Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Культурология: основные школы и направления___ 23 7 страница







А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

тура Китая, а также греческая культура VIII—VI в. до н. э. К идеалистическому типу Сорокин относил культуру раннего Возрождения (XIII—XIV вв.) и куль­туру классической Греции V—IV вв. до н. э.

Также каждая из названных культур формирует определенный тип личности. По мнению Сорокина, таких типов также существует три — идеационалъная, сенситивная и смешанная личности.

Основной характеристикой идеационалъной личности является ее религиозность. Ее мало волнуют вопросы повседневного быта, политика, экономика, «мирская суета». Для нее характерна насыщенная внутрен­няя духовная жизнь, строгое следование нравственным заповедям, ис­полнение своего долга перед Богом и людьми.

Есть два подтипа идеационалъной личности — аскетический и активный. Аскетическая личность уходит от мира, подавляя телесное начало ради спа­сения души. Аскетами были буддийские монахи в хинаяне, римские стоики, христианские пустынники. Активная личность посвящает себя борьбе со злом и духовному спасению других людей. Поэтому активными идеациона-листами были буддисты махаяны, христианские миссионеры, основатели ре­лигиозных движений.

Сенситивная личность целиком погружена в мирские заботы, стре­мится к успехам, земным радостям и чувственным наслаждениям. Она обычно эгоистична и не отличается строгой нравственностью.

Можно выделить несколько подтипов сенситивной личности. Так, актив­ные личности стремятся подчинить себе обстоятельства и других людей, пас­сивные — приспосабливаются к обстоятельствам, циничные — безнравст­венны и аморальны, часто надевают на себя маску, скрывающую их подлин­ный облик. Примером сенситивных личностей могут служить Александр Македонский, Петр I, Рокфеллер, Ленин.

Смешанные личности делятся на два типа. Есть идеалистические личности. Им свойственно руководствоваться разумом в решении всех проблем. У них богатая духовная жизнь, высокие идеалы, они стремятся к духовным радостям, хотя не пренебрегают житейскими благами. Это — Конфуций, Фома Аквинский, Петрарка. Второй тип — псевдо­идеалистические личности — у них слабо развита внутренняя духовная жизнь, они пассивны, не способны сопротивляться, потребности их не­высоки. Они живут, «как Бог велит», тупо, апатично, терпеливо и бесцель­но. Это жизнь рабов, узников, подданных тоталитарных режимов.

Не следует думать, что тип культуры должен однозначно определять тип личности. Как с доминирующей культурной суперсистемой всегда соседствуют другие типы культуры, так рядом с доминирующим типом сосуществуют и другие типы личностей. Между ними всегда возникают разногласия, ведь их ментальности несовместимы.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА

Сорокин обращет особое внимание на разработку объективных методов оценки культуры. Поэтому он проводит количественный анализ культур­ных феноменов. Так, привлеченные им искусствоведы рассмотрели более 100 тыс. творений изобразительного искусства и определили, какое число этих произведений, свойственных определенному типу культуры, было соз­дано в разные периоды истории. Процентное соотношение между количест­вом произведений с теми или иными типологическими особенностями ис­пользовалось как индикатор доминирующего типа культуры. Так же была проанализирована история музыки и литературы. А видные философы соста­вили список европейских мыслителей, определив их взгляды, убеждения и т.д. Были изучены все известные исторические деятели, определен их тип личности, на основании чего был сделан вывод о доминирующих типах лич­ности в разные периоды. Кроме того, Сорокин изучил все правовые системы европейских государств, определяя, что считалось преступлением в разные эпохи, рассмотрел все войны и народные волнения. Так что все его выводы основаны на огромном фактическом материале.

Главный вывод Сорокина — в истории все три типа культуры череду­ются с неотвратимостью природных процессов. Идет волнообразное из­менение культур: от идеационального типа к идеалистическому и от не­го — к чувственному. Это движение культур имманентно, не зависит от действия посторонних факторов. Культуры изменяются в силу своей природы — носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела. И в начальной стадии развития культуры она экспансивна, энергична, глубока. Но постепенно культура теряет за­пас своих сил, становится бесплодной, поверхностной и в конце концов останавливается, переходит в кризисное состояние и разлагается. После этого приходится обращаться к другим принципам и двигаться к иному типу культуры.

