Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий обзор содержания второго послания к Солунянам.






(I-III)

Надпись и приветствие (I, 1-2).

Часть первая (1 гл.) – Восторг апостола от истинно-христианской жизни Солунян.

I. Апостол благодарит Бога за возрастание Солунян в христианских добродетелях и поощряет их на дальнейшие труды, особенно же подвиг мученичества – перенесение гонений и скорбей надеждою будущих благ (1 гл.)

1) Благодарит Бога за то, что среди Солунян возрастает вера: «превозрастает» - перерастает все неприятности, стоит как утес среди волн; при страданиях рождается сочувствие и, таким образом, «множится их любовь», связующая их как членов одной семьи (3), а потом и терпение их при гонениях так велико, что все это дает Апостолу право хвалиться ими (конечно о Господе) в прочих церквах (4).

2) Но так как внешнее положение Солунян среди гонений не отрадное, то Апостол в утешение и ободрение их выставляет такие истины, которые могли бы одушевить их в терпении и ни во что ставить нападки врагов (5-10). Именно:

А) Будет непременно праведный суд (5-7):

(Праведные здесь страдают, а беззаконники – благоденствуют. Уже факт настойчивости в добре, не смотря на страдания, говорит за глубокое убеждение в праведное воздаяние. Кроме того, есть и правосудный Бог, Который несомненно устроит и другую жизнь (Царствие Божие), где будет праведное воздаяние (5). Так именно и будет: после праведного суда вместе с Апостолами Солуняне получат «отраду», что будет в день второго славного, с Ангелами, пришествия Господа (6-7).)

Доказавши истину воздаяния на суде, Апостол далее

Б) рисует самую картину этого суда (8-10):

(1-е, Бога будут сопровождать сонмы Ангелов, эта рать, «сила Его» (7); потом Он явится «в огне», как орудии суда и отмщения «не познавшим Бога» - безбожникам и «не покоряющимся» Евангелию, т.е. при вере теоретической, оказывающим непослушание в жизни (8). Им будет «вечная погибель» от «лица Господа», на котором будет написан Его гнев «от славы могущества Его», ибо почувствуют беспредельную Его карающую силу (9). Но то же лицо Божие принесет отраду другим – верующим. В них Он прославится – изольет на них всю Свою Славу, и при том так, что этому удивятся все (напр. Ангелы), как можно и теперь дивиться чудной перемене Солунян от проповеди Апостола (10).)

Еще далее, чтобы Солуняне удостоились получить изображаемые Апостолом Блага,

3) Апостол молится о преуспеянии Солунян в христианских совершенствах (11-12):

(дабы Господь Своею благодатною силою сделал их достойными своего христианского имени, а для того, пусть исполнит их всеми благами, какими хочет наделить их благость Божия («всякое благоволение благости». (возрождение, освящение, всыновление) и помог бы сохранить и проявить их веру во всей силе и полноте в искушениях («дело веры в силе») (11), дабы мы прославились в Боге, и Он в нас ради благодати – по милости Христовой (12).

С вестями о светлой стороне жизни Солунян Апостол получил сведения и о неисправностях их, из которых одна омрачила их христианскую мысль, а другая – их христианское поведение. Первая состоит в том, что некоторые допустили себе увлечься мнением о скором, будто бы, пришествии Христовом, а вторая - в том, что другие, в виду скорого конца мира, предались праздности и жизни на чужой счет. Таких обстоятельств Апостол не мог оставить без исправления; первое исправляет во второй главе, а второе в третьей. Потому вторую главу можно назвать вероисправительной, а третью нравоисправительной.

II. Часть вторая – вероисправительная.

Мысль Апостола о втором пришествии Господнем привела Солунян в смятение: одних радостью, а других страхом. Апостол рассеивает их мысли, что наступает (настоит) день Господень, ибо пред Его пришествием должен еще явиться Антихрист (2-я глава).

1) Исправление неправых мыслей о втором пришествии Господнем и откровение об Антихристе (1-8).

А) Не следует волноваться ни по каким причинам: ни по ложному слуху, ни по проповеди, ни по какому-то, якобы Апостольскому, посланию (1-2), ибо

Б) пришествию Господню должно предшествовать явление Антихриста («отступления»), как об этом говорил им уже Апостол в бытность свою у них (3-5).

(Это человек – воплощение всего греховного, имеющий родиться для погибели людей (3), противник всего святого, выдающий себя за Бога, требующий себе божеского поклонения (4); как об этом Апостол уже и говорил Солунянам лично (5),)

В) но теперь же, хотя «тайна» его – замаскированная работа его против Бога, и действует (7), но есть нечто «удерживающее» явление антихриста, только когда «это» устраняется, тогда явится антихрист (6), а потом и Господь, чтобы разорить дело его, убив его духом уст Своих (8) (6-8).

