Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики






 

Нами было проведено экспериментальное исследование с целью изучения уровня личностной тревожности у учащихся 8 классов.

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №4 города Лесосибирска, в сентябре 2012 - мае 2013 года. В исследовании приняли участие учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов. Общее количество испытуемых – 42 человека, среди них 19 мальчиков и 23 девочки. В контрольную группу вошли 25 человек (17 девочек и 8 мальчиков), учащиеся 8 «А» класса, в экспериментальную группу – 17 человек (11 мальчиков и 6 девочек), учащиеся 8 «Б» класса.

Этапы экспериментального исследования:

1 этап (сентябрь 2012 г.) – подбор диагностического инструментария для измерения уровня личностной тревожности у старших подростков;

2 этап (октябрь 2012 г.) – проведение первичной диагностики с целью изучения уровня личностной тревожности у старших подростков;

3 этап (октябрь - ноябрь 2012 г.) – анализ результатов первичной диагностики уровня личностной тревожности у старших подростков;

4 этап (декабрь 2012 г. – март 2013 г.) - организация работы по коррекции уровня личностной тревожности старших подростков средствами изотерапии.

5 этап (апрель - май 2013 г.) - проведение повторной диагностики с целью изучения уровня личностной тревожности у старших подростков, сопоставительный анализ полученных результатов исследования, определение эффективности психологической работы по коррекции уровня личностной тревожности старших подростков средствами изотерапии, формулирование выводов.

В своем исследовании для оценки уровня личностной тревожности подростков мы использовали методики: «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ); «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (ШРЛТ) Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина). Эмпирическое исследование проводилось в групповой форме. Каждому ребенку были выданы чистые бланки, содержащий все необходимые сведения, инструкции и само задание к методикам (Приложение А). Тестирование длилось по 45 минут.

Опишем содержание методик.

1. Методика «Многомерная оценка детской тревожности»

Цель – индивидуальный анализ структуры проявлений тревожности у детей и подростков школьного возраста в связи с проблемами, возникающими у них дома, при школьном обучении, во взаимоотношениях с окружающими.

Инструкция к методике МОДТ:

«Предлагаемые вам вопросы имеют отношение к тому, как вы себя обычно чувствуете. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Старайтесь отвечать правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Если вы определились с ответом на конкретный вопрос, то напротив соответствующего ему номера следует поставить знак «+», если ответ «Да» и знак «-», если ваш ответ на данный вопрос - «Нет».

Если вы затрудняетесь в выборе однозначного ответа, то выбирайте решение в соответствие с тем, что бывает чаще. Если ваш ответ на данный вопрос может быть различным в разные периоды вашей жизни, выбирайте ответ так, как это правильно в настоящее время. Всякий вопрос, ответ на который вы не можете сформулировать как «Да», следует считать отрицательным (т.е. «Нет»)» [28].

Ниже мы приведем список шкал методики МОДТ и их психологическое содержание.

Шкала 1. «Общая тревожность», в результатах которой отражается общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.

Шкала 2. «Тревога в отношениях со сверстниками», в результатах которой отражаются уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с другими детьми и подростками.

Шкала 3. «Тревога, связанная с оценкой окружающих», в результатах которой отражается уровень специфической тревожной ориентации ребенка на мнение других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, уровень тревоги по поводу оценок, даваемых окружающими, в связи с ожиданием негативных оценок с их стороны.

Шкала 4. «Тревога в отношениях с учителями», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний, обусловленных взаимоотношениями с педагогами в школе и влияющих на успешность обучения ребенка.

Шкала 5. «Тревога в отношениях с родителями», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями со взрослыми, выполняющими родительские функции, а также характера тревожного реагирования ребенка в связи с родительским отношением и оценкой его родителями.

Шкала 6. «Тревога, связанная с успешностью в обучении», в результатах которой отражается уровень тревожных опасений ребенка, оказывающих непосредственное влияние на развитие у него потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.

Шкала 7. «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний ребенка в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Шкала 8. «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», в результатах которой отражается уровень тревоги ребенка в ситуациях проверки (особенно - публичной) его знаний, достижений, возможностей.

Шкала 9. «Снижение психической активности, обусловленное тревогой», в результатах которой отражается уровень реагирования на тревожный фактор среды признаками астении, оказывающей влияние на приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера.

Шкала 10. «Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой», в результатах которой отражается уровень выраженности психовегетативных реакций в ответ на тревожный фактор среды, свидетельствующих об особенностях приспособляемости организма ребенка к ситуациям стрессогенного характера [15].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.