Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Катапультное кресло К-36






В конце 1960-х гг. в СССР на заводе «Звезда» под руководством генерального конструктора Г.И. Северина было создано катапультное кресло К-36, которое и сегодня находится в серийном производстве.

Кресло К-36ДМ (рис. 69) вместе с НАЗом, высотным комплектом кислородного оборудования ККО-5 и высотным морским спасательным комплектом ВМСК на летчике обеспечивает:

размещение в кресле летчика с ростом «сидя» 820...980 мм и бесступенчатое регулирование положения сиденья по росту летчика (в том числе и в полете);

эксплуатационное притягивание летчика к сиденью и стопорение плечевых и поясных ремцей системы фиксации, автоматическое стопорение плечевых ремней при отрицательной перегрузке более двух единиц, действующей в направлении спина — грудь, и принудительное притягивание с фиксацией рук, плеч, пояса и ног при катапультировании;

аварийное покидание самолета с помощью вытягивания ручки катапультирования в широком диапазоне высот и скоростей в полете, включая взлет и послепосадочный пробег;

автоматическое срабатывание в определенной последовательности систем кресла после вытягивания летчиком ручки катапультирования;

подачу кислорода для дыхания летчика в течение 4...11 мин во время спуска после катапультирования или при отказе бортовой кислородной системы, быстрое наполнение натяжного устройства высотно-компенсирующего костюма (НУ ВКК) при катапультировании с высоты более 11...13 км, а также дыхание кислородом в течение трех минут при всплытии из-под воды с глубины до 4 м и нахождении на плаву;

обеспечение жизнедеятельности летчика после аварийного покидания или вынужденной посадки (без катапультирования).

На катапультном кресле имеются следующие органы управления:

ручка катапультирования с рычагом стопорения;

ручка механизма эксплуатационного притягивания поясных ремней (притяг пояса);

ручка механизма стопорения ремней (стопор плеч) с кнопкой фиксации;

переключатель системы регулирования положения сиденья по росту летчика («вверх — вниз»);

ручка аварийного включения кислорода (аварийный кислород) (см. рис. 69).

Защита летчика или каждого члена экипажа (на- многоместных самолетах) от возникающих нагрузок, скоростного напора обеспечивается противоперегрузочным костюмом, высотным снаряжением и принудительной фиксацией в кресле.

 

Рис. 69. Катапультное кресло К-36ДМ (СССР): 1 — заголовник; 2 — стабилизирующая штанга; 3 — пиромеханизм системы стабилизации; 4 — пряжка ремня механизма эксплуатационного притягивания плечевых ремней; 5 — лопасть ограничителя рук; 6 — пряжка ремня механизма эксплуатационного притягивания поясных ремней; 7 — ручка механизма эксплуатационного притягивания поясных ремней; 8 — механизм эксплуатационного притягивания поясных ремней; 9 — кресло; 10 — кнопки системы регулирования сиденья; 11 — ручка аварийного включения кислорода; 12 — НАЗ; 13 — ограничитель ноги; 14 — ложемент голеней и ног; 15 — ложемент механизма подъема ног; 16 — щиток дефлектора; 17 — ручка катапультирования; 18 — замок системы фиксации; 19 — система фиксации; 20 — такелажный узел; 21 — свободные концы парашютной системы

При катапультировании на скорости свыше 800 км/ч дополнительная защита летчика от встречного потока воздуха обеспечивается выставляемым вперед дефлектором до выхода кресла в воздушный поток из кабины. Выброс кресла на высоту, достаточную для переброса через кили самолета при катапультировании на больших скоростях полета и для наполнения купола спасательного парашюта на малых высотах, ввод спасательного парашюта и отделение летчика от кресла обеспечиваются двухступенчатым КСМ и механизмом ввода парашюта (МВП). Снижение и приземление (приводнение) летчика обеспечивается спасательной системой ПСУ-36 (см. рис. 8). Режимы аварийного покидания летчиком самолета МиГ-29 с креслом К-36ДМ представлены на рис. 70.

 

Рис. 70. Режимы аварийного покидания самолета МиГ-29 с креслом К36ДМ: а — H> 5000...6000 м, V> 800...900 км/ч; б — H< 5000...6000 м, V< 800...900 км/ч; в — малые высота и скорость

При катапультировании на малой скорости при рулении, взлете и пробеге ввод спасательного парашюта обеспечивается

сразу же при приближении кресла к вершине активного участка траектории кресла с летчиком.