2) Однако, чтобы не испугать Солунян ужасом деятельности антихриста, Апостол спешит и утешить, и укрепить в ожидаемых искушениях Антихриста (9-12). Именно:

А) Успех антихриста будет зависеть от его ложных знамений и чудес, ибо сатана даст ему на то свою силу (9),

Б) но поверят ему лишь те, что «любви истины не приняли, чтобы спастись им», т.е. у кого в душе не будет истины – кто убьет в себе это чувство (10), а потому ими и завладеет антихристова ложь (11) (10-11);

В) за то неверы и погибнут (12).

3) Отсюда источник радостного утешения для Солунян: быть верными в вере (13-17):

(они возлюблены Богом, избраны и призваны ко спасению и вечной славе Господом, если твердо будут стоять в этой вере (13-15): (слава Богу) (благодарим Бога: Он от века чрез Благодатное призвание, при вашей вере в проповедь нашу, освятил вас благодатно и сделал избранными к спасению (13), для прославления в вас Христа и вас славою Христовою (14). А потому вам следует твердо держаться преподанных уроков (предания) веры (13).)

Но так как Божии только обетования непреложны, а воля человеческая – шатка, колеблется, то

4) Апостол прилагает молитву об укреплении верующих и в здравом учении и твердой по вере жизни христианской (16-17):

(Господь уже возлюбил вас и дал в сердца ваши ощущение радости духовной от действия благодати Св. Духа, это пусть и послужит «упованием добрым» для «будущего (16), когда Он «утешит» скорбные сердца и утвердит, их «во всяком слове и деле благом» - в христианском учении и доброй жизни, без чего не может быть утешения в скорбях (17).)

III. Часть третья – нравоисправительная.

Нравоисправительные уроки начинаются с 6-го стиха, а

1) С 1-го по 5-й стих Св. Апостол помещает мысли, как бы заключающие его послание: прощения, надежды и благожелания. Дабы, по мысли Св. Златоуста: «смягчить сердца обличаемых и сделать их восприимчивее к его урокам» (1-5):

(Просит молитв о славном распространении слова (1) при устранении с пути зложелателей (2), от которых да сохранит вас Бог (3), что и даст им Господь, если они послушны Ему (4), и в поддержку им просит у Бога терпения и любви (5) …)

2) Речь нравоучительная. Главный недостаток Солунян, замеченный Апостолом – была праздная, суетливая и тунеядная жизнь некоторых из них. Апостол укорил из-за это в первом своем послании (IV, 11; V, 14), но они не исправились, поэтому укоряет их, и уже гораздо строже, и в этом послании. Ход мыслей здесь такой:

А) высказав общий закон (6): (отделяться от всякого, кто не держится учений и предания Апостольского),

Б) Апостол прилагает его к Солунским отступникам от него, но не прямо, а сначала разъясняет виновность их.

а) Ибо пример Апостола (7-9): (который не отягчал материально паству, хотя и имел на то нравственное право, именно, в целях дать всякому пример для подражания).

б) И прямая его заповедь (10): (кто не хочет делать – пусть не ест) учила иному, чем делали они. И далее

В) определенно указывая порок (ничего не делают, суетятся, болтаются из дома в дом со сплетнями), обличает беззаконников (11) и

Г) Предлагает им исправиться: (оставив сплетни, зарабатывать себе пропитание) (12), если же не исправятся, то

Д) Все-таки милостыню – творите (13), а об них

Е) Доложите ему, а сами отлучитесь от них (14-15).

3) В заключение (16-18): благожелания, молитвы (о мире у них при исполнении всех его наставлений) (16) и особое указание на свое факсимиле (в 18 ст.), как доказательство несомненности и подлинности данного и других его посланий, как Апостольских (17-18).

 

Над главою Св. Павла явно был Божий покров, однако же не безопасно было далее искушать Господа, и он положил оставить Коринф, уступая злобе своих врагов и врагов Евангелия… Остальные «дни довольны» (Деян. XVIII, 18), ясно, употреблены были на окончательные распоряжения относительно порядков в устроенной им Коринфской церкви – управления ею и на избрание и рукоположение пресвитеров, как обычно делал Апостол Павел во всех местах.