По сути дела, в теории суперсистем Сорокина действуют два начала культуры — идеальное и чувственное, которые им онтологизируются, переводятся в пласт объективного бытия. Преобладание одного из них определяет тип культуры и соответствующий ему тип мировоззрения. Надо помнить, что ни один тип культуры не бывает представлен в чистом виде. В любую эпоху фактически сосуществуют все три типа культуры, но лишь один из них резко доминирует. Затем его удельный вес постепенно убывает и доминирующим становится другой тип, основанный на ином начале. Кроме того, по Сорокину, культуры не замкнуты ни во времени, ни в пространстве. Поэтому они постоянно используют достижения как прошлых культур и цивилизаций, так и соседних культур, с которыми они контактируют.

Таким образом, теория Сорокина представляет собой своеобраз­ный — волновой — вариант циклической модели культуры, хотя и не замкнутой в локальных цивилизациях. Разные культуры могут свободно


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУ РЫ

обмениваться своими достижениями в разных областях, но при этом они находятся в жестких пределах, заданных идеальным и чувственным началами.

Как и другие философы и культурологи XX в., Сорокин подробно ана­лизирует современную культуру, отмечая ее кризисное состояние. Он считает, что чувственная (сенситивная) культура, господствующая сего­дня, стремится освободиться от религии и морали, концентрируя свои ценности вокруг повседневной жизни. Неслучайно ее героями становят­ся фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Но такая культура лишена абсолютных идеалов, стремление к чувствен­ному наслаждению и потребительству доведено в ней допредела Шесть столетий господствует она в западном мире, но время ее истекает.

Кризис культуры проявляется в том, что искусство становится товаром, приложением к рекламе, оно не возвышает личность, а принижает ее до уровня толпы. Размывается и теряет определенность система истины, стира­ется граница между истиной и заблуждением. Наука никак не связывается с моралью, религией, искусством. Целостное мировоззрение подменяется смешением псевдонаучных, псевдофилософских, псевдорелигиозных воззре­ний и предрассудков. Мораль и право деградируют, оправдывая любое пове­дение, а потому перестают объединять людей. Семья теряет право называть­ся нерушимым союзом, превращаясь в случайное временное сожительство. Под прикрытием демократии воцаряется анархия. Свобода становится ми­фом для большинства и вседозволенностью для меньшинства. Грубая сила все чаще доминирует в отношениях между людьми. Симптомом кризиса высту­пают сталинский социализм и гитлеризм.

Суть кризиса западной культуры, по мнению Сорокина, заключается в распаде основополагающих форм западной культуры — философии, ре­лигии, науки, права, морали, образа жизни, брака, семьи. Это кризис на­шей жизни, образа мыслей и поведения. Поэтому гибель европейской сенситивной культуры неизбежна, но никакой трагедии в этом Сорокин не видит. Наоборот, нынешний кризис есть не только смерть старой культуры, но и рождение в муках культуры новой. И это будет идеацио-нальная культура с ее абсолютными религиозными идеалами альтруи­стической любви и этикой солидарности.

3.4. Психоанализ и культура

Инициатива применения психологической науки для объяснения явлений культуры принадлежала австрийскому психиатру и психологу Зигмунду Фрейду (1856—1939). Его идеи распространились на многие сферы научного знания — социологию, педагогику, теорию искусства,


КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX BЕKA

культурологию и т.д. В ходе рассмотрения различных вопр осов психики человека Фрейд вынужден был обратиться к анализу проблем, связанных с природой художественного творчества, сущностью и функциями ис­кусства и культуры. Поэтому его принято считать автором психоанали­тической теории культуры, первым применившим психологические фак­торы дляобъяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом.

Психоаналитическая концепция культуры 3. Фрейда. Уже в конце

XIX в. появились работы Фрейда, далеко выходившие за рамки психоте­
рапии. В них была показана связь внутренних состояний личности с
внешним социокультурным миром. Тогда же он начал изучать сновиде­
ния, полагая их воротами в бессознательное, говорить о защитной функ­
ции неврозов, анализировать психосексуальное развитие человека. Эти
исследования закономерно привели Фрейда к созданию в 20—30-х гг.

XX в. целостной теории психоанализа, которая изложена в его работах
«Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913),
«Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927).

Исходным пунктом своей концепции Фрейд делает гипотезу о трех­уровневом строении человеческой психики;

1) бессознательное Оно имеет природное происхождение, включает в себя слепые инстинкты, безотчетные влечения, первичные желания, стремящееся к немедленному удовлетворению;

2) сознательное Я выступает посредником между бессознательным и внешним миром, воспринимает информацию об окружающем мире и регулирует действия индивида в интересах самосохранения;

3) Сверх-Я объединяет в себе запреты, нормы социального поведе­ния, совесть, усвоенные личностью первоначально бессознательно в про­цессе воспитания.

