Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозная деятельность и отношения






 

Деятельность:

• культовая (культ – драматизация религиозного мифа; миф – «аспекты мифа» Мирча Элиаде, Кассирер, Лосев, Пятигорский «феноменология мифа», Леви-Стросс Мифологика (1-2 т.) религиоведение для бакалавров)

• внекультовая (участие священнослужителей в педагогическом, политическом процессах, etc)

 

Определения мифа до XX давались в основном немцами, неокантианцами. " М" - архаичный способ звукоподражания мычанию. Слово «мютос» происходит из звука «м», который первым был вычленен людьми. Миф - самое архаичное слово?

Бонгард-Левин «Древнеиндийская цивилизация».

Мери Дуглас «Чистота и опасность».

2 тыс до н.э. - начало формирования ведического канона (Ригведа, Самоведа, Яджвурведа - самхиты, Атхарваведа не входила в канон, на нее не было комментариев брахманов и араньяком, если нет комментариев, текст не канонический)

• самхиты

• брахманы

• араньяки

• упанишады

Самые поздние упанишады - 500 г. н.э. В дописьменной культуре индоариев создаются тексты на протяжении полутора тысячи лет, только из уст в уста. 500 г. - начало письменной фиксации.

 

6 в. до н.э. - появление буддизма; 4-3 вв. до н.э. - расцвет буддизма.

До 2 тыс. до н.э. - тексты саркофагов и тексты пирамид.

==> самые древние мифы неизвестны, т.к. не были записаны. Их отголоски можно найти в сказках, ритуалах.

Палимпсест.

 

5 аспектов мифа по Элиаде:

1. История подвигов первопредков/культурных героев, которые обнаружили способы жизнеобеспечения

Все, что племя знает оно освещает авторитетом первопредка

Отголоски древних мифов в сказках и ритуалах

Песня о Гайавате Лонгфело (литературная обработка)

Пропп «Корни волшебной сказки»

Леви-Стросс «Структурная антропология»

 

2. Сакральная история, которая передается исключительно во время инициаций; миф - самое ценное знание, что есть у племени; миф никогда не рассказывался чужестранцам и детям. Деление мифов на женские (собирательство) и мужские (охота etc)

 

3. Априорное знание, которое получают все члены племени; в форме священного рассказа стариком передаются все необходимые для выживания знания

Старик как мужской авторитет, смог дожить до старости.

Ментор (Юнг), советчик (Пропп). Это может быть и женский образ – Баба Яга в самых ранних сказаниях. Она всеобщая мать.

 

Аарон Томпсом «Справочник сюжетных линий волшебных сказок»

 

4. Получение новых знаний (охотник в неизвестной обстановке вынужден приспособиться к обстановке, делает он это с помощью житейского опыта; охотник может превратиться в рыболова)

Миф в качестве гносеологического инструментария

 

5. Реактуализация событий священной истории (инструмент постоянно воспоминания событий древности)

Охотничьи танцы

«Если мы живем, значил охота первопредка была удачной: он не умер и племя размножилось»

 

Эпистема мифоритуала; Топоров «О ритуале» («Древо мира»)

 

16.03

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.