Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Культурология: основные школы и направления___ 23 1 страница






Глава 1. Предыстория......................................................................................... 25

Глава 2. Культурологические теории XIX века......................................................... 43

Глава 3. Культурология XX века............................................................................... 60

Раздел II. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ.......................................................................... 101

Глава 4. Культура как предмет изучения................................................... 103

Глава 5. Морфология культуры. Функции культуры.............................. 125

Глава 6. Динамика культуры......................................................................... 151

Глава 7. Онтология культуры........................................................................ 181

Глава 8. Межкультурная коммуникация.................................................... 197

Глава 9. Типология культур........................................................................... 242

Раздел III. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ...................................................................... 253

Глава 10. Рождение культуры и искусства в первобытном обществе 255

Глава 11. История и культура древних цивилизаций Месопотамии.. 269

Глава 12. Древний Египет: культура, обращенная к вечности............ 283

Глава 13. Культура Древней Индии: единство и многообразие.......... 296

Глава 14. Культура Древнего Китая: сочетание символа и ритуала 321

Глава 15. «Греческое чудо»: стремление к гармонии и совершенству 342

Глава 16. Культура Древнего Рима: основа европейской цивилизации... 368

Глава 17. Христианская культура византийской цивилизации........... 382

Глава 18. Арабо-мусульманская культура Средневековья................... 398

Глава 19. Западноевропейская культура Средних веков...................... 411

Глава 20. Антропоцентристская парадигма культуры возрождения. 432

Глава 21. Гуманистическая культура Нового времени.......................... 457


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 22. Самосознание европейской культуры XIX века................... 473

Глава 23. Русская культура раннего Средневековья.............................. 486

Глава 24. История и культура Московской Руси..................................... 508

Глава 25. Два лика русской культуры XVIII века................................... 534

Глава 26. «Золотой век» русской культуры............................................... 558

Заключение. Культура XX века: основные направления...................... 586

Краткий словарь специальных терминов............................................. 605


ВВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

Становление культурологии как науки

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до на­стоящею времени, сложен и противоречив. На этом пути зачастую со­единялись прогрессивные и регрессивные явления — стремление к ново­му и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Чем старше делалось человечество, тем сложнее и масштабнее становились проблемы его существования, и в поисках способов их разрешения главную роль всегда играла культура, которая адаптировала человека к постоянно меняющимся условиям жизни, по­могала ему найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке.

Слово «культура» — одно из наиболее употребительных сегодня, как в научном, так и в практическом обиходе. Мы используем его легко, поч­ти не задумываясь о его содержании. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет мно­жество смыслов. Различные аспекты развития культуры довольно давно привлекли внимание философов, историков, психологов, социологов, эт­нологов, археологов, лингвистиков. Однако только в XX в. ученые осозна-нали потребность в специальном межпредметном исследовании куль­туры. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной на­учной дисциплины о культуре, получившей название культурология.

Выделению культурологии в самостоятельную область знания пред­шествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Таким образом, культу­рология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потреб­ность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообраз­ную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Начало недолгой истории попыток дать научное объяснение феноме­ну культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Г оббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях: естественном (природном) и культурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гер дера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие куль­туры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у раз­ных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духов­ная жизнь человека, его духовные способности.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с име­нем американского культурного антрополога Л если Алвина Уайта, предложившего название для новой науки о культуре. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «По­нятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой облас­ти знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Уайт предпринял попыт­ку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реак­цию человеческого организма на внешние факторы, а социология — за­кономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он прочил культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира.

Несмотря на то что культурология постепенно заняла свое место сре­ди других социальных и гуманитарных наук, споры о ее научном статусе продолжаются до сих пор. Даже на Западе термин «культурология» был принят не сразу, и культура там продолжала изучаться такими дисципли­нами, как социальная и культурная антропология, социология, психоло­гия, лингвистика и др. В нашей стране этот термин утвердился лишь с на­чала 1990-х гг., когда культурология заменила устраненные из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учеб-


КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

ной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и фа­культеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины все еще не завершен. Культурологиче­ская наука находится сегодня в процессе становления, ее содержание и структура пока не обрели четких научных границ, исследования в ее рам­ках разноречивы, существует много методологических подходов к опре­делению предмета этой науки. И в наше время достаточно широко рас­пространена точка зрения, что своего предмета исследования у культуро­логии нет, он «растекается» по другим научным дисциплинам — истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Только в одном из немногих пунктов безусловно согласны все — предме­том культурологии является культура. Споры вокруг предмета культуро­логии происходят на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.