Фрейд, придавая большое значение действиям инстинктов, выделяет в качестве основного инстинкт продолжения рода, который обладает са­мой большой энергией (либидо) для своего проявления. Эта энергия тре­бует выхода, разрядки и или находит себе выход через любовные дейст­вия, или вытесняется (репрессируется) в сферу бессознательного, или пе­реключается (сублимируется) на культурную и социальную деятельность. Таким образом, культура в психоанализе рассматривается как проявле­ние индивидуальной психики в общественной жизни.

По мнению Фрейда, эротические желания (либидо) заложены в че­ловеке с самого детства и в своем развитии проходят ряд стадий. Вначале они направлены на собственное тело ребенка, а когда дитя подрастает, его либидо в зависимости от пола раздваиваетс5г. у мальчиков либидо на­правлено на мать, а у девочек — на отца. Интересно, что при этом дети испытывают враждебные чувства к отцу и к матери соответственно.


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Подобные взаимоотношения детей и родителей Фрейд назвал ком­плексом Эдипа (для мальчиков), комплексом Электры (для девочек). На- звание позаимствовано из трагедии древнегреческого автора Софокла «Царь Эдип». Герой трагедии по воле богов убивает своего отца и женит­ся на собственной матери. Эдипов комплекс — универсальное явление для всех культур, это фундамент индивидуального развития человека с детства до взрослого состояния.

Важнейшим выводом Фрейда и исходным пунктом психоанализа стала гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня че­ловеческой психики, имеющей сложное строение. Первым уровнем че­ловеческой психики и является бессознательное Ононе зависящее от сознания безличное начало человеческой души, первооснова всех наших желаний и поступков. Это мир заложенных в человеческой психике ин­стинктов, неконтролируемых и неосознаваемых желаний, всей психиче­ской энергии человека. Бессознательное активно вмешивается в нашу жизнь, а представление, что нашими поступками руководит наше Я — сознание, это всего лишь иллюзия.

Именно стихийные первичные влечения — движущие силы поведе­ния людей. К ним относятся либидо — половой инстинкт, стремление к продолжению рода, стремление к жизни, а также мортидо — агрессив­ный инстинкт, стремление к разрушению и смерти. Поэтому под тонкой пленкой сознания с его приглаженными образами и рафинированной логикой клокочет темная бурлящая бездна бессознательного.

Сознание (Я) — второй уровень психики, который человек способен контролировать. Я обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, поэтому оно руководствуется принципом реальности, приспо-сабливаясь к объективным условиям. Но наше сознание постоянно стал­кивается с силой бессознательного, руководствующегося принципом удовольствия. Поэтому очень часто Оно одерживает верх, маскируя свои влечения под сознательные решения Я.

Человек может выжить в обществе, лишь подчинив Оно своим важ­
нейшим целям. Так возникает третий слой психики — Сверх-Я. Это сфе­
ра долженствования, моральная цензура, выступающая от имени роди­
тельского авторитета. Сверх-Я — это своеобразная проекция мира куль­
туры в человеческую психику, которая тоже проявляется в форме
бессознательного. По сути дела, это — нормы и ценности культуры,
проникающие в сферу бессознательного, чтобы овладеть энергией Оно.
Именно Сверх-Я заставляет человека преодолевать инстинктивные вле-
чения, результатом чего становится появление человеческой культуры.
Таким образом, по Фрейду, в бессознательном взаимодействуют два
противостоящих начала — инстинктивно природное и социокулътур-
ное.

78 1


 


КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА


Разыскивая истоки культуры, Фрейд обращается к анализу докультурно-го состояния человечества и связывает появление культуры с «убийством первобытного отца». Он рисует далекую от идиллии картину: первобытное стадо, где отец-деспот обладает всеми женщинами и не дает сыновьям при­близиться к ним, изгоняя их, как только они подрастут. Но однажды неудов­летворенное влечение сыновей заставило их объединиться, убить своего отца и съесть его. По мнению Фрейда, следы этого сохранились у многих перво­бытных народов в ритуальных тотемических трапезах-жертвоприношениях. Тотемическое животное торжественно убивалось и съедалось первобытным кланом, заменяя некогда убитого и съеденного отца.

