Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сомнения тех, кто считает, что Ад еще не создан






В комментариях к трактату имама ат-Тахави обсуждаются сомнительные доводы тех, кто считает, что Ад еще не создан. Опровергая их, автор пишет:

Те, кто полагает, что он еще не сотворен, ссылаются на сомнительный довод: если бы он существовал сейчас, то в день воскресения он непременно должен был бы исчезнуть, а все его обитатели — погибнуть и умереть, потому что Всевышний сказал:

«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88);

«Каждая душа вкусит смерть» (Аль ‘Имран, 185). Кроме того, в своде ат-Тирмизи передан хадис Ибн Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]ل َ ق ِ ي ت ُ إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي م َ ل َ ي ْ ل َ ة َ أ ُ س ْ ر ِ ي َ ب ِ ي ف َ ق َ ا ل َ: ي َ ا م ُ ح َ م ّ َ د ُ أ َ ق ْ ر ِ ئ ْ أ ُ م ّ َ ت َ ك َ م ِ ن ّ ِ ي ا ل س ّ َ ل ا م َ ، و َ أ َ خ ْ ب ِ ر ْ ه ُ م ْ أ َ ن ّ َ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ ط َ ي ّ ِ ب َ ة ُ ا ل ت ّ ُ ر ْ ب َ ة ِ ع َ ذ ْ ب َ ة ُ ا ل ْ م َ ا ء ِ و َ أ َ ن ّ َ ه َ ا ق ِ ي ع َ ا ن ٌ ، و َ أ َ ن ّ َ غ ِ ر َ ا س َ ه َ ا س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ا ل ل ّ َ ه ِ ، و َ ا ل ْ ح َ م ْ د ُ ل ِ ل ّ َ ه ِ ، و َ ل ا إ ِ ل َ ه َ إ ِ ل ا ّ َ ا ل ل ّ َ ه ُ ، و َ ا ل ل ّ َ ه ُ أ َ ك ْ ب َ ر ُ [

«В ту ночь, когда я был перенесен [из Мекки в Эль-Кудс], я встретил Ибрахима. Он сказал: “О Мухаммад, передай твоим последователям мои приветствия и сообщи им, что грунт в Раю благоухает. Вода в нем вкусная и пресная, земля — ровная и гладкая, а его саженцы — это слова ‘субхана-Ллах’, ‘альхамдули-Ллях’, ‘ля иляха илля-Ллах’ и ‘Аллаху акбар’”». Ат-Тирмизи назвал его хорошим и малоизвестным[9]. Он же передал со слов Абу аз-Зубейра хадис Джабира о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]م َ ن ْ ق َ ا ل َ س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ا ل ل ّ َ ه ِ ا ل ْ ع َ ظ ِ ي م ِ و َ ب ِ ح َ م ْ د ِ ه ِ ؛ غ ُ ر ِ س َ ت ْ ل َ ه ُ ن َ خ ْ ل َ ة ٌ ف ِ ي ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة ِ [

«Для того, кто скажет: “Субхана-Ллахи ва бихамдихи”, — будет посажена пальма в Раю». Ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным[10].

Они считают, что если бы Рай был уже создан, то его земля не была бы ровной и гладкой, а его саженцы были бы лишены всякого смысла. То же самое можно сказать о словах жены Фараона:

«Господи, возведи для меня дом в Раю возле Тебя!» (Ат-Тахрим, 11).

Ответить на это можно следующим образом: если вы имеете в виду, что Рай не существует, что он возникнет подобно тому, как подуют в Рог, или подобно воскресению мертвых из могил, то такое утверждение лживо. Оно опровергается аргументами, некоторые из которых мы уже привели. Но если вы имеете в виду, что Аллах еще не завершил сотворение там всего, что уготовано для его обитателей, и что Он продолжает создавать в нем новые вещи, и что Он создаст в нем многое другое, когда верующие войдут туда, то это справедливо, и это нельзя отрицать. Ваши доводы указывают именно на такое толкование.

Что касается ваших попыток сослаться на слова Всевышнего Аллаха «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88), то они опираются на неправильное понимание смысла этого аята. Отрицая существование Рая и Ада на основании этого аята, вы уподобляетесь вашим собратьям, утверждающим, что эти творения исчезнут, а их обитатели умрут!! Ни вы, ни ваши собратья не поняли смысла этого аята, но мусульманские имамы поняли его правильно. Они говорили, в частности, что здесь имеется в виду все, чему Аллах предписал исчезнуть и погибнуть. Что же касается Рая и Ада, то они сотворены для вечного существования, а не для того, чтобы исчезнуть. То же самое относится к Трону, который является кровлей Рая. Существует мнение, что в этом аяте имеется в виду «кроме Его владений» или «кроме того, что сделано ради Него». Говорят, что после ниспослания слов Всевышнего Аллаха «Все на ней (земле) смертны» (Ар-Рахман, 26), ангелы сказали: «Жители Земли погибли!» Они пожелали жить вечно, но Аллах сообщил, что умрут все жители и неба, и земли. Он сказал:

«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (Аль-Касас, 88), ибо только Он — Живой, Который не умирает. Тогда ангелам стало ясно, что они тоже смертны. Об этом упоминали для сопоставления этих аятов с недвусмысленными текстами, указывающими на то, что Рай и Ад вечны. Из этих текстов следуют и другие выводы, о которых мы скоро поговорим, если на то будет воля Всевышнего Аллаха[11].


Глава вторая






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.