Место культурологии в системе других наук

Если определить культуру как все, что создано человеком и человече­ством, то сразу станет понятно, почему определение статуса культуроло­гии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в ко­тором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле че­ловека, и мир природы, возникший объективно, без участия людей. Соответственно все современные науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гу­манитарные науки. Кроме того, есть философия, которая формулирует общие подходы к изучению мира, а также анализирует место в нем чело­века и его отношения с природой, другими людьми и самим собой.

Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и резуль­татах человеческой деятельности. И тогда встают вопросы, где же место культурологии среди этих наук и что она должна изучать.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социо­логии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствозна­ния и др. Таким образом, культурология является комплексной социогу-манитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисципли­нарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуро-ведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязан­ного комплекса научных представлений о культуре как о целостной сис­теме. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует,


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

углубляет представление о культуре, дополняя его собственными иссле­дованиями и знаниями.

Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культуро­логии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культу­рологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основы­вающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человече­ского мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает че­
ловеческое общество в его конкретных формах и условиях существова­
ния. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е.
едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно из­
меняются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений.
Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их ме­
жду собой, выявляет общекультурные закономерности исторического
процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить кон-

кретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулиро­вать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматри­вается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. От­сюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозны­ми и историческими факторами и поэтому представляет собой относи­тельно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригиналь­ную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее су­ществования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и вы­являет ее типологические особенности, разрабатывает систему собствен­ных категорий. В этом контексте исторические данные помогают по­строить теорию возникновения культуры, выявить законы ее историче­ского становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и на­стоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология. Среди ученых самых разных направле-


КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

ний не вызывает возражения утверждение, что культура является поро­ждением общественной жизни человека и вне общества она невозможна. Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, осо­бенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе — культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культур­ных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Культурология и культурная антропология. Культурная антрополо­гия занимается изучением человека как субъекта культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Антропологи изучают конкрет­ные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела, она исследует человека в аспекте выраже­ния его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, со­циальные или личностные формы.

Таким образом, взаимосвязь культурологии с другими науками но­сит двойственный характер. С одной стороны, каждая наука изучает свой предмет и обобщает полученные знания на трех уровнях. Высшим уров­нем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности — философию истории, философию экономики, фи­лософию искусства... На этом уровне, как правило, решаются задачи наи­более общего осмысления предмета познания, вскрывается его суть, место в системе мироздания и в мировоззрении человека. Низший (пер­вый, или эмпирический) уровень познания связан с нахождением фак­тов и их первичной систематизацией и классификацией. Эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их кон­кретно-исторической неповторимости. Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер.

Это и есть культурологический аспект исследования, существую­щий в любой области знаний о человеке и его деятельности. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описываю-


А.П Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

щие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вооб­ще и каковы ее границы, а то, как она адаптируется к меняющимся усло­виям, как себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упоря­доченности. В рамках каждой науки можно выделить поле исследований механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть «экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой». Отсюда в любой области социального и гуманитарного позна­ния может иметь место культурологический подход, создавая такие на­правления исследования, как «культурология экономики», «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства» и т.д.

Вместе с тем культурология представляет и самостоятельную область знания. В этом аспекте она может рассматриваться и как отдельная груп­па наук, и как отдельная, самостоятельная наука, или, иными словами, в узком и широком смысле. В зависимости от этого определяется предмет культурологии и ее структура

Предмет культурологии

Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повсе­дневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих во­просов и призвана заниматься культурология.

В широком смысле культурология представляет собой собиратель­ное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богослов­ских и философских концепций культуры. Другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функциони­рования и развития, которые представляют различные варианты осмыс­ления феномена культуры. В центре внимания культурологических наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и ре­гуляции деятельности, но не какого-то конкретного вида деятельности, а всей социальной практики человека, которая изучается с точки зрения ее мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занима-


КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

ются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые произво­дят, хранят и передают культурную информацию.

С этой точки зрения предметное поле культурологии заполнено мно­гочисленными дисциплинами. Среди них:

история культурологии, которая занимается изучением многочис­
ленных культурологических концепций, существовавших в про­
шлом;

• кулътуроведение — практическое руководство культурой, сущест-
. вующее в конкретных прикладных дисциплинах (например, в му-

зееведении, литературоведении, театроведении и тд.); • социология культуры изучает реальные процессы функционирова­ния культуры в том или ином обществе. Она позволяет понять за­висимость многих явлений культуры от различных форм общности людей, типа социальных связей и форм культурных коммуникаций. Она связана со сбором, обработкой, анализом разнообразной со­циологической информации и составляет ту часть культурологиче-ского знания, которое предполагает эмпирическое исследование процессов культуры;

экология культуры охватывает все области жизнедеятельности со­
временного человека, прежде всего его взаимоотношения с приро­
дой. Ведь культура — это та искусственная среда, которая создана
человеком, и у нее очень сложные и неоднозначные отношения с
миром природы — естественной средой нашего обитания. Отсюда
важная задача культурологии — изучение активных связей челове­
ка с окружающим миром, влияние природы на образ жизни, нор­
мы и ценности людей, типы культуры;