Но после отцеубийства сыновья испытали огромное чувство вины за со­деянное и установили запрет на отцеубийство и на инцест — кровосмеше­ние внутри рода. Так что тотемические ритуалы, сохранившиеся у некото­рых народов, напоминают нам о первородной вине человека. А эти первые запреты и образовали эдипов комплекс, который передается по наследству и служит базой культуры.

Итак, бессознательное, как утверждают психоаналитики, является основой человеческой психики, ее древнейшим ядром, тогда как разум и сознание составляют лишь его внешнюю оболочку, результат позднего развития психики в условиях цивилизации. Бессознательное отделяется от сознания в момент возникновения культуры — в этот момент агрес­сивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворя­лись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями об­щества.

С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запре­тов, где присутствует психологический конфликт — бессознательные си­лы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия и кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. По мере развития общест­ва и культуры норм и запретов становится все больше и больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя чело­век из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовле­творенными человеческие влечения. Как правило, человек не осознает причины своего несчастья, так как культура связана с механизмом ре­прессии (вытеснения) — защитным механизмом психики, состоящем в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное не­приятных для Я влечений и импульсов.

Но либидо и мортидо лишь заблокированы культурными нормами. Накапливаясь, неудовлетворенные влечения превращают психику чело­века в «бурлящий котел». Поэтому они должны периодически «разря­жаться», причем наиболее безопасным для общества способом. Так появ­ляется механизм сублимации, который преобразует энергию либидо и мортидо в различные виды деятельности, переводя ее на цели обществен-


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ного и культурного творчества. Спорт, наука, искусство, одухотворенная любовь — все это, по мнению Фрейда, продукты сублимации первичных инстинктов. Важнейшими элементами культуры, служащими для раз­рядки психических напряжений, являются религия и искусство. Поэто­му они с течением времени приобретают все большее значение в куль­туре.

Концепция Фрейда оказала огромное влияние на развитие науки и общественной мысли XX в. Разумеется, в ней много недостатков — пан-сексуализм, биологизация бессознательного, несоответствие ряда поло­жений концепции фактам антропологических исследований. Но несо­мненным достижением Фрейда стал анализ периода раннего детства, снов, эмоциональной сферы личности, а также изучение компенсатор­ной функции культуры — феноменов, до тех пор остававшихся без вни­мания ученых.

Психоаналитический подход получил дальнейшее развитие в культу­рологии XX в., в работах В. Райха, О. Ранка, Г. Рохейма и др. Но особое место в этом ряду занимают работы К.Г. Юнга, создателя учения о кол­лективном бессознательном.

Концепция коллективного бессознательного К. Юнга. Абсолютиза­ция Фрейдом биологических сторон жизни человека вызвала критику не только ученых, отрицательно относившихся к психоанализу в целом, но даже и его ближайших последователей. К их числу относился и Карл Гус­тав Юнг (1876—1961), который, так же как и Фрейд, получил медицин­ское образование, некоторое время сотрудничал с ним и многое воспри­нял из психоанализа. Но после 1913 г. Юнг разорвал отношения с Фрей­дом и начал самостоятельно разрабатывать аналитическую психологию, которая стала еще одним своеобразным вариантом культурологии. Идеи Юнга были изложены в целом ряде работ, для культурологии это прежде всего «Архетип и символ».

Юнг существенно расходился с Фрейдом в понимании культуры. Прежде всего он отрицал пансексуализм Фрейда и эротическую интер­претацию всех явлений культуры, а также предложил иную структуру личности. Изучая состояния транса медиумов, галлюцинации и помраче­ния рассудка, он сделал вывод о том, что пророки, поэты, основатели ре­лигиозных движений (как и больные люди) слышат какой-то голос, иду­щий из глубин подсознания. Большинство из них в силу недостаточного образования и особенностей биографии не могли знать сложные куль­турные символы, которые являлись им во время транса. На основании этого вывода Юнг приходит к заключению о существовании в психике не столько индивидуального, сколько коллективного бессознательного. Бес­сознательное, по его мнению, представляет собой необозримый резерву­ар нашего Я, который связывает сознание со сферой инстинктивной


КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА

жизни. В нем проявляются некие «праформы» — типичные образы, сим­волы, проходящие через всю историю мировой культуры. В них выража­ется причастность человека к таинственной, мистической стороне жиз­ни. Когда бессознательное вступает в область сознания, то воспринимает­ся им как нечто неизвестное и непонятное, а потому пугающее.

