Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этноцентристские этапы






Под этноцентризмом в культурной антрополо­гии понимается совокупность представлений о собственной эт­нической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собствен­ная, родная культура.

Отрицание. Одной из форм этноцентризма является отрица­ние каких-либо культурных различий между народами. Этноцен­тристская личность просто не воспринимает существования культурных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.

Изоляция понимается прежде всего как физическая изоляция народов и культур. Она способствует этноцентризму: если чело­век не сталкивается с чужими, нет необходимости задумываться о культурных различиях. В наши дни практически не может быть полной физической изоляции (разве что найдется неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне возможна относительная изоляция.

Например, возможна изоляция маленького городка с гомогенным на­селением в большой многонациональной стране, где культурные раз­личия не ощутимы, их выпускают из поля зрении при восприятии окружающего мира. Примером изоляции может быть поведение мно­гих туристов за границей, где они ищут сходство со своей культурой и поэтому замечают только знакомые предметы. Так, многие американ­цы в Японии видят только небоскребы, кафе «Макдоналдс» и автомо­били. Иными словами, у этих людей не хватает категорий для конста­тации культурных различий. Частичная изоляция может проявляться также в использовании очень широких категорий для культурного различия. Так, люди согласны, что есть разница между европейцами и азиатами, но не видят различий между японцами и корейцами и т.п.

Сепарация, как уже указывалось, представляет собой возведе­ние физических или социальных барьеров для создания дистан­ции от всего, что отличается от собственной культуры. Она вы­ступает как средство сохранения отрицания. В реальной практи­ке взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этниче­ским, религиозным, политическим и другим основаниям, разде­ляющим людей на многочисленные и разнообразные группы. Например, в Америке жители трущоб часто принадлежат к иной расе и их материальные условия жизни способствуют расовой ди­скриминации.

На первый взгляд, отрицание может показаться приемлемой формой межкультурных контактов, поскольку люди, разделяю­щие эту позицию, не ищут ссор до тех пор, пока другие держатся от них на расстоянии и ведут себя мирно. На этапе отрицания люди более вежливы, чем на этапе защиты. Но у отрицания есть опасная сторона — скрытый перевод других, непохожих людей, в другую категорию, более низкую.

Важно отметить, что отрицание — это привилегия доминант­ных групп населения. Членам малых групп, чье отличие отрица­ется, трудно доказать другим, что оно есть.

На этапе отрицания лучшим методом формирования межкультурной чувствительности является организация меж­культурных мероприятий — международных вечеров, недель межкультурного обмена, где можно познакомиться с чужой му­зыкой, танцами, костюмами, кухней и т.п. Это помогает сформи­ровать более конкретное понимание наиболее общих культурных категорий. Важно просто признать существование межкультур­ных различий, избегая их обсуждения, так как слушатели либо проигнорируют такую информацию, либо отвергнут все объясне­ния. Когда эти различия начинают осознаваться, первой реак­цией является возрастание напряженности, что ведет к следую­щему этапу — защите.

Защита. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять. Поскольку существование различий признается как реальный факт, защита представляет собой шаг вперед в раз­витии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием.

Диффамация (клевета) — первая форма защиты — негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики припи­сываются каждому члену соответствующей социокультурной группы. Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Она может быть неявной, например просьба на се­минаре подтвердить, что какая-то группа действительно является источником неприятностей. Но есть и более серьезные формы клеветы, когда пытаются рационально обосновать негативные стереотипы, доказать неполноценность той или иной группы. Именно так действуют разного рода экстремистские организа­ции.

Движение от диффамации к последующим этапам затруднено из-за развивающейся ненависти, которая порождает тенденцию возврата к отрицанию. Многие люди, осознающие свою нена­висть к чужим и понимающие, что это ненормально, предпочита­ют вернуться к изоляции, считая это лучшим состоянием для всех. Проблему можно решить, воспитывая культурное самоува­жение.

Защищая свои культурные отличия, человек приходит к чув­ству превосходства, подчеркиванию своего высокого культурно­го статуса, причем прямое отрицание чужой культуры не являет­ся обязательной чертой этого чувства. Чувство превосходства проявляется в виде гордости за свою расу, пол и т.п. Естественно, чужое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий статус. В теоретическом плане примером превосходства может служить классический эволюционизм в этнологии, стоящий на позициях европоцентризма и считающий все другие культуры менее развитыми. В рамках этой же концепции появился и широ­ко используется термин «развивающиеся страны», подразумева­ющий эталоном развития всех стран европейский и американ­ский уровень.

Конечно, этап превосходства представляет собой шаг вперед по сравнению с этапом диффамации, потому что здесь различие оценивается менее негативно, его признают, хотя и с позиций эт­ноцентризма. На этом этапе очень опасно скатиться на позиции ненависти к чужакам. Нельзя также допустить, чтобы гордость за свою культуру стала самоцелью.

Заметим, что недоминирующие этнические группы и нацио­нальные меньшинства начинаютсвой путь развития межкультур­ной чуткости именно с этапов превосходства и клеветы, задержи­ваясь на них довольно долго.

Обратное развитие (полное изменение) не является обязатель­ным этапом межкультурного развития, хотя его переживают мно­гие из тех, кто долгое время проживает за границей. Оно означает очернение своей собственной культуры и признание превосходст­ва другой. Субъективное значение, приписываемое культурному различию, остается тем же, просто происходит замена культуры, которая воспринимается как «другая», «отличная».

На стадии защиты важно обратить внимание на те элементы культуры, которые являются общими для всех взаимодействую­щих культур, и особенно на то, что есть в них положительного. Если вслед за этапом защиты не будет этапа умаления, а произой­дет скачок к принятию или адаптации, это может привести к укреплению защиты и отказу от дальнейшего развития межкуль­турной чувствительности.

Умаление. Этап умаления (минимизации) — последняя попыт­ка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культур­ные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты. Они рассматриваются как что-то тривиаль­ное, естественное, незначительное по сравнению с культурным сходством. Принимается позиция единой человеческой сущности, которая иллюстрируется известным «золотым правилом»: посту­пай с другими людьми так, какты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это правило подразумевает, что все люди одинаковы, но при всей внешней привлекательности данный подход также оста­ется этноцентричным, поскольку «универсальные» характеристи­ки людей берутся из своей культуры и означают: «будь, как я».

Физический универсализм является первой формой минимиза­ции и исходит из того, что все люди независимо от их расовой, эт­нической или культурной принадлежности имеют общие физи­ческие характеристики, которые обеспечивают одинаковые ма­териальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку. Логичным следствием из этих посы­лок будет утверждение, что все культурные различия сводятся к нескольким не очень существенным характеристикам. Но важно понимать, что, хотя люди и имеют схожие физические потребно­сти, их удовлетворение происходит в специфическом социаль­ном и культурном контексте. Поэтому на данном этапе важно ознакомить людей с эмпирическим материалом, подчеркиваю­щим значение социального контекста человеческого поведения..Физический универсализм — результат эмпиризма, подхода, стремящегося к обобщению опытных (в основном естествен- но-научных) данных.

Трансцендентальный универсализм является его своеобразным аналогом. Он предполагает, что все люди являются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего Бога). Самый известный пример - утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему.

На этом этапе развития межкультурной чуткости наиболее эффективны рассказы о собственном опыте межкультурного контакта и другие примеры, иллюстрирующие культурные раз­личия в поведении. Особенно полезна встреча с представителями иной культуры, способными наглядно продемонстрировать эти различия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.