Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Характеристика нормативных кризисов ребенка в дошкольном возрасте.






Криз 3-х летнего возраста. Кризис 6-7 летнего возраста. Проблема готовности ребенка к школе.

4.4. Матрица компетенций

Таблица 3

Темы дисциплины Количество часов Формируемые компетенции
ОПК-3 ОПК-4 ОПК-11 ПКПП-1 ПКПП-2 ПКПП-5  
1. Физиологическое развитие и психофизиологические особенности дошкольника   +         +    
2. Социальный фактор развития в дошкольный период   +       + +    
3. Особенности познавательной сферы ребенка в дошкольный период   + +     + +    
4. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника   +       + +    
5. Особенности потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста   + + +   + +    
6. Развитие личности и морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста   + + + + + +    
7. Особенности поведения и характеристика общения ребенка дошкольного возраста   + + + + + +    
8. Характеристика нормативных кризисов ребенка в дошкольном возрасте   +       + +    

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках дисциплины «Психология дошкольного возраста» предполагается использование следующих образовательных технологий и форм организации учебных занятий:

- лекции – проводятся с использованием мультимедиа технологий (демонстрация материала посредством проектора);

- практические занятия – предполагают работу студентов с конкретными методиками психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста, а также разбор проблемных ситуаций и решение вопросов по развитию, взаимодействию, обучению и воспитанию дошкольников;

- самостоятельная работа студентов – предполагает внеаудиторную работу по применению психолого-педагогического инструментария в работе с ребенком дошкольного возраста.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Для текущего контроля успеваемости предполагается выполнение студентами самостоятельных домашних заданий, направленных на овладение основными методиками психолого-педагогической диагностики, которые могут быть использованы в работе педагога-психолога с дошкольником.

Для итоговой аттестации студентов используется зачет, предполагаемая форма проведения устная.

 

6.2. Вопросы для подготовки к зачету

Для итоговой аттестации студентов используется зачет, предполагаемая форма проведения устная.

1) Место дошкольного возраста в онтогенетическом развитии человека.

2) Гендерные особенности развития в период дошкольного детства.

3) Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста.

4) Психофизиологическое развитие ребенка дошкольного возраста.

5) Нарушение психофизиологического развития: причины, признаки и пути коррекции.

6) Социальная ситуации развития ребенка дошкольного возраста.

7) Характеристики ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.

8) Игра как условие психического развития дошкольника.

9) Основные возрастные задачи периода дошкольного детства.

10) Общая характеристика когнитивного развития дошкольника.

11) Характеристика ощущения и восприятия в дошкольном возрасте.

12) Характеристика процесса внимания в дошкольном возрасте.

13) Характеристика памяти в дошкольном возрасте.

14) Характеристика мышления в дошкольном возрасте.

15) Характеристика воображения в дошкольном возрасте.

16) Интеллектуальная готовность к школе.

17) Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника.

18) Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства.

19) Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли.

20) Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.

21) Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста.

22) Ведущие потребности дошкольника, их динамика.

23) Формирование мотивов в период дошкольного детства.

24) Мотивационная готовность к обучению в школе.

25) Формирование и становление ценностей дошкольника.

26) Особенности самосознания ребенка дошкольного возраста.

27) Основные личностные характеристики дошкольника.

28) Развитие морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста.

29) Роль семейного воспитания в становлении морально-нравственных норм ребенка.

30) Общая характеристика поведенческих особенностей ребенка дошкольного возраста.

31) Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе.

32) Место ребенка в системе семейных отношений.

33) Характеристика общения дошкольника со сверстниками.

34) Особенности поведения ребенка в детском дошкольном учреждении.

35) Негативные моменты поведения дошкольника: обман, ложь, агрессия.

36) Общая характеристика кризиса 3-х летнего возраста.

37) Позиция родителей в период переживания кризиса ребенком.

38) Общая характеристика кризиса 6-7 летнего возраста.

39) Позиция родителей в период переживания кризиса ребенком.

40) Общая готовность ребенка к обучению в школе.

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольника. М.: Эксмо. 2009.

2. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие / В.Г. Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2011.

3. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009.

4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – 8-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

 

Дополнительная литература

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.

6. Дошкольник в современном мире Смирнова Е.О. Лаврентьева Т.В. – М.: Дрофа, 2008.

7. «Дошкольное воспитание» журнал.

8. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. -2-ое изд., стереотипн. – М.: Генезис, 2000.

9. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. СПб.: Речь, 2000.

10. Могилева В.Н Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. М.: Академия, 2007.

11.Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Нравственная сфера личности дошкольника. СПб.: Амалтея, 2008.

12.Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. М.: Генезис, 2007

13. Психология дошкольника. Сост. Г.А. Урунтаева и др. М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Модэк, 2000.14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Портал психологических изданий – https://psyjournals.ru

Журнал «Вопросы психологии» – https://www.voppsy.ru

Поисковые системы, рекомендованные ФГОС:

· https://informika.ru

· https://edu.ru

· https://rospsy.ru

· https://rsl.ru

· https://mon.gov.ru

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для освоения дисциплины «Психология дошкольного возраста» необходимо мультимедиа оборудование и видеотехника для реализации принципа наглядности в лекционном курсе.

 


 

 

Рабочая программа дисциплины

«Психология дошкольного возраста»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´ 84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.