Так было сделано величайшее открытие Юнга — существование кол­лективного бессознательного — родовой памяти человечества, формы существования древнего психического опыта человечества, состоящей из ассоциаций и образов и являющейся отражением опыта предыдущих по­колений. Таким образом, наряду с индивидуальным бессознательным Фрейда Юнг признавал существование коллективного бессознательного, которое присуще всем людям, передается по наследству и служит основой индивидуальной психики. Врожденные программы и универсальные образ­цы поведения влияют не только на элементарные поведенческие реакции (безусловные рефлексы), но и на восприятие, мышление, воображение.

Коллективное бессознательное не приобретается в прижизненном опыте, оно существует уже в душе при рождении, но при этом не являет­ся чисто природной силой, хотя и передается по наследству биологиче­ским путем. Основными элементами, структурами коллективного бес­сознательного являются архетипы — накопленный за долгое время су­ществования культуры человечества коллективный психический опыт, под влиянием которого формируются образы, мысли и чувства живших и живущих людей, выраженные в мифах и символических изображени­ях. Примерами архетипов могут служить представления о матери-земле, мудром старце, демонах и т.п. Это не образы, а фундаментальные пере­живания, психические первосмыслы, под воздействием которых мы вос­принимаем и оцениваем окружающий мир. Интересно, что архетипы действуют лишь до тех пор, пока мы не осознаем их наличия. Как только происходит их осознание, они из сферы бессознательного попадают в сферу сознания и превращаются из архетипов в сознательные установки. После этого они выводятся из подсознания.

Самой древней формой психического опыта человечества является миф, поэтому все архетипы связаны с мифологическими образами. Миф является основой человеческой души, дает человеку чувство единения с первоосновами жизни. В мифе душа находит согласие со своими архети­пами.

Иначе, чем Фрейд, Юнг определяет и культуру. Если у Фрейда она включена в Сверх-Я и стоит в оппозиции к Оно, то у Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга. Оба они служат источниками культуры.

Иными видит он и взаимоотношения человека с культурой. По Фрейду, жизнь каждого человека представляет неразрешимое противо-


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

речие, так как культурные нормы жестко ограничивают проявление под- I сознательных влечений. Для Юнга бессознательная основа человеческой личности, хотя и имеет архаическое происхождение, все же способна жить в мире с культурой. Он считал, что проявления бессознательного можно сделать относительно безопасными и даже поставить их на служ­бу культуре.

Для этого нужно не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение. Ведь именно бес­сознательное дает нам ощущение полноты жизни, в архетипах берет на­чало творчество и вдохновение. А. от «темных сторон» нашей души нас защищают многочисленные символы, в создании которых особенно пре­успела религия. Например, верующий всегда может помолиться и при­звать на помощь Бога. По Юнгу, Бог, как и бесы, искушающие человека, есть не что иное, как архетип, символически выраженный в соответствую­щих культурных образах. Обращение к архетипам помогает человеку справиться с ситуацией. Таким образом, культура ведет не борьбу, а диалог с бессознательным. Так обеспечивается целостность человеческой души.

Юнг много внимания уделял, анализу мышления и его связи с куль­турой. По его мнению, есть два типа мышления — логическое и интуи­тивное. Западное мышление —логическое, оно развилось в рамках сред­невековой культурной традиции на базе схоластики. В восточной куль­турной традиции большее развитие имеет интуитивное мышление, которое идет не в словесных рассуждениях (как в Европе), а в виде пото­ка образов.

Типы мышления напрямую связаны с соответствующими типами
личности — экстравертами и интровертами. Западная культура чаще
рождает экстравертов — людей, ориентированных на внешний мир. Вос­
ток с его интуитивным мышлением дает интровертов — людей, ориенти­
рованных на свой внутренний мир, на приспособление к коллективному
бессознательному. уж

Человеку более соответствует интровертное мышление, так как оно устанавливает баланс между сознанием и коллективным бессознатель- ным. Поэтому в таких культурах высоко ценят опыт сновидений, виде-ний, галлюцинаций. Оно незаменимо для творчества, мифологии и рели- гии. Но, к сожалению, такое мышление и такие личности не подходят для развития современной индустриальной культуры с ее преобладани­ем экстравертов.

У экстравертов нарушается баланс сознания и бессознательного. В результате архетипы в самых примитивных формах способны вторг­нуться в сознание народов. Примером такого вторжения могут служить факельные шествия, массовый экстаз, пламенные речи коммунистиче­ских и фашистских вождей, символика свастики и красной звезды. По







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.