При катапультировании на высоте 5000 м кресло поднимается по траектории в стабилизированном, устойчивом положении, проходит над килями самолета, а спасательный парашют вводится в начальный момент снижения.

При катапультировании на высоте более 5000 м кресло поднимается по траектории в стабилизированном положении, снижается с незначительным вращением в плоскости телескопических штанг, спасательный парашют вводится на высоте, не превышающей 5000 м.

После автоматического отделения от кресла купол спасательного парашюта наполняется и обеспечивает снижение летчика; жизнедеятельность летчика после приземления (или приводнения) и его обнаружение спасательными командами обеспечиваются средствами НАЗа, отделяемого от кресла вместе с летчиком.

Энергодатчиком кресла является комбинированный стреляющий механизм КСМУ-36, который обеспечивает разгон при выходе кресла из кабины и подъем его на необходимую высоту, ввод дефлектора системы дополнительной защиты от воздушного потока, ввод спасательного парашюта и отделение кресла от спасаемого летчика.

КСМУ состоит из двухтрубного стреляющего механизма — первой ступени, порохового реактивного (ракетного) двигателя — второй ступени и механизма ввода парашюта. Первая ступень КСМУ предназначена для разгона кресла в направляющих, вторая ступень — для сообщения креслу дополнительного импульса, обеспечивающего безопасную траекторию катапультирования. Механизм ввода парашюта катапультного кресла (МВП) — энергодатчик, обеспечивающий отстрел заголовника при разделении кресла.

На кресле применена спасательная система ПСУ-36, состоящая из спасательного парашюта со щелевым куполом площадью 60 м2 и 28-ю стропами, соединенными со свободными концами. Купол укладывается в чехол, закрепляется к его вершине разрывным звеном и размещается в камере контейнера заголовника.

Подвесная система ПСУ-36 обеспечивает связь летчика с куполом парашюта, равномерное распределение нагрузок, возникающих как при раскрытии купола парашюта, так и при нагрузках от резкого торможения при вынужденной посадке самолета, а также для крепления НАЗа.

Подвесная система ПСУ-36 обеспечивает, кроме того, крепление летчика к катапультному креслу. Когда спасательный парашют вводится в воздушный поток при отстреле заголовника, резаки системы разделения, перерезая ремни механизмов притягивания плеч и пояса, освобождают подвесную систему от связи с креслом.

При движении заголовника чехол стягивается с купола, отрывая разрывное звено, а купол вводится в поток воздуха и наполняется, обеспечивая безопасное снижение летчика.

Система управления катапультированием обеспечивает:

электромеханическое включение пиромеханизма системы фиксации и пиромеханизма первой ступени КСМ;

электрическое и механическое включение пиромеханизмов бортовой системы аварийного сброса фонаря самолета;

электрическое включение электропиропатрона светофильтра ЗШ (для шлема с автоматическим опусканием светофильтра);

включение части цепей сигнала электропиропатрона пироклапана системы дополнительной защиты от воздушного потока;

включение цепи сигнала в бортовом самописце аварийных режимов и параметров полета об аварийном покидании самолета.

Система фиксации в полете удерживает летчика в кресле, а при катапультировании принудительно фиксирует его, притягивая плечи, пояс, ноги и ограничивая разброс рук. Эксплуатационная фиксация осуществляется механизмами притягивания плечевых и поясных ремней, управляемыми ручками. Механизм эксплуатационного притягивания плечевых ремней, ограничивая ход ремней, препятствует свободному перемещению летчика в направлении полета и удерживает его от удара о приборную доску при случайных перегрузках, а механизм притягивания поясных ремней, втягивая ремни, дополнительно прижимает летчика к сиденью кресла. При возникновении перегрузки в направлении спина — грудь, превышающей единицу, механизм притягивания плечевых ремней автоматически стопорит ремни, удерживающие летчика.

При катапультировании система управления включает пиромеханизм и под действием газов пиропатрона этого пиромеханизма срабатывают механизмы подъема ног, механизм притягивания плечевых ремней, ограничители разброса рук и механизм дотяга пояса. Механизмы подъема ног приподнимают колени летчика, механизмы притягивания плечевых и поясных ремней, втягивая ремни, прижимают члена экипажа к сиденью, а ограничители разброса рук, развернув лопасти, обжимают руки. После срабатывания все механизмы стопорятся, надежно фиксируя летчика. Голова в ЗШ располагается в заголовнике, а руки — на поручнях, удерживая ручки катапультирования.