психология культуры в центр внимания ставит человека, процесс его приобщения к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества Кроме того, большое внимание уделяется изучению цен­ностей разных типов культур;

этнология (этнография) изучает общие закономерности развития культур разных народов, а также состав, происхождение, расселе­ние и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру;

богословие культуры рассматривает культуру как религиозный культ и в основном развивается в рамках протестантского модернизма;

история культуры изучает каждую отдельную культуру как уни­кальное и оригинальное явление, а также сравнивает культуры ме­жду собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их разли­чия во времени и пространстве, в ценностях и нормах, знаниях и умениях, традициях и обычаях;


 


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

• изучение художественной культуры разных народов позволяет по­
казать всю совокупность процессов и явлений духовной практиче­
ской деятельности по созданию, распространению и освоению
произведений искусства. В изучении искусства культурологию ин­
тересуют прежде всего художественные вкусы того или иного об­
щества, типичные художественные образы и символы.

При таком широком подходе к предмету культурологии она пред­стает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру. В данном варианте она может отождествляться с философией культуры, социологией культуры, культурной антропологией и другими теориями среднего уровня. В таком случае она лишается своего собствен­ного предмета исследования и становится частью названных выше дис­циплин.

Поэтому более взвешенным представляется второй подход, пони­мающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы зна­ний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, а именно теории художественной культуры, истории культуры и других частных наук о культуре. В этом случае культурология также выступает в качестве их методологической основы. При таком подходе необходимо начинать с рассмотрения культуры в ее конкретных формах, в которых она выступает как сущностная характеристика чело­века, условие и способ его жизнедеятельности.

Это означает, что предметом культурологии является совокуп­ность вопросов происхождения, функционирования и развития куль­туры как специфически человеческого способа жизни, отличного от ми­ра живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерно­сти развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Основными задачами культурологии являются:

• глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

• изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

• определение места и роли человека в культурных процессах;

• разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

• взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

• изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, филосо­фии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;


культурология. EE ПРЕДМЕТ И СТРУКТ УРА

• исследование развития отдельных культур.
Целью культурологии становится такое изучение культуры, на осно-

которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить % проанализировать:

| • факты культуры, составляющие в совокупности систему культур­ных феноменов;, i • связи между элементами культуры; • динамику культурных систем;

• способы производства и усвоения культурных феноменов;

• типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы
(культурные коды);

• культурные коды и коммуникации между ними.

Структура культурологии

I

Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология — из философии природы, а социология и политоло­гия — из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое по­знание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпи­рическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и пред­варительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом — формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне.

Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два ви­да — фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культу­рология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокуль­турными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология куль­туры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм — к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, фи-

 


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

зической и духовной культуре, других сферах культуры также носят при-кладной характер.

Фундаментальная культурология включает в себя несколько основ­ных направлений:

социальная культурология изучает те процессы и явления, кото­
рые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности.
При этом человек рассматривается не как личность, обладающая инди­
видуальными уникальными чертами, а как условный функциональный
субъект культурных процессов;

психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание преимущественно на человека — носителя той или иной куль­туры. В основном акцентируется изучение норм и ценностей, лежащих в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек ус­ваивает эти нормы и ценности;

культурная семантика изучает культурные феномены как тек­сты — систему информационных носителей, с помощью которых коди­руется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, — а также с помощью символов — в любых про­дуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обра­щается на процессы коммуникации между людьми;

история культурологии рассматривает историю и механизм по­явления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значе­ние истории культурологии для культурологической науки столь же ве­лико, как и значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологическо­го и философского знания, а их современные теоретические конструкты опираются на результаты размышлений предшественников. История культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный раздел науки, но и как часть социальной, психологической антропологии и культурной семантики (подробно о ней будем говорить ниже).

Остальные же части фундаментальной культурологии представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся между собой в отно­шениях иерархии — от изучения наиболее общих теоретических законо­мерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и со­бытий.

Социальная культурология. Здесь самый высокий (первый) уровень исследования и обобщения представляет собой обобщение закономер­ностей, определяющих культурные явления и процессы как особые кате­гории человеческого существования. Это уровень общей теории куль­туры, рассматривающий культуру как основной результат коллектив­ной жизнедеятельности людей. На этом уровне создается понятийный


\

\_ кульТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА- ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

аппарат культурологии, разрабатываются методология и методика ис­следования феноменов культуры. Кроме того, создаются общие объясни­тельные концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, рас­сматриваются взаимосвязи культуры и природы, культуры и цивилиза­ции, изучаются функции культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.