионального нормотворчества в сфере ГЧП.

В субъектах Российской Федерации меры по развитию дошкольного образования реализуются в рамках региональных и муниципальных программ. Наиболее активно в регионах используются следующие механизмы ЧГП партнерства: создание управляющих и попечительских советов, аутсорсинг, концессионные соглашения, соглашения о сотрудничестве.

Таким образом, внедрение механизмов ГЧП будет способствовать:

- решению проблемы общедоступности дошкольного образования;

-совершенствованию качества предоставляемых услуг дошкольного образования;

-обеспечению инвестиционной привлекательности сферы дошкольного образования для представителей бизнес-сообщества, индивидуальных предпринимателей;

-снижению инвестиционных рисков вложения в систему в сферу дошкольного образования;

-расширение возможности для родителей (законных представителей) выбора образовательной организации, независимо от его формы собственности.

 

 

Разработка бизнес-плана ДОО

2.2.1 Резюме «Частный детский сад кратковременного пребывания» (Московская область)

Актуальность проекта. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, на основании мониторинга разработки и реализации региональных программ развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации и обеспечения его доступности разработана Поэтапная программа ликвидации очередности в дошкольные организации. Программа включает мероприятия по использованию возможностей негосударственного сектора дошкольного образования (меры государственной поддержки негосударственных дошкольных организаций, меры по снятию административных барьеров для развития индивидуального предпринимательства, меры поддержки родителей, дети которых получают дошкольное образование в негосударственных образовательных организациях).

Представленный проект предполагает удовлетворение потребности населения в услугах по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. Форма - группа кратковременного пребывания.

Показатели эффективности проекта:

Чистый дисконтированный доход: NPV=605926, 80 0

Индекс доходности: PI=3, 32 1

Срок окупаемости проекта - 0, 9 года

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.