При движении кресла в направляющих рельсах кабины самолета фалы, подсоединяемые к переходнику первой ступени КСМУ, втягивают притяги, фиксирующие ноги члена экипажа в ложементах голеней при ходе кресла 870...930 мм.

Система стабилизации обеспечивает креслу постоянное положение при катапультировании с момента отделения от самолета до ввода спасательного парашюта и разделения. Система стабилизации состоит из двух телескопических штанг со стабилизирующими парашютами СП-36 площадью 0, 06 м2 каждый, пиромеханизма, привода включения пиромеханизма и трубопровода.

Система ввода парашюта и разделения кресла дает команду на отстрел заголовника и освобождает летчика от связей с креслом при вводе спасательного парашюта. Система включает в себя катапультный парашютный автомат типа КПА-4М с тягой включения, парашютный полуавтомат типа ППК-1М, парашютный полуавтомат типа ППК с тягой включения, механизм ввода парашюта КСМ, канаты уборки ограничителей разброса рук, левый и правый резаки ремней механизма притягивания поясных ремней, левый и правый резаки притягов ног и демпфер. Парашютные полуавтоматы, работая совместно с катапультным парашютным автоматом, подают команду на отстрел заголовника при достижении креслом скорости и высоты, допустимых для ввода спасательного парашюта и отделения летчика от кислородной системы кресла, а резаки ремней механизмов притяга плеч, пояса, притяга ног и ограничители разброса рук освобождают летчика от связи с креслом, используя для срабатывания силу отдачи, возникающую при отстреле заголовника.

Парашютные полуавтоматы ППК-1М-Т и ППК-У-Т одинаковы по устройству и состоят из часового механизма со шкалой времени, анероидного устройства со шкалой высот, вытяжного устройства с силовым стальным канатом и различаются диапазонами настройки высоты и времени. Каждый прибор включается выдергиванием гибкой шпильки и срабатывает в зависимости от заданных часовому механизму времени, а анероидному устройству — высоты.

Катапультный парашютный автомат КПА-4М срабатывает с задержкой времени, зависящей от скорости полета самолета перед катапультированием. Принцип действия прибора основан на преобразовании величины скоростного напора и задержке срабатывания временного механизма.

Система регулирования сиденья по росту летчика служит для установки сиденья в положение, обеспечивающее членам экипажа, имеющим рост в положении сидя 820...980 мм, удобное для работы и обзора размещение в кабине самолета. Положение члена экипажа в кресле должно быть таким, чтобы положение его глаз по высоте совпало с линиями визирования, нанесенными на мягкой обшивке ложемента заголовника.

Система регулирования сиденья по росту летчика управляется переключателем, расположенным на правой боковине чашки сиденья. Диапазон регулирования положений сиденья составляет 160 мм. Кислородная система соединяет высотное снаряжение (ВС) члена экипажа с бортовым кислородным оборудованием, бортовыми системами ППУ и вентиляции снаряжения и обеспечивает летчика или членов экипажа кислородом аварийного запаса.

Кислородная система состоит из объединенного разъема коммуникаций ОРК-ПУ и блока кислородного оборудования БКО с кислородным баллоном и манометром. ОРК закреплен на левой (по полету) боковине профилированной крышки сиденья, а блок кислородного оборудования, баллон и манометр — во внутренней полости крышки. В случае отказа БКО каждый член экипажа может включить кислородную систему кресла вытягиванием ручки, расположенной на правой стороне чашки сиденья.

Носимый аварийный запас предназначен для поддержания жизнедеятельности и облегчения поиска каждого члена экипажа после катапультирования или вынужденной посадки. На кресле применяется НАЗ с автоматическим радиомаяком «Комар-2М» и спасательным надувным плотом ПСН-1. Спасательный плот, автоматический радиомаяк и ранец НАЗ-7М соединены 13-метровым фалом и уложены в свободную от кислородной системы кресла секцию профилированной крышки чашки сиденья.

В ранце НАЗа размещены: продуктовый запас, лагерное снаряжение, средства сигнализации и медицинские средства. При вводе спасательного парашюта и разделении кресла профилированная крышка с уложенным НАЗом выходит из чашки сиденья, освобождая радиомаяк и спасательный плот.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.