Во время своего полутора годового пребывания в Коринфе Св. Апостол основал церкви Христовы не только в Коринфе, но и в Кенхрее (Рим. XVI, 1), гавани и предместье Коринфа, и в других местах Ахаии (2 Кор. I, 1). В состав церкви Коринфской вошли по преимуществу язычники, по большинству языческого населения там (1 Кор. X, 1). Судя по мирским отношениям, в числе верующих не много было мудрых, но все-таки были; не много было знатных, однако были; не много было богатых, однако были и такие. Большинство же состояло из простецов, небогатых и неученых, но эти внешние отличия сглаживались более или менее влиянием духовных совершенств: один получал слово премудрости и разума, другой – дарование исцелений, иной – рассуждения духовом, иной – роды язык, иной – сказания язык, иной – дар пророчества и многие другие и все это по одному и единственному праву – по мере веры. (1 Кор. XII, 7-10; XIII, 1-3; XIV, 26). По именам из уверовавших поминаются: Iуст, в доме которого, вероятно, были и первые церковные собрания; Крисп, начальник синагоги, уверовавший со всем своим домом и крещенный, самим Апостолом Павлом (Деян. XVIII, 7-8). Гай – после, странноприимец Павлов (Рим. XVI, 23; 1 Кор. I, 14); Стефан, тоже крещенный Апостолом Павлом, которого со всем, его домом особенно хвалил Апостол (1 Кор. XVI, 15); Хлоя с домашними ее (1 Кор. XVI, 17) и некто Епенет возлюбленный (Рим. XVI, 5); Фива, диаконисса Кенхрейская (Рим. XVI, 1-2); Сосфен, битый по случаю восстания на Ап. Павла, но не как христианин (Деян. XVIII, 17), потом стал истинно-верующим и был при Св. Павле в Ефесе во время написания послания (1 Кор. I, 1). Еще Ераст, городской строитель (эконом) Кварт (Рим. XVI, 23; 2 Тим. IV, 20). Вероятно, все эти лица были ближайшими сотрудниками Св. Апостола в устроении церкви и усердными продолжателями его дела. Против иудеев же, врагов Св. Апостола Павла и Евангелия, во время отсутствия Св. Павла, Господь послал в Коринф мужа красноречивого, сведущего в писаниях и пламенно веровавшего в Господа Иисуса – Аполлоса, иудеянина, родившегося и воспитавшегося в Александрии. Его-то, наученного вере в Ефесе, и избрал Господь и послал в Коринф в противодействие иудеям. Прибыв сюда, Аполлос благодатью Божьею много содействовал уверовавшим. Ибо он сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая писаниями, что Иисус есть Христос (Деян. XVIII, 24-28). Действия Аполлоса в Коринфе много принесли пользы тамошним христианам, и Св. Павел сравнил действие его проповеди там – поливке только что появившегося растения. Это значит, что слово его текло обильно и напояло души всех.

Устроивши все нужное для Св. Церкви в Коринфе, Св. Павел простился с братией и решил отправиться в Иерусалим, где не был уже почти три года. Ему хотелось присутствовать на приближающемся празднике, по всей вероятности, Пятидесятницы. Он взял с собою Акилу и Прискиллу и отправился в Кенхрею, в морской порт, где уже образовалась маленькая церковь. В благодарность за некоторое избавление, может быть от насилия иудеев, он принял обет назорейства. Согласно с этим обетом он воздерживался от вина и отпустил длинные волосы 1), которые он и остриг в Кенхреях, чтобы принести их во всесожжение вместе с жертвами в Иерусалиме. На корабле вместе со спутниками он благополучно доехал до Ефеса. Прибытие его сюда совпало или с кануном субботы или с одним из трех недельных собраний евреев в синагоге, и он сразу же, оставивши спутников, со своим обычным рвением появился среди Ефеских иудеев, которых здесь было много и, они пользовались влиянием. Иудеи, выслушав проповедь Св. Павла о Распятом Мессии, оказались довольно заинтересованными ею; они просили Ап. Павла подольше побыть у них; но он торопился в Иерусалим и обещал им, если, на то будет воля Божия, возвратится сюда скоро. Патом он снова сел на корабль и отплыл в Кесарию, а оттуда поспешил в Иерусалим, где приветствовал церковь (Деян. XVIII, 22). С кем он виделся в Иерусалиме и как исполнил свой обет, ничего не известно. Можно полагать, что иудействующие христиане, окружавшие «Брата Господня», Апостола Иакова, были им недовольны за принятие в церковь Христову язычников без обязательного исполнения обрядового закона Моисеева; поэтому некоторые из них порешили следовать за ним по пятам, чтобы противодействовать успеху его проповеди, в чем в значительной степени и успевали, как это будет видно из дальнейшего. Из Иерусалима же Св. Павел отправился в Антиохию, где его ожидал теплый и радушный прием.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.